Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
развиваем Бизнес

Как зарегистрировать товарный знак

И защитить свой бизнес
17 февраля 2020
Юлия Гребенюк
изучила правила регистрации
Вы открыли производство французских булок под маркой «Утро в Париже», но регистрировать название не стали. Через несколько лет бизнес начал приносить хороший доход.

Вдруг через два года вас вызывают в суд. Оказывается, у другого предпринимателя тоже есть булочная «Утро в Париже». В отличие от вас ее владелец зарегистрировал товарный знак, и теперь требует компенсацию за незаконное использование его названия.

Если суд встанет на сторону конкурента, то вы заплатите компенсацию и больше не сможете использовать название «Утро в Париже».

Чтобы с вами такого не произошло, читайте, как зарегистрировать товарный знак.

Для чего регистрировать товарный знак

Товарный знак или торговая марка — это уникальное название, изображение, логотип товаров или услуг, который регистрируют в Роспатенте. Вы можете зарегистрировать только слоган или только логотип, а можете все вместе — выбор за вами. Срок действия товарного знака — десять лет, затем его нужно продлевать.

Если вы зарегистрировали свою марку, то другие компании не могут использовать такое же название, изображение, даже доменное имя. Например, нельзя открыть еще один магазин Adidas или использовать название бренда в доменном имени сайта без лицензии собственника.

Имея свое уникальное изображение или слоган, гораздо проще запомниться покупателю и избежать подделок. Используя товарный знак, можно организовать франшизу и расширить свой бизнес. Его можно поставить на баланс как нематериальный актив, что увеличит стоимость бизнеса.

Регистрируют товарные знаки только на определенные классы товаров и услуг, всего их 45. Например, класс 3 — все, что относится к стирке и отбеливанию, класс 5 — медицинские и ветеринарные препараты, класс 32 — безалкогольные напитки, включая пиво.

По закону одинаковые названия регистрировать можно, но в разных классах. Так что хозяин булочной «Утро в Париже» не сможет подать в суд на магазин постельного белья с таким же названием — это разные классы товаров.

Что нельзя использовать в качестве товарного знака

У Роспатента есть требования к названиям, некоторые из них не получится зарегистрировать.

Общее название товаров или услуг. Не получится зарегистрировать название «Телефоны» для магазина со смартфонов или «Мясные полуфабрикаты» для мясного магазина.

Характеристика товара. Роспатент не пропустит к регистрации слова «экологичный напиток», «лучшая говядина» или «крепкий кофе».

Государственные символы или названия. Нельзя использовать в товарном знаке символы или названия, которые связаны с государством, в том числе части слов. Например, может не пройти регистрацию «Госстрой» или «Росвояж».

Противоречащие смыслу названия. Название «Вкусная картошка» для строительной компании или «Еда со смыслом» — для парикмахерской.

Аморальные названия. Не получится с регистрацией названия, где использованы ругательства в любом виде, например, Bitch или «Твою за ногу».

Объекты культурного и всемирного наследия. Вам откажут в регистрации, если в качестве изображения использован Кремль или что-то похожее на него, или в слогане используется слово «собор».

Персонажи и названия литературных произведений, цитаты. Все это находится под защитой авторского права.

Фамилии и псевдонимы известных людей. Чтобы зарегистрировать ресторан под фамилией российского народного артиста «Табаков» или знаменитого оперного певца «Хворостовский», нужно получить согласие наследников.

Похожие названия в одном классе товаров и услуг. Роспатент не пропустит название «Л'Эталь» для магазина духов, потому что оно очень схоже с названием торговой сети «Л`Этуаль». И оба названия принадлежат к одному классу товаров — третьему.

Но схожие названия в разных классах зарегистрировать можно. Например, названия сети «Л`Этуаль» и института стиля и дизайна «Артуаль» созвучны, но относятся к разным классам.
Название из другого класса, созвучное с «Л'Этуаль"

Как выбрать товарный знак

Для начала нужно придумать несколько вариантов названий. Чем больше придумаете, тем лучше. Повышается вероятность найти что-то уникальное, то, что еще никто не занял.

Затем определитесь, к какому классу товаров и услуг относится ваш бизнес. Например, если вы занимаетесь рекламой, то выбираете 35 класс, ремонтируете или устанавливаете оборудование — 37.

Когда список названий готов, нужно проверить его на дубликаты. Для проверки можно использовать сайты ФИПС или «Линкмарк». На «Линкмарке» проверяют названия бесплатно, но он не показывает текущие заявки на регистрацию товарного знака. Чтобы их увидеть, нужно заплатить 500 ₽ за один запрос, в ФИПС — 300 ₽ за пять запросов.
Стоимость проверки на «Линкмарке»
При проверке обязательно склоняйте слова, используйте похожие и созвучные названия. Потому что база зарегистрированных товарных знаков очень большая. Например, на сайте «Линкмарк» я обнаружила 1825 товарных знаков, созвучных «Л'Этуаль».

Если самостоятельно искать нет времени, можно обратиться к патентному поверенному. Специалист юридической фирмы проверит название, поможет подготовить пакет документов для регистрации. Если название уже занято, патентный поверенный поможет заменить его на другое.

Прежде чем заплатить специалисту, проверьте его по базе Роспатента. В ней указаны все проверенные, работающие официально. Если фирмы или специалиста в базе нет, обратитесь в другую компанию.
Форма проверки патентного поверенного по базе Роспатента

Как зарегистрировать товарный знак

Вы выбрали название и убедились, что его еще не заняли. Теперь нужно зарегистрировать товарный знак. Это платная и длительная процедура, может потребоваться 8-13 месяцев.

Заплатите госпошлину за прием заявки на регистрацию товарного знака и экспертизу. Экспертизу проводит Роспатент, чтобы сравнить ваш товарный знак с другими. Если во время экспертизы специалисты увидят сходство с каким-то слоганом или изображением, то вашу заявку отклонят без возврата пошлины.

Стоимость пошлины за прием заявки — 3500 ₽. Если в заявлении больше пяти классов, то нужно доплатить 1000 ₽. Экспертиза обходится в 11 500 ₽ за один класс, за каждый дополнительный вы платите 2500 ₽.

Например, ваша компания занимается дизайном, это 42 класс товаров и услуг. Значит, вы платите 3500 ₽ за прием заявки на регистрацию и 11 500 ₽ — за экспертизу. Если дополнительно вы занимаетесь ландшафтным дизайном, то доплачиваете еще 2500 ₽ за экспертизу дополнительного класса. Итого прием заявки и экспертиза вам обойдутся в 17 500 ₽.

Чтобы сэкономить 30% на госпошлинах, можно подать заявку на регистрацию через интернет на сайте ФИПС или Госуслуг. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись.
Квитанцию на оплату вы можете распечатать с сайта Роспатента. В строке «Вид объекта» укажите «Заявка на товарный знак», в пункте «Положение о пошлинах» — 2.1. В строке «Номер объекта» опишите кратко товарный знак и укажите свою фирму. Потом нажмите на кнопку «Отправить», распечатайте квитанцию и отдайте ее для оплаты в банке.
Чтобы получить квитанцию для банка, нужно заполнить все данные
Для самостоятельной оплаты госпошлины, вы должны правильно заполнить все реквизиты.

Подготовьте пакет документов для Роспатента. После оплаты госпошлины вы готовите заявку для регистрации и согласие на обработку персональных данных.

Формы документов можно скачать на сайте Роспатента и там же посмотреть образец заполнения.

Если документы подаете не вы, а ваш доверенный или патентный поверенный, то надо дополнительно приложить заверенную нотариусом копию доверенности.

Документы можно привести в Роспатент и отдать лично, а можно отправить через Госуслуги или ФИПС

Обязательно в заявке вставьте изображение вашего товарного знака или слогана. Сделать это нужно без каких-либо изменений. То есть все должно быть один в один: никаких черно-белых копий, если ваше изображение цветное, или сокращений в слогане. Вставить изображение или слоган нужно в квадрат под кодом 540.

К заявке приложите дополнительное изображение товарного знака. Если подаете документы сами, то распечатайте его. При подаче через интернет используйте формат TIF или DOC.
Место в заявке для вставки изображения
Оплатите госпошлину, если Роспатент одобрил регистрацию. Если Роспатент все устроило, то перед выдачей свидетельства на товарный знак вы должны заплатить 16 000 ₽. И еще 2000 ₽ за саму выдачу свидетельства, итого 18 000 ₽.

Оплачивая через ФИПС или Госуслуги, вы сэкономите 30%. Для оплаты нужна квалифицированная электронная подпись.

Получите свидетельство. Готовое свидетельство придет по почте заказным письмом. Также его можно получить лично в Роспатенте в Москве.

Всего на регистрацию вам понадобится минимум 33 000 ₽ без учета скидки в 30%. Со скидкой — 23 100 ₽. Не забудьте, что срок действия товарного знака 10 лет, и уже через девять лет нужно снова подавать заявление на продление. Лучше сделать это за год до окончания срока действия, потому что процесс долгий.
Памятка
Как зарегистрировать товарный знак
1
Подберите разные варианты товарных знаков
Чем больше вы придумаете вариантов, тем выше вероятность найти свободный вариант.
2
Проверьте название на дубликаты
Для проверки используйте сайт ФИПС или «Линкмарк». Обязательно проверяйте название по классу товаров и услуг.
3
Заплатите госпошлину за прием заявки и экспертизу
Стоимость пошлины за прием заявки — 3500 ₽, экспертиза обойдется в 11 500 ₽ за один класс. Чтобы сэкономить 30%, можно подать заявку на сайте ФИПС или Госуслуг.
4
Подготовьте пакет документов для Роспатента
Заполните заявку на регистрацию и согласие на обработку персональных данных.
5
Оплатите госпошлину, если Роспатент подтвердил регистрацию
Перед выдачей свидетельства на товарный знак вы должны заплатить 18 000 ₽. Если платите через ФИПС или Госуслуги, то экономите 30%.
6
Получите свидетельство о регистрации
Готовое свидетельство придет по почте заказным письмом. Еще его можно получить в Роспатенте лично.
Читайте другие материалы об открытии и развитии бизнеса