Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
живем по закону

Как защитить себя от кражи денег с банковской карты

Прочитай и расскажи родным
5 июля 2019
Екатерина Петрова
столкнулась с мошенниками
Недавно мошенники украли с моей карты 13 тысяч рублей. Схема не сработала бы при других обстоятельствах, но в моей ситуации воры знали, что недавно я совершила покупку в аптеке и что в этот день у меня должна была быть зарплата. Этими сведениями они и воспользовались, чтобы войти ко мне в доверие и «сыграть» в сотрудников банка.
Как меня обманули

Мошенники позвонили мне в очень загруженный день. У нас было семейное торжество: нужно было организовать стол, всех встретить, придумать, как развлечь маленьких детей. Одним словом – суматоха. В этот день на карту должна была поступить зарплата. Судя по всему, воры об этом знали.

Звонок раздался в разгар веселья. Сначала разговаривать я не хотела, но в трубке сказали, что звонят из банка, и с моей картой проблемы. Мне сообщили, что на днях после покупки в аптеке произошло некорректное списание средств, после чего карту заблокировали. Сейчас, чтобы на карту пришла зарплата, ее нужно разблокировать.
Оставленный в магазине чек может быть использован мошенниками как уловка
Воры при этом раз пять повторили, что я не должна никому ни при каких обстоятельствах сообщать пинкод карты. Видимо они делали это с целью показаться «настоящими» сотрудниками банка, которые заботятся о безопасности денег своих клиентов. Не тут-то было.

Они попросили меня назвать номер карты и сказали – чтобы ее разблокировать, я должна продиктовать код, который придет на телефон. Я так и сделала. Эти люди оказались такими наглыми, что попросили не обращать внимания на «тестовые» списания средств и удалить их.
В итоге с меня списали 13 тысяч рублей. Мне очень повезло, что еще одно списание в размере 20 000 рублей так и не прошло. На мою удачу из-за переподписания трудового договора, бухгалтерия перенесла срок выплаты.

Почему я поверила, что мошенники – сотрудники банка? Мне показалось достаточно убедительным, что они знали:

– какую покупку и в какой день я совершила;
– когда мне приходит заработная плата.

Кроме банковских сотрудников такой информацией может обладать как ваш знакомый, так и человек, который забрал в магазине ваш чек, а потом каким-то образом раздобыл о вас информацию. Для профессиональных мошенников это не так сложно.
Как вычислить мошенников

Мошенники, которые звонят по телефону или пишут вам, могут представиться сотрудниками банка, полицейскими, знакомыми ваших родственников и так далее. Под каким-либо предлогом им нужно знать данные вашей карты. У сотрудников банка номер вашей карты и основные данные о вас уже есть, поэтому такие вопросы сразу должны натолкнуть вас на подозрения.

Если кто-то просит данные вашей карты, положите трубку и сразу перезвоните по бесплатной горячей линии в банк. Ее телефон всегда под рукой – он указан на карте любого банка.
Телефон горячей линии банка обычно указывается на оборотной стороне карты
Что делать, если деньги уже украли

Мошенники выводят средства в течении нескольких минут. Чем быстрее клиент позвонит в банк на горячую линию, тем больше шансов, что дежурная служба вашего банка успеет связаться с банком получателя средств и заблокировать похищенные средства. В этом случае есть шанс вернуть средства через суд. Долго, муторно, но возможно.

Если мошенники успели вывести средства из банка получателя, то шанс вернуть средства стремится к нулю.
После звонка в банк можно спокойно идти в его отделение, чтобы написать претензионное заявление и получить выписку с карты. Скомпрометированную карту необходимо заблокировать и желательно перевыпустить. Также необходимо заблокировать доступ к личному кабинету дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Доступ к ДБО в последующем можно будет разблокировать.

С выпиской клиенту необходимо обратится в отделение полиции по месту проживания.

Если вы передали данные карты мошенникам, но деньги они еще не успели списать, то необходимо срочно заблокировать все карты в личном кабинете ДБО со статусом "Навсегда". Это не позволит мошенникам разблокировать карты.
Если личный кабинет не был никогда активирован, то нужно звонить в банк и блокировать карту, желательно все.
Алмаз Хуснутдинов, начальник управления анти-фрода и противодействия киберпреступности Ак Барс Банка
Ни при каких обстоятельствах никому нельзя сообщать:

– срок действия карты;
– пинкод;
– три цифры на обратной стороне карты;
– смс-код или пуш-уведомление с кодом, которые приходят на ваш личный мобильный телефон.

Даже если кто-то знает ваши личные данные – ФИО и номер карты, оплату он сможет завершить только с данными, указанными выше.
Постарайтесь запомнить, как выглядит стандартное смс вашего банка. Это поможет вам отличить "ложное" смс от сообщения, направленного банком.
Инструкция
Как отличить банковских сотрудников от мошенников
1
Запомните, как выглядят СМС-сообщения вашего банка.
2
Никому не сообщайте данные карты, даже сотрудникам.
Реквизиты, пинкод или код на обратной стороне, одноразовый пароль, который приходит на мобильный телефон.
3
Если вам поступил подозрительный звонок, при любых обстоятельствах звоните на горячую линию банка.
У Ак Барс Банка она – 8 800 2005 303.
4
Не открывайте сомнительные письма и смс.
И тем более, не переходите по ссылкам внутри.
Читайте другие материалы о личных финансах