Челноки и байеры: как устроен бизнес по доставке товаров ушедших брендов

Экономим
Весной десятки брендов покинули российский рынок. А вскоре в соцсетях и на сайтах объявлений появились сотни предложений о доставке продукции зарубежных компаний. Выкупить и привезти товары готовы как опытные частные предприниматели, так и новички. Делают они это по-разному. Одни управляют доставкой с компьютера, вторые выезжают за товаром в другую страну. Как и в каких форматах сегодня работает «челночный» бизнес, расскажем в статье. 


Почему появились байеры 


Обойти санкционные запреты и получить вещь любимого бренда помогают байеры или новые челноки — посредники между покупателем и зарубежной компанией. Похожий способ торговли был популярен в России еще в 90-е годы. Тогда десятки предприимчивых россиян отправлялись за границу, закупали небольшие партии товара, привозили в СССР и продавали на рынках или сбывали с рук. Сейчас услуги посредников снова востребованы, и на это есть несколько причин:

  1. Западные санкции. После их введения у крупных зарубежных компаний разрушились логистические цепочки поставок, часть ритейлеров ушла по политическим причинам. Несколько брендов сменили собственников или операторов и остались на российском рынке, но большинство — ушли. При этом спрос на их продукцию остался, поэтому появились люди, готовые его удовлетворить. 
  2. Легализация параллельного импорта. Одежда и обувь вошли в список товаров для параллельного импорта — это ввоз в страну продукции без разрешения производителя или правообладателя. Это значит, что в России продукция популярных зарубежных брендов может продаваться, вот только закупить и привезти ее довольно сложно. Нужно иметь карту зарубежного банка и адрес за границей или отправиться за вещами в другую страну. 
  3. Увеличение нормы беспошлинного ввоза товаров в РФ до €1 000. Правило распространяется на товары для личного пользования. Если стоимость посылки превысит €1 000 или вес 31 кг, придется заплатить пошлину — 15% от стоимости заказа, при этом не менее чем €2 за 1 кг. Норма действует до 1 октября 2022 года, возможно, срок ее действия продлят

Как будет работать параллельный импорт


Как это работает 


Современным челнокам не обязательно добираться сутками за границу, чтобы вернуться с клетчатыми баулами. Сейчас они могут общаться с клиентами и принимать заказы в соцсетях или мессенджерах. Для ведения бизнеса достаточно ноутбука и карты зарубежного банка. К тому же это безопаснее — нет риска нарваться на грабеж и рэкет, как в 90-х. 

Посредники работают в разных форматах, которые зависят от многих факторов — наличия карты зарубежного банка, родственников или знакомых за границей, открытой шенгенской визы. Кто-то оказывает услуги не выходя из дома, кто-то лично выезжает за рубеж за партией товара. Мы нашли людей, которые доставляют товары ушедших компаний, и спросили, как происходит заказ, а также покупка и передача товаров клиентам.


Из Финляндии в Россию


Петербуржец Вячеслав регулярно пересекает границу с Финляндией, чтобы привезти своим клиентам продукцию IKEA и других финских брендов. По его словам, возить что-то из поездок он начал пару лет назад — сначала знакомым, потом на заказ. Раньше, чтобы продать товар, нужно было вложить много сил и денег, сделать и поднять в топ сайт, развесить тысячи листовок. Сейчас достаточно одного объявления на Avito. Чаще всего просят привезти технику, товары IKEA или одежду H&M, а также лекарства и корм для животных. 

— Процесс заказа и доставки товара выглядит так: потенциальный покупатель присылает мне ссылки или названия интересующих позиций. Когда я еду в Финляндию на закупку, предоплату не беру. Клиент рассчитывается со мной при встрече. Исключения бывают, но в основном для дорогих покупок. Товары из IKEA очень ликвидны, даже если заказчик откажется выкупать, я всегда смогу их продать. Хотя за даже не припомню случая, чтобы кто-то отказался от покупки. За доставку товаров IKEA минимальная цена за килограмм — 600 ₽. Даже если вес товаров меньше килограмма, цена будет как за кило. Обычно все заказы весят меньше 1 кг. Но мне все равно, будет ли много заказов по 600 ₽ или несколько, но по 10 000 ₽. Я забиваю свой багажник до установленного лимита.

Для меня такая ценовая политика оправдана. Лимит для беспошлинного ввоза груза в Россию на данный момент — 31 кг на человека. В Финляндию я выезжаю на своем автомобиле. Езжу с другом, следовательно, наш общий лимит — 62 кг. И моя главная задача — набрать этот вес полностью и получить фиксированный доход с поездки. Я езжу одним днем, на одну поездку мои затраты составляют около 3 000 ₽ — это расходы на бензин. Выезжаю не реже двух раз в месяц.

Шопинг в Финляндии
Шопинг в Финляндии всегда был популярен у жителей приграничных российских регионов, в последние месяцы интерес к нему стал еще сильнее.


Пишут часто, особенно после 15 августа, когда в IKEA была официально остановлена онлайн-продажа, но заказывает в лучшем случае один человек из десяти. Главным образом, из-за моего механизма формирования цены, базирующемся на весе. Он делает доставку на особенно тяжелые товары (стеллажи, столы) неоправданно дорогой. Люди не хотят платить 20 000 ₽ за доставку шкафа, который еще вчера можно было купить за 5 000 ₽. 

Поэтому моими клиентами чаще становятся те, кому нужно что-то небольшое и дешевое (посуда, постельное белье), или те, кому нужно что-то средней тяжести, но при этом дорогое. То есть вещи, где стоимость доставки получится не больше стоимости самого товара.

Финские таможенники, вопреки популярному мнению, достаточно дружелюбны. На нашей таможне с этим стало также гораздо лучше. Если в доковидные времена встретить улыбающегося работника российской таможни было непросто, то сейчас много доброжелательных сотрудников, и отдельно отмечу большое количество людей молодого возраста. 

При этом строгость нормативов никто не отменял. Финская таможня крайне тщательно отслеживает вывоз товаров из новых санкционных списков ЕС. Наша таможня с еще большей дотошностью оценивает вес товаров и при малейшем подозрении на перебор килограммов вежливо приглашает на взвешивание.

Очередь из авто на границе с Финляндией
Пограничный пост Торфяновка – один из трех КПП, через которые россияне могут попасть в Финляндию.

Где купить товары IKEA после ухода из России


Из Турции в Россию 


Александра Соколова последние четыре года живет в турецкой Анталии. Когда весной популярные бренды одежды покинули российский рынок, к ней стали обращаться друзья. Они просили купить в Турции вещи и переслать на родину. После нескольких заказов сработало сарафанное радио, и к девушке стали обращаться регулярно, в том числе посторонние люди. Так помощь друзьям переросла в небольшой бизнес. 

— Первым клиентом была подруга, она заказала детские вещи и пару рубашек для мужа. Потом я поняла, что есть спрос, так как зарубежные масс-маркеты закрылись, а людям нужно одеваться. Или выделиться, чтобы иметь «особую» вещь, которая недоступна в РФ. Плюс при закупке через Турцию цены намного выгодней, чем были раньше в России. 

В основном ко мне приходят по рекомендации, но заявки от рекламы тоже есть — я стала развивать аккаунт в Instagram (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) и дала рекламу на Avito. Идут не только новые клиенты, но и те, кто уже заказывал, возвращаются и снова просят что-то купить. 

Многие кооперируются с друзьями, и я отравляю одну посылку на всех. За неделю делаю две-три отправки. Средний чек покупки без учета доставки и моего процента — 20 000 ₽. Очень часто заказывают верхнюю одежду и обувь. Я прошу 100% предоплаты за товар, а свою комиссию и стоимость доставки беру по факту отправления посылки. За каждый заказ беру 10% от его стоимости, но не менее 1 000 ₽. 

Магазин Zara в Турции
В Турции Zara доступна и в офлайн-магазинах, и на онлайн-площадках. Личные фото героини

Клиент присылает мне артикул товара или ссылку на него из турецкого онлайн-магазина. Дальше я считаю все в лирах, покупатель переводит деньги на российскую карту, и я выкупаю товар со своей турецкой карты. Потом он приходит ко мне, и я отправляю заказ в РФ почтой Турции с отслеживанием. Клиент получает заказ на почте России. Расчет доставки идет по весу — за 1 килограмм около 800 ₽. Например, до Санкт-Петербурга посылка доходит примерно за десять дней. Есть еще «СДЭК», но с ним отправка выходит дороже. 

Чаще всего просят купить что-то из Zara, H&M и Nike, еще спросом пользуются турецкие бренды — LC Waikiki и USPO. Заказываю только из турецких магазинов, из европейских нет смысла — в Турции большой налог на импортный товар, до 160% от заказа.
 
одежда турецкого бренда LC Waikiki
Одежда турецкого бренда LC Waikiki продается и в России, но многие покупатели предпочитают закупать его в Турции — там вещи более качественные. Источник: личные фото героини


Из Казахстана в Россию 


В июле Светлана начала заказывать продукцию iHerb через Казахстан. Опыт в посредничестве уже был — Света на протяжении 15 лет закупала оригинальные детские игрушки из Америки и Англии. Поэтому решила добавить продукцию для здоровья — с марта компания перестала доставлять товары в Россию, а Роскомнадзор заблокировал российский сайт компании, оставив россиян без полюбившихся витаминов и БАДов.

Покупаем на iHerb в условиях санкций

Светлана: «Обращаются люди со всей России. В основном заказывают витамины. Клиент выбирает на сайте позицию и скидывает ее мне или ссылку на корзину в личном кабинете. В Казахстане у меня живут родители, заказываю на их адрес, заказ оплачиваю в тенге с их карты — предварительно перевожу туда рубли. Когда они получают посылку, отправляют ее заказчикам через «СДЭК». Со стороны транспортной компании бывают задержки, скорее всего, из-за большой нагрузки. Но в целом посылки приходят вовремя — примерно за две недели, если нет задержек со стороны «СДЭК»». 

Открыть счет и получить карту можно за границей


Расчет доставки из Казахстана на сайте СДЭК
На сайте «СДЭК» можно на калькуляторе рассчитать стоимость доставки из Казахстана, минимальная цена на небольшую коробочку — почти 700 ₽


Сколько зарабатывают байеры


Доходы посредников зависят от объема заказов, среднего чека, размера комиссии и т. п. Одни байеры бросают все силы на выкуп и доставку товаров, другие занимаются этим в свободное от основной работы время. 

Получается, даже при небольшой занятости посредники могут зарабатывать от 20 000 ₽ в месяц. При полной загрузке прибыль может достигать сотен тысяч рублей. 

При этом часть полученных денег частные предприниматели вкладывают в продвижение своих услуг — работу сайта, рекламу в соцсетях и у блогеров, объявления на интернет-площадках. При оформленной самозанятости или ИП посредники должны платить налог — от 4 до 13% в зависимости от ставки налогообложения. 

Какие налоги платят самозанятые

Налоги индивидуального предпринимателя


Почему покупатели выбирают посредников


При обращении к байерам и челнокам клиенту придется дополнительно к стоимости вещей оплатить комиссию и доставку. Кроме того, полученный товар нельзя будет вернуть или обменять. Но даже в этом случае стоимость товара может быть дешевле, чем на российских маркетплейсах. 

Например, одежду от Zara или H&M можно найти на Wildberries или OZON, но, как правило, там представлены вещи из прошлых коллекций, есть не все размеры, а цены часто завышены. Например, на Wildberries я нашла жакет от Zara. На официальном сайте бренда в Казахстане похожий пиджак стоил почти в три раза дешевле. 

Жакет Zara
Жакет Zara на Wildberries (слева) стоит 9 944, похожий пиджак на казахском сайте бренда стоит 22 000 тенге (2 800 ₽ по курсу на 14.09.2022)


Кроме того, покупатели часто охотятся за конкретными вещами, которых нет на российских онлайн-площадках. У байеров есть возможность заказать их в зарубежных интернет-магазинах. 


Как защититься от мошенников


При обращении к посредникам есть риск столкнуться с мошенниками. Обычно они действуют по одной схеме — приняли заказ, собрали деньги и исчезли. Чтобы не оказаться в такой ситуации, стоит внимательно выбирать посредников. К кому обратится, а кого лучше обходить стороной, спросили наших героев.

Александра: «При первом обращении клиенты переживают, все ли пройдет гладко. Чтобы им было спокойнее, для посредника важно делать все максимально прозрачно и не скрывать свою личность. На рабочей страничке я указываю ссылку на свой профиль в соцсетях, который веду много лет. А перед отправкой выкладываю фото заказов». 

Вячеслав: «Отзывы клиентов — это то, на что смотрят потенциальные заказчики при выборе челнока, и это помогает им понять, что сделка пройдет успешно. Люди, которым я привез товар, сами с удовольствием оставляют комментарии в моем аккаунте на Avito, и это повышает доверие к моей услуге». 

Светлана: «Я бы посоветовала обращать внимание на то, как идет доставка,и где выкупается товар, предоставляет ли посредник трек-номер для отслеживания посылки. Этот вопрос можно задать байеру или найти ответ в комментариях его клиентов».




Коротко, увлекательно и с пользой на тему денег — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!

0 комментариев

Читайте также