«Я ушла из офиса и создала свой бизнес на керамике»

«Я ушла из офиса и создала свой бизнес на керамике»


Источник: www.shutterstock.com

Елена Гимадиева из Качканара Свердловской области оставила работу бухгалтером и открыла первую в городе гончарную мастерскую — в ней она учит взрослых и детей создавать изделия из глины. Студия керамики работает меньше года, но за это время стала популярным местом — в ней можно провести и школьные каникулы, и свидание.

Для LifeProfit основательница мастерской Living-clay рассказала, как решилась уйти из офиса, сколько денег понадобилось на открытие студии, и кто ее клиенты. 

Содержание

    Почему решила расстаться с офисом 

    — Последние семь лет я работала бухгалтером в строительной компании. Из них пять лет думала о смене деятельности и пыталась найти занятие по душе: хотелось более творческого занятия, где можно увидеть результат, потрогать, оценить его красоту. 
    На офисной работе я оказалась по воле случая — в начале 2010 года осталась без работы, встала на учет в центр занятости. Тогда же узнала о своей беременности: найти работу в таком положении было непросто. И тогда знакомые предложили ставку бухгалтера. Я согласилась, затем вышла туда после декрета. У меня юридическое образование, в компании я составляла договоры, писала письма, занималась бухгалтерией, участвовала в электронных аукционах. Через пару лет бумажная работа изрядно поднадоела. 
    Я давно мечтала работать с глиной — с детства любила этот материал. К тому же в соцсетях видела много красивых изделий из керамики и невольно задумывалась, могу ли и я такое сделать? Хотела делать посуду не для себя, а на продажу и обучать этому людей. Оказалось, для этого достаточно пройти специальные курсы. Чтобы поехать на обучение, на работе взяла отпуск. 
    Для обучения я выбрала гончарную школу «Колокол». Ее филиалы есть по всей стране, многие открыты по франшизе. Во франшизе мне отказали, так как город у нас  маленький, но пригласили учиться на мастера — это давало мне право открыть студию под своим именем. Курсы проходили в Воронеже, обучение шло около месяца. За учебу заплатила 60 тысяч ₽. Дополнительно купила трехмесячный онлайн-курс у известного гончара. 
    Елена училась работать с глиной на онлайн- и офлайн-курсах 
    После возвращения отработала еще полтора месяца в офисе — директор не увольнял до последнего, давал шанс передумать. В конце октября 2021 года я уволилась. Меня поддержал муж, он и сам настаивал на смене работы: нереализованная и вечно уставшая женщина — это нехорошо для семьи. 

    Что понадобилось для открытия студии 

    — После увольнения встала на учет в центр занятости, чтобы получить субсидию — по социальному контракту государство дает до 350 тысяч ₽ на открытие бизнеса. Но не прошла по условиям, так как среднемесячный доход на семью превышал минимальный размер, а для получения субсидии нужно было наоборот. 
    Тогда мы с мужем взяли потребительский кредит в 500 тысяч, этого хватило на основное оборудование и минимальное оснащение студии. Остальное докупали в процессе работы, и сейчас продолжаем. Один электрический гончарный круг на тот момент уже был, я активно тренировалась на нем во время онлайн-курсов. Еще купили специальную муфельную печь и второй круг — на это потратили 300 тысяч. 
    Приобрели устойчивые столы, инструменты и глину. Первое время было всего три фартука, которые я сшила сама. И работали мы на простых лоскутках ткани. Турнетки купили только летом, глину сначала заказывала по 20 килограммов — так было дешевле. 
    Найти помещение для студии оказалось непросто. У меня были требования, от которых я не хотела отступать — большие окна, площадь больше «70 квадратов», туалет и раковина. Таких вариантов было всего два, в обоих местах арендная плата почти одинаковая. В первом не устроило, что нужно было делать основательный ремонт. Во втором помещении ремонт был, но очень старый. Мы выбрали второй вариант, и две с половиной недели с мужем и сыном ремонтировали помещение. На время ремонта арендодатель освободил нас от платы. 
    Сколько потратили на ремонт, не считали — в основном использовали материалы, оставшиеся после ремонта нашего дома. Поэтому в студии стены разного цвета. В это же время я подала документы на открытие ИП. Эту форму выбрала потому, что планирую нанять сотрудников — администратора, мастера и, возможно, глазировщика. Но пока делаю все одна. 
    Гостям студии Елена рассказывает обо всех этапах работы с глиной

    Как сейчас работает студия

    График 

    — В студии нет фиксированного графика. Как правило, открываемся под конкретное занятие. Я прихожу за полтора часа до начала, провожу урок, после этого делаю уборку. Но работать продолжаю и дома — обжигаю или глазирую готовые изделия. Процесс изготовления посуды из глины занимает три недели. Сделанный гостями предмет сначала должен просохнуть, затем пройти два-три обжига. Каждый день я прихожу и проверяю посуду — если все в порядке, меняю сырые салфетки на сухие. Или немного «подлечиваю» изделия — это можно сделать только до обжига. 25% брака керамики считается нормой, и, если что-то случилось с посудой, приглашаю гостей на переделку.
    В единственной в городе студии керамики гости могут сделать вазу или кружку
    В студии проходят занятия разного формата — в рамках курса или абонемента, ознакомительные и индивидуальные мастер-классы. Также у нас можно устроить свидание и вдвоем полепить из глины.
    Большинство наших клиентов — дети. Для них я провожу курс, на котором ребята делают посуду в одном стиле — кружку, тарелку или блюдце, сахарницу или вазу. Обычно курс состоит из 3-6 занятий по цене от 1 800 до 3 500 ₽. 
    За время курса дети самостоятельно изготавливают изделия из глины
    Во время каникул для школьников провожу тематические мастер-классы и курсы. Например, в октябре  был курс, рассчитанный на пять дней. Дети приходили в студию, и мы делали из глины подсвечники, сервировочные тарелки, кружки, елочные игрушки и соусницы в виде зайчика. Приглашали ребят от 7 до 15 лет, абонемент стоил 3 500 ₽. Сейчас готовимся к Новому году. Для детей я приготовила абонемент на три занятия — два по глине и одно по глазировке, цена 1 800 ₽. Будем делать новогодние изделия — игрушки, посуду и подсвечники. Аналогичный абонемент будет и для взрослых.
    На выходных у нас проходят ознакомительные мастер-классы. На них приходит группа из 12 человек, делают небольшое изделие и пробуют себя за гончарным кругом. Такие занятия нравятся и взрослым, и детям. 
    Доход в месяц зависит от того, сколько занятий я провела и сколько участников было. Сумма может быть от 30 до 80 тысяч. Но практически весь доход вкладываю обратно в студию.

    Расходы 

    — Самый большой расход для меня — плата за помещение. В студии комуналка входит в аренду, дополнительно платим за муфельную печь — она стоит у нас дома, у нее свой счетчик электроэнергии. Летом за комуслуги в студии выходит примерно на 3 500 ₽, плюс электроэнергия за печь — это 3-4 тысячи ₽, зимой добавляется отопление, поэтому коммуналка вырастет примерно на 8 тысяч ₽.
    Важная, а иногда и более затратная часть — материалы: глина и глазури. В интернете покупаю белую глину «Чайка» — беру 20 кг, выходит примерно на 2,5 тысячи ₽. Там же заказываю глазурь и инструменты. В Челябинске заказываю шамотную глину — покупаю сразу по 50 кг и иногда даже этого не хватает. Стоит она 850 ₽ за 10 кг. Глазури всегда беру разное количество, но в среднем на 5 000 ₽ в месяц.
    В месяц в студии керамики требуются десятки килограммов специальной глины
    Покупаем мы и расходники на муфельную печь.Так как спирали и термопары выходят из строя очень быстро, их приходится закупать заранее, чтобы печь не простаивала. Два комплекта термопары, которые были при покупке печи, уже использованы. Сейчас хотим заказать спирали и еще пару комплектов термопары, это стоит 7 тыс. ₽. Но, надеюсь, хватит на год.

    Реклама и развитие 

    — Рекламу я почти не даю. У нас небольшой город, поэтому хорошо работает сарафанное радио. Один раз давали рекламу в местной газете. Во «ВКонтакте» я дважды запускала рекламу, но результата не увидела. Поэтому прошу посетителей студии отмечать меня в соцсетях. 
    Делать изделия из глины на продажу получается редко — пока я работаю в студии  одна, и времени почти не остается. Чаще всего мои изделия покупают быстро — не успеваю публиковать объявление, как их забирают. Планирую к Новому году продать часть изделий и обновить коллекцию: после 20 декабря хочу провести маркет, подготовив к нему работы с новогодней тематикой. 
    В жизни студии участвует и моя семья — 11-летний сын в свободное время делает простые тарелочки и расписывает их. Он хорошо рисует, и его работы нравятся детям, которые приходят. Они сразу загораются желанием изготовить такую же тарелочку. А муж делает подарки друзьям и родственникам — в основном, сервировочные тарелки. 
    В марте 2023 года нашей студии исполнится год. После этого планирую присмотреться к мерам господдержки: областной фонд предпринимательства предложил рассмотреть участие в гранте как социальный проект. Но бизнесу должно быть от года, поэтому жду. Желание развиваться в своем деле у меня огромное. В отличие от офисной работы здесь все зависит от меня, и результаты труда видны ежедневно. 
    0 комментариев
    Вам будет интересно
    13.01
    Истории
    Как не сойти с ума в декрете: история одной мамы
    15.12
    Бизнес-кейсы
    Личный опыт: как открыть мастерскую по реставрации радиол
    23.11
    Истории
    Спасти и сохранить: как томич восстановил дом 1898 года
    25.10
    Истории
    Личный опыт: как риелтор из Барнаула переехал на Пхукет
    14.10
    Экономим
    «Когда сократили рабочие часы, я сократила бюджет на продукты и красоту»
    04.10
    Истории
    « Я ушел с завода, чтобы стать мастером маникюра»

    Читайте также