Научим разбираться в исламских финансах
Научим разбираться в исламских финансах
Пройти курс

Доступен ли россиянину электромобиль

Доступен ли россиянину электромобиль

Что такое электромобиль — модный тренд среди «зеленых» и эко-активистов с высоким уровнем дохода или удобный выгодный транспорт для широкого круга автолюбителей? Может ли среднестатистический россиянин купить электромобиль, есть ли в этом смысл и выгода?

Расскажем, сколько стоит электромобиль в 2023 году, насколько он дешевле в эксплуатации по сравнению с традиционными авто на газе или бензине, окупится ли со временем переплата за электрокар.

Содержание

    Кто придумал электромобиль и сколько их в России

    Удивительно, но электромотор придумали раньше, чем двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Поэтому самые первые автомобили оснащались именно электрическими двигателями. В 1829 году венгерский изобретатель Аньош Йедлик смастерил передвигающуюся на электрической энергии тележку. Спустя 46 лет появился первый электрокар Flocken Elektrowagen с перезаряжаемой батареей. Отправной точкой в истории развития электромобилей стал 1898 год, когда изготовили автомобиль Jeantaud Duc, развивающий скорость свыше 60 км/ч.
    Первый автомобиль, изображенный на почтовой марке, был электрическим.
    Почтовая марка с изображением электромобиля
    Почтовая марка Michel № 134 (Scott № 296) США 1901 года с изображением электромобиля (Фото: https://electricalschool.info)
    К 1930-м годам автомобили с ДВС постепенно вытеснили электромобили. В 1924 году на автомобильных выставках уже не было представлено ни одного электромобиля.
    В последние десятилетия вновь возрос интерес к электромобилям, что обусловлено проблемами окружающей среды и энергетическими вызовами.
    По данным Автостат в России на сегодняшний день зарегистрировано 20,66 тыс. электромобилей. По сравнению с традиционными авто, которых насчитывается 4,5 млн, цифры очень скромные. С января по конец июня 2023 года отмечается уверенный рост покупательского интереса к электрокарам — более чем на 23%.
    Больше всего электромобилей в Москве — 3,4 тыс. На втором месте Приморский край — 1,7 тыс. электрокаров и Иркутская область — 1,64 тыс. авто. Далее идут Краснодарский край и Московская область — 1,37 тыс. и 1,19 тыс. электромобилей. В топ-10 также вошли Санкт-Петербург, Хабаровский край, Новосибирская область, Красноярский край и Свердловская область.
    Более 60% всех электрокаров в России принадлежит марке Nissan (12,4 тыс. авто). На втором месте Tesla (3,5 тыс.), на третьем — Porsche (940 шт.). В топ-5 входят также Audi и BMW. Эксперты отмечают, что на пятерку лидеров суммарно приходится порядка 90% всего электромобильного парка в России. В России выпускают три автомобиля с электрической силовой установкой: Evolute i-Pro, Evolute i-Joy и «Москвич 3е». 

    Плюсы и минусы электромобилей

    Плюсы

    Среди преимуществ электромобилей по сравнению с обычными авто на ДВС выделяют:
    • Экологичность — электромобили работают на электричестве, не загрязняют воздух вредными выбросами, а также снижают шумовое загрязнение в городах.
    В современном мире 40–75% загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу, приходится именно на автотранспорт.
    • Экономичность — подзарядка электромобиля обходится дешевле, чем заправка традиционного авто. 
    Давайте посчитаем, насколько электрокар экономичнее по сравнению с бензиновым авто.
    Стоимость одного литра бензина марки АИ-95 в среднем по РФ — 54,58 ₽. За 12 месяцев легковой автомобиль проезжает в среднем 18 700 км.
    Расход бензина примем 10 л на 100 км (0,1 л на 1 км) и получим, что в год на заправку авто с ДВС уходит:
    18 700 * 0,1 * 54,58 = 102 064,6 (₽).
    А если проехать то же расстояние 18 700 км в год на электрокаре, сколько денег придется потратить на подзарядку?
    Объем аккумулятора электромобиля зависит от марки авто. Рассчитаем расход для самого доступного по цене электрического седана Evolute i-PRO (российская версия Dongfeng Aeolus E70).
    Емкость аккумуляторной батареи — 53 кВч, примерный расход — 12,62 кВт/ч. Примем среднюю скорость авто за 90 км/ч. При зарядке от бытовой электросети стоимость зависит от региона и времени суток. Заряжать электрокар в Москве в 2023 году ночью по тарифу многоквартирного жилого дома с 23:00 до 07:00 будет стоить 2,98 ₽ за 1 кВт/ч, днем — 7,85 ₽.
    Зарядить авто на станции в 2023 году стоит от 8 ₽ за 1 кВт/ч. А также в России есть бесплатные станции для зарядки электромобилей. 
    Предположим, что автомобилист заправляет электрокар дома ночью и на станциях равное время. Тогда в среднем 1 кВт/ч будет стоить 5,49 ₽, а одна полная зарядка авто — 290,97 ₽. 
    С учетом примерного расхода — 12,62 кВт/ч и средней скорости авто за 90 км/ч, получим расход на подзарядку электрокара в год (18 700 км):
    18 700 / 90 * 12,62 * 5,49 = 14 395, 6 (₽).
    Получим, что электромобиль экономичнее в 7 раз, чем авто на бензине. Владелец будет тратить меньше на 87 669 ₽ в год. За два–три года электрокар, конечно, не окупится. Но за 10 лет и более — вполне.
    В данном расчете учитывалась минимальная стоимость зарядки на электростанции. Поэтому результат является примерным и применимым к конкретному случаю.
    Стильный внешний вид и характеристики, не уступающие бензиновым авто —многие молодые люди хотели бы иметь электрокар.
    Evolute i-SKYИ
    Evolute i-SKYИ, инновационный электрокроссовер, время быстрой зарядки — 45 минут (Фото: evolute.ru)
    Характеристики электрокаров не хуже, а иногда и превосходят привычные авто. 
    К примеру, электромобиль Evolute i-SKYИ с мотором мощностью 204 л.с. разгоняется до 100 км/ч за 8,6 сек, а максимальная скорость составляет 180 км/ч. 

    Минусы

    Минусов мало, но они существенные и подчас определяющие.
    • Высокая стоимость — главный недостаток электромобилей. Дешевле двух миллионов новое авто не найти. Самый дешевый автомобиль на электрической тяге — седан Evolute i-PRO. Минимальная цена этой модели в России составляет 2 990 000 ₽.
    Есть электромобили дешевле, но они относятся к категории городских: запаса хода у таких авто хватает всего на 100–150 км.
    • Сложности с подзарядкой могут возникнуть, если автолюбитель отправляется в дальнее путешествие, на расстояние больше 300 км. Одного полного заряда аккумулятора большинства электромобилей хватает для преодоления этого пути, затем необходимо вновь подзарядиться.
    В России имеется сеть станций для подзарядки электромобилей, но по большей части в крупных городах и прилегающих к ним территориях. Перед поездкой нужно узнать, удастся ли доехать в пункт назначения, чтобы не пришлось вызывать эвакуатор или голосовать на дороге в поисках людей, желающих взять ваше авто на буксир.
    Придется тщательно выстраивать маршрут и делать крюки до каких-то населенных пунктов, в которые заезжать не планировали. Дорога будет длиннее, чем если ехать на обычном авто.
    Посмотреть адреса электрозаправок (ЭЗС) на карте в Москве и области можно на сайте transport.mos.ru.
    Давайте рассмотрим на примере, сможет ли владелец электрокара совершить автопутешествие из Москвы до Екатеринбурга. Сколько на его пути встретится зарядных станций и в каких городах, хватит ли их, чтобы доехать без проблем. Для поездки возьмем тот же Evolute i-PRO (для него мы выше проводили расчет стоимости зарядки).
    Емкость аккумуляторной батареи Evolute i-PRO — 53 кВч, примерный расход — 12,62 кВт/ч. Значит одной полной зарядки электромобиля хватит примерно на четыре часа езды.
    Расстояние Москва — Екатеринбург составляет около 1800 км.
    расстояние от Москвы до Екатеринбурга на карте
    На карте видим, что ехать можно разными дорогами. Выберем оптимальный путь, учитывая расстояние между электрозаправочными станциями. Каждые 300-400 км электрокару нужна подзарядка
    Расстояние 1799,3 км при средней скорости 90 км/ч авто преодолевает за 20 часов. Значит в пути нужно зарядиться как минимум пять раз — при условии, что ЭЗС располагаются на примерно одинаковом расстоянии.
    Нам подойдет путь через Нижний Новгород, Казань и Уфу. Но нужно будет еще сделать крюк и заехать в Чебаркуль (близ Челябинска), потому что расстояние от Уфы до Екатеринбурга больше 500 км, авто скорее всего не доедет. А рисковать точно не стоит.
    маршрут от Москвы до Екатеринбурга на карте
    Так выглядит наш путь от Москвы до Екатеринбурга — пролегает по трассам М12, М7 и М5 (Фото: auto.mail.ru)
    Давайте посмотрим, сколько электрозаправочных станций имеется на выбранном нами пути из Москвы до Екатеринбурга. 
    Электрозаправочные станции будут во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Бугульме, Набережных Челнах, Нефтекамске, Уфе, Чебаркуле, Челябинске, Екатеринбурге. На карте yandex.maps указаны точки ЭЗС с адресами.
    Выстраиваем наш маршрут так, чтобы заряда хватило от заправки до заправки. 
    • Москва — Владимир: 186 км;
    • Владимир — Нижний Новгород: 242,3 км;
    • Нижний Новгород — Чебоксары: 243,1 км;
    • Чебоксары — Казань: 157,8 км;
    • Казань — Бугульма: 311,8 км;
    • Бугульма — Уфа: 236,9 км;
    • Уфа — Чебаркуль: 351,9 км;
    • Чебаркуль — Челябинск: 85,1 км (в Челябинске можно не заряжаться)
    • Челябинск — Екатеринбург 214,4 км.
    Расстояние между ЭЗС на выбранном нами маршруте не превышает 400 км, а значит мы успешно доберемся до пункта назначения. Но зарядиться придется не менее восьми раз.
    Заявленные в паспорте технические характеристики электрокара могут расходиться с реальностью. Расход аккумулятора зависит от рельефа местности, погодных условий, нагрузки и других сопутствующих факторов.
    Планируя междугороднюю поездку на электрокаре, обязательно узнайте, сколько ЭЗС имеется на вашем пути и правильно выбирайте маршрут.
    Если вы что-то не рассчитаете или ЭЗС окажется неработающей, есть вариант — заряжаться в кемпингах, гостиницах и частных домах. Придется лично договариваться с руководством и частными лицами, просить подключиться к обычной розетке за определенную сумму денежного вознаграждения. Но результат не гарантирован — вам могут отказать.
    Заряжать электромобиль от обычной розетки можно, но только с допоборудованием. Оно может идти в комплекте с авто. А может не идти, и тогда его нужно приобрести отдельно. Это может быть специальный кабель, адаптер (переходник) или специальная зарядная станция для дома. Оборудование продается на маркетплейсах.
    • Длительность зарядки
    Пожалуй, самый большой минус — электрокар долго заряжается. Рассчитать время зарядки несложно. Для этого нужно показатель емкости аккумуляторной батарей разделить на мощность зарядки. Однако у батарей есть одна особенность — неравномерность заряда (в начале и в конце батарея заряжается медленнее). Чтобы более точно рассчитать время зарядки, используют множитель 1,3. 
    Например, если емкость батареи Tesla Model S составляет 90 кВт/ч, а заряжается она через ЭЗС мощностью 22 кВт, то с 0 до 100% она зарядится за: (90/22)х1,3= 5,3 часа.
    Если в пути нужно зарядить авто 4 полных раза, потеря времени составит около 20 часов.
    Зарядить авто от обычной розетки в разы дольше. Время полной зарядки кроссовера Evolute i-JOY с кабелем (мощность зарядного тока до 3,5 кВт) составит 15 часов. Обычно электрокары ставят на зарядку на ночь, а утром можно ехать.

    Где и как купить электромобиль

    Выгоднее и безопаснее приобретать электромобиль в России, а не везти из-за границы. В процессе доставки автомобиля из-за рубежа, как правило, задействуется множество участников. Каждый из них берет свою комиссию. Кроме того, могут быть непредвиденные сбои на любом из этапов.
    Среднестатистическому россиянину со средней зарплатой придется копить на электромобиль долгие годы. Если откладывать по 15–20 тыс. в месяц — около 10 лет. Но взять электрокар в кредит — не проблема для человека со стабильным доходом. 

    Какие условия есть в РФ на покупку электрокара в кредит

    К примеру, Ак Барс Банк дает кредит до 5 млн ₽ на покупку любого автомобиля у любого продавца. Срок кредита — до 7 лет, ставка — от 18,5%. Для зарплатных клиентов — от 16,1% годовых. 
    В 2023 году Минпромторг предоставляет государственную субсидию на приобретение электромобилей в размере 25%, но не более 625 000 ₽ от стоимости. Есть важное условие: авто должно быть российской сборки — никаких Tesla или Porsche. 
    Со скидкой можно приобрести, к примеру, седан Evolute и кроссовер i-Prо Evolute i-JOY которые собираются компанией «Моторинвест» на заводе в Липецке. Или «Москвич 3» — аналог китайского кроссовера JAC JS4, выпускаемый на столичном заводе «Москвич».

    Нужно ли платить налог на электромобиль

    Налог на электромобиль рассчитывается аналогично другим легковым авто: мощность двигателя умножается на налоговую ставку, действующую в регионе. Рассчитать налог можно в калькуляторе на сайте ФНС.
    На федеральном уровне налог на электромобили в России не отменен, но могут действовать региональные льготы.
    В 2023 году от налога на электрокары освобождены жители Москвы, республики Татарстан, Башкортостан и ряд других регионов. Подробную информацию об установленных налоговых льготах на территории Российской Федерации можно узнать на сайте ФНС России, воспользовавшись информационным ресурсом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

    Льготы для владельцев электромобилей

    Для владельцев электрических авто действует ряд льгот:
    • бесплатное передвижение по платным автотрассам;
    • легальный проезд по полосам, выделенным под автобусы;
    • отдельные бесплатные парковки с зарядными станциями (для водителей, паркующих авто с ДВС на местах для электрокаров, предусмотрены штрафы).
    В 2023 году по прогнозам экспертов рынок электромобилей в России резко вырастет благодаря увеличению производства. За 2023 год планируется выпустить 18,5 тыс. электрокаров на отечественных заводах. 
    Также в скором времени может быть решена проблема недоступности электромобилей для широкой аудитории из-за высокой стоимости. Калининградский завод «Автотор» планирует выпускать готовые электрокомплекты для подержанных авто, чтобы владельцы уже находящихся в эксплуатации машин могли заменить старый ДВС вместе с коробкой передач на новый, электрический. 
    Минэкономики по поручению Правительства готовит предложения по обязательной установке зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) на обычных заправках (АЗС).
    В 2023 году электрокары недоступны рядовому россиянину без оформления кредита и не очень удобны для междугороднего передвижения — не везде есть ЭЗС, а зарядка от сети слишком долгая. 
    Но возможно в ближайшие годы те люди, кому не по карману электрокар даже в кредит, смогут установить электродвигатель в свой личный автомобиль. А электростанции будут оборудованы по всей территории России.
    По словам заместителя председателя правления госкомпании «Автодор» Константина Макиева все электрозаправки, расположенные на трассе М-12, уже в 2024 будут оборудованы зарядками для электрокаров — авто можно будет заряжать через каждые 100 км. 
    А пока зарядки есть не везде, лучше ехать в дальние поездки на обычном авто.

    Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале t.me/Life_Akbars. Присоединяйтесь!
    0 комментариев
    Вам будет интересно
    31.03
    Зарабатываем
    Десять способов заработка на своем автомобиле
    28.03
    Зарабатываем
    Инвестиции в парковочное место: за и против
    01.12
    Живем по закону
    Как вернуть деньги за автомобиль, если обнаружили дефекты

    Читайте также