Как самостоятельно зарегистрировать ООО

Как самостоятельно зарегистрировать ООО

www.shutterstock.com

Работать в некоторых сферах бизнеса может только юридическое лицо. Зарегистрировать его сложнее, чем открыть ИП, поэтому многие учредители обращаются за помощью к юристам. Но часто с этим можно справиться и самостоятельно.

В статье расскажу, как оформить документы для открытия юрлица, куда их подавать, и почему учредителям могут отказать в регистрации ООО.

Содержание

    Когда нужно открывать ООО

    Открыть ООО придется, если компания собирается:
    • производить и продавать крепкий алкоголь;
    • производить, испытывать или ремонтировать авиатехнику; 
    • разрабатывать, производить, ремонтировать или торговать оружием, патронами и военной техникой;
    • хранить, перевозить и уничтожать химоружие;
    • проводить экспертизы промышленной безопасности;
    • производить, хранить, использовать или распространять взрывчатку промышленного назначения;
    • производить и продавать пиротехнику;
    • выполнять работы по воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления, например, разгонять облака;
    • заниматься частной охраной;
    • трудоустраивать граждан РФ за пределами страны;
    • заниматься банковской деятельностью;
    • открывать инвестиционные фонды;
    • управлять инвестиционными или паевыми негосударственными пенсионными фондами;
    • производить лекарства;
    • культивировать растения для производства наркотиков и психотропов, участвовать в обороте этих веществ;
    • продавать электроэнергию;
    • предоставлять услуги страхования;
    • открыть ломбард;
    • открыть туркомпанию.
    Ниже опишем другие случаи, когда еще нужно открывать ООО. 
    У бизнеса несколько владельцев. Например, компанию создают три учредителя: один вкладывает деньги, второй предоставляет помещение, а третий — свой опыт или уникальную технологию. В уставе они определяют, кому какая доля компании принадлежит, и соответственно размеру доли делят прибыль.
    Если бизнес планируют продать. ООО можно продать целиком или частями, для этого заключают, например договор купли-продажи доли в ООО. В эту долю входит имущество, оборудование, контракты с поставщиками и прочее. Новому собственнику не нужно переоформлять сотрудников: они остаются работать в той же компании. Название тоже можно не менять.
    Если бизнес создают для привлечения инвесторов. Обычно инвестору выделяют долю в ООО соразмерно его вкладу: он может получать свою часть прибыли в виде дивидендов или через какое-то время продать долю дороже, чем купил.
    Бизнес планирует работать с государством. У госкомпаний до сих пор существует стереотип, что ИП — это не серьезно. При прочих равных на государственных тендерах заказчики отдают предпочтение ООО.

    Что нужно сделать до подачи документов на регистрацию ООО

    Изучить причины отказов: это убережет от потраченного времени и потери денег на оплату госпошлины.
    Полный список причин отказа в регистрации перечислен в ст. 23 №129-ФЗ. Вот самые распространенные из них:
    • предоставлен неполный комплект документов;
    • документы поданы в ненадлежащий регистрирующий орган;
    • не соблюдена нотариальная форма предоставленных документов;
    • заявление о регистрации подписано лицом, у которого нет для этого полномочий;
    • название юрлица не соответствует требованиям закона;
    • документы оформлены с нарушением требований или содержат недостоверную информацию.
    Придумать название. ООО обязано вести деятельность под своим фирменным названием: его нужно зафиксировать в учредительных документах, а после регистрации его добавят в Единый государственный реестр юрлиц (ЕГРЮЛ)
    Название ООО должно быть на русском языке, но допустимы иностранные заимствования в русской транскрипции. Полное наименование, со словами «общество с ограниченной ответственностью», должно быть обязательно.
    Кроме него можно зарегистрировать сокращенное название с аббревиатурой «ООО», а также полное или сокращенное название на иностранном языке
    В названии ООО нельзя использовать: 
    • официальные наименования иностранных государств и производные от них;
    • официальные наименования органов власти;
    • названия международных и межправительственных организаций;
    • названия общественных объединений;
    • названия, противоречащие принципам гуманности и морали.
    Также есть ограничения на использование некоторых слов и производных от них: 
    • например, слова «Адвокат» и «Юридическая консультация» имеют право использовать только адвокаты и зарегистрированные соответствующим образом организации;
    • слово «Клиринг» и производные от него словосочетания тоже имеют ограничения.
    Названия ООО могут повторяться, поэтому проверять, есть ли компания с таким же названием не обязательно.
    Выбрать юридический адрес: адресом регистрации юрлица ФНС считает место, по которому находится его учредитель. Можно снять помещение или зарегистрировать ООО на домашний адрес учредителя или одного из учредителей. Юридический адрес будет указан в ЕГРЮЛ: на него будут приходить письма и документы, касающиеся деятельности компании.
    Для регистрации в нежилом помещении нужны гарантийное письмо от собственника помещения с согласием предоставить адрес и копия свидетельства о праве собственности.
    Для регистрации ООО на домашний адрес учредителя понадобятся письменное согласие на регистрацию от каждого собственника квартиры и свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.
    Выбрать вид деятельности ООО: в заявлении на регистрацию можно указать неограниченное количество ОКВЭДов, с учетом того, что бизнес будет развиваться. 
    Не стоит вписывать коды «на всякий случай», если учредители не уверены, что компания будет ими пользоваться: обычно много ОКВЭДов используют фирмы-однодневки, и это привлекает внимание ФНС.
    Определить размер уставного капитала: минимальный размер уставного капитала ООО — 10 тыс. ₽. Но для организаций, которые планируют заниматься страхованием, кредитованием, торговлей алкоголем, сумма будет значительно выше.
    Например, минимальный уставной капитал компаний, осуществляющих страхование жизни, должен составлять 450 млн ₽, а для основания компании по производству крепкого алкоголя понадобится не менее 80 млн ₽.
    Выбрать систему налогообложения: лучше проконсультироваться по этому вопросу с бухгалтером, чтобы понимать, сколько налогов придется платить. По данным ФНС, налоговая нагрузка компаний на упрощенной системе налогообложения УСН в два раза меньше, чем на общем режиме налогообложения.
    Если учредители не определились, какая система налогообложения оптимальна для ООО или сомневаются, можно ли ее применять для нужного им вида деятельности, у них будет 30 дней после регистрации, чтобы подать заявление о переходе на спецрежим.

    Какие документы понадобятся для регистрации

    Пакет документов, необходимых для регистрации ООО, закреплен в ст. 12 №129-ФЗ. Расскажем о них подробнее.
    Устав ООО: это основной документ, регулирующий деятельность организации. В нем содержатся полное и сокращенное названия ООО, юридический адрес, размер уставного капитала, права и обязанности участников, сведения о порядке передачи долей и выхода участников из общества.
    Решение о создании юрлица в случае, если учредитель один, или протокол общего собрания учредителей, если компанию организуют несколько человек. Решение нужно распечатать и подписать в одном экземпляре, а протокол должен быть у каждого участника ООО, плюс один экземпляр для налоговой.
    Обычно решение или протокол заверяет нотариус. Но если в уставе указать, что подписи участников не требуют нотариального заверения, то можно сэкономить на его услугах. Подписи также не надо нотариально заверять, если у каждого участника есть ЭЦП.
    Заявление на регистрацию ООО подается по форме Р11001, утвержденной приказом ФНС от 31.08.2020. Там же подробно прописано, как заполнять заявление. 
    Документ об уплате госпошлины. Сумма госпошлины составляет 4 тыс. ₽, квитанцию об оплате можно скачать на сайте ФНС.
    Если учредителей несколько, то стоимость госпошлины делится между ними поровну. Дата оплаты квитанции должна быть позже даты подписания решения о создании юрлица или протокола общего собрания.
    Госпошлину не нужно оплачивать, если документы подаются в электронном виде.
    Уведомление о переходе на спецрежим налогообложения. Его добавляют к пакету документов те предприниматели, кто уже определился, будет ли компания применять УСН или ЕСХН. У тех, кто еще не решил, будет 30 дней после регистрации на внесение изменений.
    Документы, удостоверяющие личность: потребуются оригиналы и копии паспортов всех заявителей.

    Как подать документы на регистрацию ООО

    Через нотариуса. До 25.08.2021 года нотариус заверял заявление Р11001 и выдавал его учредителям на руки, а они сами направляли его в ИФНС. Сейчас документы для регистрации ООО отправляет в налоговую тот нотариус, к которому обратились учредители.
    Нотариус должен подписать документы на регистрацию своей электронной подписью, ЭЦП заявителей не требуется. За предоставление документов в налоговую нотариусы берут около 1 500 ₽. 
    Оплачивать заверение подписи или документов учредители должны отдельно. Например, заверить решение единственного участника о создании ООО будет стоить 13 580 ₽. А каждая заверенная подпись обойдется примерно в 1 400 ₽.
    Срок регистрации при подаче документов через нотариуса составляет три рабочих дня. Ответ ФНС придет заявителям на адрес электронной почты, указанной в заявлении. По желанию учредителей нотариус может распечатать полученные документы и удостоверить равнозначность бумажного носителя электронному. 
    Но, если заранее проставить в заявлении Р11001 нужную галочку, бумажные документы на юридический адрес ООО направит сама налоговая. Пошлину за регистрацию через нотариуса платить не нужно.
    Через отделение ФНС по месту регистрации ООО. С собой нужно взять паспорт и полный комплект заполненных документов. Если заявителей несколько, в налоговую должны прийти все.
    Если кто-то из участников не сможет прийти на регистрацию, то должен будет выдать другому заявителю доверенность. Налоговая примет документы и выдаст расписку об их получении.
    Заявление нельзя подписывать заранее: подпись учредителя или учредителей должен заверить на месте сотрудник налоговой.
    При подаче документов лично на бумаге нужно будет уплатить госпошлину в размере 4 тыс. ₽. Срок регистрации при личном обращении составляет три рабочих дня.
    Через «Госуслуги». Для этого понадобятся учетная запись и электронная подпись. Если учредителей несколько, одному из них нужно авторизоваться на портале и открыть раздел «Услуги» и выбрать «Регистрация юрлиц и предпринимателей».
    как зарегистрировать ооо через госуслуги
    Далее выбрать строку «Государственная регистрация юрлица при его создании».
    как зарегистрировать ооо через госуслуги
    Далее в разделе «Выберите тип получения услуги» кликнуть «Отправить электронные документы». Бесплатно скачать и установить предложенную программу для заполнения документов: в ней выбрать и заполнить форму Р11001. 
    Если учредителей несколько, форму должен подписать своей ЭЦП каждый.
    как зарегистрировать ооо через госуслуги
    После этого нужно отсканировать все документы, приобщить их к заявлению и заархивировать весь пакет в zip-формате. Его тоже нужно будет подписать ЭЦП, каждому учредителю. Далее нужно загрузить архивный файл и отправить в налоговую.
    как зарегистрировать ооо через госуслуги
    Через три дня должен прийти ответ с документами, подтверждающими завершение регистрации. 
    После регистрации учредителю должны выдать лист записи ЕГРЮЛ, экземпляр устава с регистрационной отметкой и свидетельство о постановке на учет в ИФНС.
    Далее новой компании нужно открыть расчетный счет в любом банке, получить лицензию, официально трудоустроить работников, выбрать и утвердить внутренним приказом генерального директора.
    Внести на счет уставной капитал нужно в течение четырех месяцев после регистрации юрлица.
    Также предпринимателю нужно купить и зарегистрировать кассу, подключить ее к ОФД и нанять бухгалтера: он будет выплачивать зарплату сотрудникам, отчислять налоги и взносы.
    При желании регистрацию компании под ключ можно заказать у посредников. Стоимость таких услуг начинается от 15 тыс. ₽, но по сути в них входит только правильное заполнение заявления. Собирать документы, оплачивать услуги нотариуса и госпошлину предпринимателю придется самостоятельно.
    Зарегистрировать ООО или ИП можно онлайн. Например, через сервис Ак Барс Банка. Вы бесплатно подаете заявку, а сотрудник делает остальное за вас: готовит документы, отправляет в ФНС, открывает счет и т. д.
    Подробнее

    Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!
    0 комментариев
    Вам будет интересно
    13.06
    Законы для бизнеса
    Как выбрать онлайн-кассу разным типам бизнеса
    17.05
    Законы для бизнеса
    Меры господдержки для бизнеса в 2023 году
    19.04
    Развиваем
    Расчетный и лицевой счет: как открыть и где использовать
    11.01
    Законы для бизнеса
    Новые законы для бизнеса в 2023 году
    28.02
    Открываем
    Как открыть ИП в 2023 году

    Читайте также