Научим разбираться в исламских финансах
Научим разбираться в исламских финансах
Пройти курс

Личный опыт: как открыть мастерскую по реставрации радиол

Зарабатываем Истории
винтажная радиола
Томич Тихон Чмыхало вместе с партнером Иваном Семеновым и командой восстанавливают советские радиолы. Каждый месяц вторую жизнь получают десятки винтажных музыкальных центров, которые с удовольствием покупают ценители теплого лампового звука от Москвы до Камчатки.

За год с небольшим реставраторы прошли путь от домашней мастерской до цеха с десятком сотрудников. Для LifeProfit основатель мастерской Lagom Woo рассказал, почему выбрал именно радиолы, как их восстанавливает, и сколько зарабатывает.

Содержание:

  1. Сначала кресло, потом радиола
  2. Перебираем содержание и обновляем форму
  3. Запчасти: старые, но родные, или новые на заказ
  4. Одни за ламповый звук, другие за стильный дизайн
  5. Доходы, расходы и конкуренция


Тихон Чмыхало
Тихон Чмыхало

Сначала кресло, потом радиола


— В декабре 2020 года я начал реставрировать винтажную мебель — первым было старое кресло, которое стояло у меня на балконе. Я восстановил его и выставил на продажу. Кресло купили достаточно быстро.
 
На тот момент для меня это было, скорее, отдыхом. В детстве я много занимался авиамоделизмом, в юношестве увлечение прошло, а желание что-то создавать руками осталось. При этом моей основной деятельностью была продажа техники, еще я немного фотографировал. 

Изначально с мебелью я работал дома в свободной комнате, а спустя полгода переехал в мастерскую. Еще через три месяца к делу присоединился мой друг и ныне партнер Иван — мы были знакомы шесть лет и уже делали совместные проекты в разных сферах. Он разбирался в звуке, коллекционировал винил и интересовался радиоэлектроникой. К тому же у него более менеджерский склад ума — сейчас он в основном занимается бухгалтерией и организацией бизнес-процессов, а я взял на себя контент, продвижение и продажи.

Семь идей, как заработать на новогодних праздниках

Сколько можно заработать на реставрации мебели

Когда мы начали заниматься радиолами, реставрация винтажной мебели уже приносила доход и все эти деньги мы вложили в дело — аренду мастерской, покупку старой техники и материалов для ее восстановления.  

Через пару месяцев мы перешли на радиолы. С мебелью было сложнее — в Томске ценных вариантов не так много, а доставлять их из других городов дорого. Поэтому решили перейти на что-то более компактное. Радиолы проще доставлять, их можно не оценивать перед покупкой, так как мы заказываем практически все, что можно купить, — одна половина идет на запчасти, вторая под реставрацию.

Первую радиолу мы продали в конце августа 2021. Купили за 3 000 ₽, еще около 30 000 ₽ потратили на реставрацию, а продали буквально за день за 48 000 ₽. Объявление о продаже было в нашем аккаунте @lagom_woo в Instagram* (*принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ), на котором до этого была только мебель и три тысячи подписчиков. Стало понятно, что на радиолы есть спрос, поэтому начали делать еще.

Первая отреставрированная радиола от томичей
Первая отреставрированная радиола сразу же привлекала внимание ценителей винтажной аппаратуры 

Перебираем содержание и обновляем форму


— В среднем на полную реставрацию одной радиолы уходит семь рабочих дней. Стоимость после обновления зависит от изначального состояния радиолы и того, сколько сил и средств пришлось вложить в работу. Но эта сумма будет не меньше 35 000-40 000 ₽. В нее включены все наши затраты — расходы на запчасти, саму реставрацию, аренду мастерской, упаковку и рекламу. 

Чтобы восстановить радиолу, без специальных знаний и компетенций не обойтись: мы работаем с радиоэлектроникой, механикой, а также с деревом и краской. Прорабатываем каждую деталь и на выходе получаем фактически новую радиолу, но с долгой историей, которую не спрячешь никакой переделкой.

Мы восстанавливаем внешний вид, но не делаем ничего лишнего, что могло бы испортить первозданный облик и привести к утрате особого шарма таких предметов. Модернизируем оригинальную электронную начинку — добавляем Bluetooth-ресивер и меняем головку звукоснимателя на современную. Но делаем это так, что со стороны непонятно, где старые детали, а где новые. 

На такой радиоле можно слушать пластинки, радио, подключать по Bluetooth телефон или компьютер, использовать как современную Bluetooth-колонку. Благодаря сочетанию оригинальных бумажных динамиков и лампового усилителя получается уникальный бархатный звук, аналогов которому не найти ни на одном современном устройстве.

Средний чек на отреставрированные аппараты — 50 000-55 000 ₽. У нас есть флагманский продукт, 90% всех наших радиол — Rigonda. Она выпускалась на Рижском радиозаводе в 60-70-х годах и включала в себя радиоприемник и виниловый проигрыватель. Аппарат был популярным «музыкальным центром» среди жителей СССР. Ее цена может варьироваться в зависимости от используемых материалов: это может быть шпон красного дерева, бука, дуба, ясеня или других пород дерева.

Также восстанавливаем винтажные радиолы «Урал 5», «Урал 112», «Урал 114», «ВЭФ Рапсодия», «Люкс», радиоприемники, иногда мебель и даже редкие музыкальные инструменты,например, органолы.

Самая популярная модель радиол — Rigonda 102
90% отреставрированных радиол — это модель Rigonda 102

Винтажная радиола «Урал 5» после реставрации
В мастерской восстанавливают и винтажные радиолы «Урал 5»

Запчасти: старые, но родные, или новые на заказ


— Мы покупаем радиолы на сайтах объявлений. После получения оцениваем состояние: если оно удовлетворительное, радиола отправляется на реставрацию. Остальные разбираем на запчасти. 

В работе используем оригинальные комплектующие. В магазинах их почти не найти, покупаем в основном на вторичном рынке. Чаще всего запчасти продают бывшие коллекционеры радиол или реставраторы. Пока дефицита нет, но находить детали все сложнее и дороже. Зарубежные аналоги мы используем очень редко. 

При этом закупку деталей и процесс реставрации невозможно систематизировать — мы не можем заранее знать, что именно и когда понадобится, какой дефект и каким образом придется устранять. Под каждый случай приходится покупать детали отдельно — связываться с продавцом, уточнять наличие и заказывать. 

Радиолы, с которыми мы работаем, изготавливали 40-50 лет назад, и современные детали практически никогда не подходят для замены. Иногда приходится покупать целую радиолу из-за одной маленькой детали. А порой заказываем их изготовление на 3D-принтере или станках с ЧПУ.

Работа мастера
В старых радиолах мастера тщательно восстанавливают начинку

Мы редко реставрируем на заказ. В основном сами покупаем радиолы, восстанавливаем и продаем. Это минимизирует затраты и можно делать то, что хочется самим. Работа с клиентом под заказ всегда дольше и сложнее. 

Спасти и сохранить: как томич восстановил дом 1898 года


Одни за ламповый звук, другие за стильный дизайн 


— Наших покупателей условно можно разделить на две части. Первая — молодые люди с достатком выше среднего, которым просто нравятся редкие и стильные вещи, потому что они легко вписываются в современный интерьер и становятся центром внимания. Жизнь дома начинается строиться вокруг радиолы, как это было полвека назад. Радиола создает уют, даже если она не включена.
 
Вторая категория покупателей — люди, которые выросли рядом с радиолой, она была обязательным атрибутом родительского дома или бабушкиной квартиры. Кто-то застал их в рабочем состоянии и тайком слушал «Голос Америки», а кто-то включал пластинки с хитами советской эстрады. Этих людей объединяют теплые воспоминания о том времени, а мы помогаем им ненадолго вернуться в прошлое.

Возраст клиентов разный, но основная категория покупателей — 30–50 лет. Большая часть наших клиентов — из Москвы. Остальные раскиданы по всей стране: были покупатели из Якутска, Находки, Калининграда, Тюмени, Норильска, Петербурга, Сочи. География не ограничивается Россией — отправляли радиолы также в Беларусь и Казахстан.

Наша мастерская находится в Томске, и мы организуем доставку с помощью транспортных компаний. При этом только в пяти случаях из ста возникают проблемы — чаще всего мелкие неполадки, которые устраняются клиентом за 15 минут с помощью наших видеоинструкций. Но бывают ситуации, когда мы делаем замену или ремонт по гарантии за наш счет.

«Я ушел с завода, чтобы стать мастером маникюра»


Доходы, расходы и конкуренция


— От месяца к месяцу количество проданных радиол сильно разнится, у нас бывают сезонные спады и подъемы. Перед Новым годом, в начале осени и весны продаж значительно больше. Отреставрированная радиола — отличный подарок на Новый год, а осенью заканчиваются ремонты, и люди стараются сделать свое пространство уютнее. А вот почему активнее покупают весной, для нас до сих пор загадка. 
 
Сейчас мы работаем в мастерской площадью 230 «квадратов». Над реставрацией радиол трудится команда: помимо нас с Иваном, это еще девять человек. Шестеро заняты в производственном цеху, трое работают с радиоэлектроникой. Все сотрудники оформлены как самозанятые. 

В мастерской есть зоны для работы с деревом, электроникой, сборочный цех, малярный цех, упаковочная, раздевалка, комната отдыха и фотозона — там мы делаем фото аппаратуры для продажи. 

Работа в мастерской
В большой мастерской есть отдельные зоны для работы с деревом и электроникой

Расходов в таком бизнесе много и себестоимость продукта достаточно высокая — за аренду мастерской ежемесячно платим 60 000 ₽. Налоги и реклама также отнимают немалую часть доходов. Еще примерно 500 000 ₽ уходит на зарплаты: наши мастера получают в среднем 40 000-60 000 ₽. 

Полную стоимость расходников посчитать сложно, все зависит от состояния и количества сделанных радиол за месяц, но это сотни тысяч рублей. Например, новый корпус из дерева, полностью перешпонированный, стоит ориентировочно 10 000 ₽, новые кнопки для радиолы — от 200 ₽ за штуку. 

После введения санкций достаточно сильно все подорожало. Материалы, которые мы используем, практически все зарубежные — шпон, покрытия типа морилки везутся из-за границы. Поэтому минимум на 40% все подорожало, чего-то вообще не стало на рынке, пришлось искать других производителей и поставщиков. 

Основной канал продвижения — Instagram* (*принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ). До его блокировки пользовались только их таргетом, у нас продукт максимально «инстаграмный» поэтому реклама была эффективной и недорогой. Аккаунт вырос с трех тысяч подписчиков до 18 тысяч за полгода. Из этой соцсети приходили практически все клиенты, и часто после недельной рекламной кампании мы были загружены заказами на месяц вперед. Когда рекламные кабинеты отключили, мы почувствовали спад. 

Объем продаж до сих пор не восстановился до февральского уровня, но у нас очень качественная аудитория, и этого хватает, чтобы компания зарабатывала. Также с увеличением числа клиентов начало хорошо работать сарафанное радио. Люди советуют нас друзьям и знакомым, а многие, увидев в гостях это чудо советской техники, не могут его забыть и приходят к нам за покупкой. Сейчас ищем новые варианты продвижения, но пока безуспешно, если сравнивать с результатами, которые мы получали с таргета Instagram* (*принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ).

Конечно, у нас есть конкуренты, но они делают чуть по-другому. Не восстанавливают все так досконально, а обходятся только работой с электроникой.

Мы уверены, что делаем лучше, так как реставрируем радиолы практически до изначального состояния. Часто полностью меняем шпон, перекрашиваем детали, полируем металл, болтики и даже делаем новые алюминиевые накладки на органы управления, полный аналог оригинальных. В итоге получаем радиолу с оригинальной начинкой, «родным» ламповым звуком, но уже с возможностью подключения по Bluetooth и идеальной эстетикой для любого интерьера.

Мы много пишем о бизнесе и мерах поддержки для него. Вам также могут быть интересны эти статьи:







Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @Life_Akbars. Присоединяйтесь!

0 комментариев

Читайте также