Предприниматели запустили сеть квеструмов
26.10.2021
Бизнес-кейсы

В 2013 году трое предпринимателей открыли первую в Москве квест-комнату. За 8 лет бизнес вырос в международную сеть, работающую по франшизе. Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия», рассказал нашим читателям, как открыть квест-комнату и выйти на доход в 800 000 000 ₽ в год.
Не побоялись вложить деньги в сомнительную идею
В 2013 году квест-комнат в России не было, а за границей они уже появились и стали популярны. Предприниматели Богдан Кравцов, Тимур Кадыров и Сергей Кузнецов решили использовать зарубежный опыт и открыть в Москве первый квеструм «Клаустрофобия».
Предприниматели изучили около 50 зарубежных квестов, но ни один не понравился — квесты казались скучными и слишком легкими. Богдану, Тимуру и Сергею хотелось создать сценарий, который повышает адреналин и побуждает участников проявить «русскую смекалку».
Бизнесмены устроили совместный мозговой штурм и разработали для старта два собственных сценария — первыми играми стали «Психиатрическая больница» и «Советская квартира».
Несмотря на скептицизм окружающих, основатели бизнеса были уверены, что идея «выстрелит». Восемь лет назад сфера развлечений замыкалась в основном на походах в кино, театры и парки аттракционов. А Богдан, Тимур и Сергей хотели предложить москвичам качественно новую альтернативу".
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Зарегистрировали вид деятельности, которого раньше не существовало
Предприниматели зарегистрировали ООО — эту форму выбрали, потому что открывали дело втроем, и у каждого учредителя должны быть равные права. Налоговый режим — УСН «Доходы», по нему платят 6% от доходов.
В 2013 году деятельность квест-комнат никак не регламентировалась — подобного бизнеса в России не существовало. И соучредители опасались, что возникнут проблемы с регистрацией. Однако в общероссийском классификаторе видов деятельности есть коды, которые подходят для бизнеса, не включенного в другие группировки:
- 92.3 — прочая зрелищно-развлекательная деятельность;
- 92.72 — прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки.
За 8 лет порядок регистрации квеструмов не поменялся — эти же коды ОКВЭД нужно использовать и сейчас.
Важно: чтобы открыть бизнес на квестах, достаточно зарегистрировать ИП или ООО. Не нужно получать лицензию и согласовывать сценарии с контролирующими органами.
ИП или ООО — что лучше
Запустили бизнес в подвале
Для квест-комнаты нужно выбирать помещение, которое соответствует СанПиН в сфере услуг и правилам пожарной безопасности. В частности, необходимо предусмотреть два пожарных выхода и продумать четкий порядок действий при пожаре — клиенты и актеры должны быстро покинуть комнату. Важно сделать шумоизоляцию, чтобы музыкальное сопровождение или крики не мешали окружающим.
Как подготовиться к пожарной проверке МЧС и не получить штраф
Помимо законодательных норм, предприниматели установили требования к локации:
- наличие коммуникаций — вода, канализация, отопление, электричество;
- хорошая транспортная развязка, чтобы посетители могли добираться на личном и общественном транспорте;
- удобная парковка.
Подходящее помещение нашли в центре дизайна и архитектуры Artplay — это крупный торгово-деловой комплекс в центре Москвы. Из подвала было два выхода, поэтому бизнесмены его арендовали.
Площадь помещения — 90 квадратных метров, стоимость аренды — 70 000 ₽ в месяц. Около 80% площади отвели под игровые комнаты, остальное — под административные нужды.

Потратили на ремонт и обустройство больше 700 тысяч
Чтобы клиенты смогли погрузиться в игру, важны любые детали: свет, музыка, декорации, костюмы и грим актеров. Но при этом нельзя забывать про безопасность участников. Подвальное помещение для этого мало подходило — его нужно было подготовить.
Предприниматели полностью отремонтировали подвал — выровняли пол, заменили проводку, перепланировали внутренние перегородки. На ремонт потратили около 720 000 ₽. Еще 270 000 ₽ ушли на декорации и реквизит. Их изготовление сначала заказывали на стороне, а в 2017 году «Клаустрофобия» открыла собственную площадку по производству антуражных вещей и инженерных конструкций.
Закупили и установили оборудование:
- камеры видеонаблюдения — они нужны, чтобы операторы могли наблюдать за участниками и при необходимости подсказывать;
- систему пожаротушения;
- сигнализацию на случай ЧП;
- декорации и атрибуты для квестов.

Работали управляющими и администраторами
Квест-комнаты — специфический бизнес: людей закрывают в замкнутом пространстве и сложно предугадать их реакцию. Сотрудники квеструма должны уметь разрешить даже нестандартную ситуацию.
В 2013 году подготовленных сотрудников не было. Поэтому Богдан, Тимур и Сергей в первое время работали управляющими и администраторами. Так они сами прошли через все процессы и заодно снизили расходы на найм.
Спустя 2−3 месяца предприниматели стали приглашать на работу знакомых и самостоятельно обучать их. Сотрудники должны знать правила техники безопасности, вести документацию и работать за кассой. Кроме этого, администратор погружает игроков в нужную атмосферу, помогает обрести настрой, формирует ожидания и первые впечатления от игры. По сути, он — часть квеста, поэтому должен обладать актерскими способностями.
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Сколько потратили на старт
С момента регистрации бизнеса до запуска первой игры прошло около полугода.
Расходы на квест-комнату

Пригласили на квест известного дизайнера и блогера Артемия Лебедева
Обкатать бизнес решили на друзьях и знакомых. Плату не брали. Предпринимателям было важно увидеть реакцию участников. Кроме этого, надеялись, что заработает сарафанное радио.
Ожидания оправдались. Первые квесты вызывали у посетителей бурю эмоций. Гости впервые проводили досуг в таком формате, поэтому активно делились впечатлениями в социальных сетях и блогах.
Впечатлениями Артемий поделился в своем блоге в LiveJournal. После этой публикации квесты забронировали на месяц вперед. Благодаря такому ажиотажу, вложения окупились за полтора месяца".
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Основатели «Клаустрофобии» не упускают возможности использовать дополнительные методы продвижения.
- Участие за отзыв. Например, приглашают на игру блогеров и журналистов. Потом участники делятся впечатлениями на своих ресурсах. Отзыв пробуждает интерес подписчиков, и они становятся новыми клиентами «Клаустрофобии».
- Программа лояльности. Клиенты регистрируются на сайте, а затем проходят игры и зарабатывают баллы. Эти бонусы служат внутренней валютой — ей можно частично оплачивать следующее бронирование, получать скидки и сувениры.
- Акции. Например, когда в регионе проводят «Ночь квестов», гости «Клаустрофобии» могут забронировать почти любую игру со скидкой до 40%.

Не избежали трудностей
Неверно выбирали локацию. Не всегда удается сразу правильно подобрать место — За первых четыре года работы сеть закрыла около 40 квест-локаций.
Если спрос на игру недостаточный, квеструм переезжает. Например, квест «Философский камень» около года проработал в Мытищах, а потом переехал на Пушкинскую площадь. Жителей Мытищ не хватало, чтобы обеспечить стабильную посещаемость, а на Пушкинской площади этот квест стал одним из наиболее популярных в городе.
Пережили пандемию коронавируса. С 24 марта по 13 июля 2020 года из-за ковидных ограничений квеструмы в Москве были закрыты для посещения. Выручка упала, а расходы остались прежними. Полностью компенсировать потери удалось только в первом полугодии 2021 года.
Частично пережить пандемию помогла финансовая подушка безопасности, частично — новый формат работы. Основатели «Клаустрофобии» запустили аватар-квесты в формате онлайн-тимбилдинга. В квест-комнате закрывают актера и запускают онлайн-конференцию. К ней могут одновременно подключиться до 90 участников. Стоимость участия — до 1400 ₽. Пользователи говорят актеру, что делать, и он выполняет их команды.
Аватар-квесты приносили около 35% доковидной выручки. Компания и сейчас не отказалась от онлайн-формата — он приносит около 30% доходов.
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Ежемесячные расходы на одну локацию

Рекомендации генерального директора «Клаустрофобии»
- Каждый квест — это экскурсия в другую реальность. Нужно, чтобы люди разного возраста, социального статуса и материального положения смогли получить один и тот же положительный эффект. Старательно продумывайте каждый сценарий, иначе посетители заскучают.
- Существует риск, что квест «приестся», и аудитория потеряет к нему интерес. Постоянно насыщайте рынок новыми уникальными историями, старайтесь всегда быть в тренде и на хайпе.
- Квесты уже давно ушли от простого поиска замков и подбора ключей. Теперь это высокотехнологичный продукт. Ставьте в комнаты сенсоры, лазеры, VFX, а также задействуйте AR- и VR-технологии. Если этого не сделаете — рискуете остаться в «серой массе».
- Если нет возможности расширять бизнес — используйте одну локацию для разных игр. Помещение можно сдавать в аренду для неигрового досуга: корпоративов, дней рождения, вечеринок. Предложите квест-локацию для съемки видеороликов, фильмов и телевизионных сюжетов, тематических фотосессий.
Но мало копировать лучшее. Чтобы стать конкурентноспособным, нужно находить креативные идеи и внедрять их в свои квесты. Именно так мы добились успеха и продолжаем удерживать высокую планку. Мы остаемся в тренде молодежных тенденций, применяем современные технологии, разрабатываем необычные механики загадок".
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Квеструм «Клаустрофобия» в цифрах
- Штат. В бэк-офисе компании трудятся 42 человека, при этом часть работы выполняют аутсорсеры. На локациях работает свыше 140 сотрудников.
- География. В Москве работает 150 квестов, в Санкт-Петербурге — 2, в Краснодаре — 8. Часть локаций работает по франшизе. Также квеструмы открыты в Аргентине, Белоруссии, Перу, Испании, Украине, Чехии, Швеции и Эстонии.
- Стоимость. За часовую игру команда платит в среднем 5000 ₽.
- Посещения. В месяц квесты бронируют около 12 000 раз, в предновогодний и новогодний период — 15 000 раз.
- Доход. В Москве ежемесячная выручка одной квест-локации с 3−5 комнатами составляет от 1 000 000 ₽. Прибыль зависит от точки — в среднем 500 000 ₽ в месяц. За 2020 год сеть (включая доход франчайзи) зарабатывала около 800 000 000 ₽ в месяц.
Поделиться
0 комментариев