Плюсы и минусы электромобиля Tesla: мнение владельца

Плюсы и минусы электромобиля Tesla: мнение владельца

Автомобили с электродвигателем окончательно перебрались из фантастических фильмов на дороги России. Сегодня бесшумной экологичной машиной уже сложно удивить. Но многие автолюбители до сих пор задаются вопросами: как купить электричку? Легка ли в управлении Tesla? Как машина переживает суровые российские зимы? Что выгоднее: машина с бензиновым двигателем или электрокар?

Ответить на эти вопросы мы попросили Дмитрия Константинова — директора по развитию фудтех компании и владельца Tesla. Это один из самых продаваемых электромобилей в мире в 2022 году. Дмитрий рассказал, почему поменял двигатель внутреннего сгорания (ДВС) на электрический.

Содержание

    Как появилось желание приобрести электромобиль?

    Последним автомобилем с ДВС у меня был BMW X5 в 70 кузове. За транспорт с двигателем V8 начисляют высокий налог, а сам автомобиль дорогой в обслуживании. На своем я проездил примерно год. За это время на налоги, бензин, ТО и расходники я потратил примерно 2/3 стоимости машины. 
    Мои средние ежемесячные расходы на содержание BMW:
    • расходы на бензин — 20 000 рублей;
    • транспортный налог — 60 000 рублей в год или по 5 000 рублей в месяц;
    • абонемент на парковку машины с ДВС в центре Москвы — 15 000 рублей. 
    Получается, что без учета ТО и текущего ремонта я тратил на машину по 40 000 рублей в месяц. Тогда я решил приобрести транспорт, который по надежности не уступал бы BMW, но обходился бы значительно дешевле. Я изучил авторынок, и меня привлекли преимущества электромобилей. 
    Окончательным аргументом в пользу электрокара стала экономическая целесообразность: не придется тратить деньги на бензин, налог и парковку. Даже если я оформлю потребительский кредит, расходы на электромобиль не превысят расходов на BMW. Когда рассчитаюсь с долгом, машина будет обходиться дешевле. 

    Какая модель Tesla и почему выбрал именно ее?

    Продал немца и быстро нашел в Минске Tesla Model 3: год выпуска 2018, пробег 48 000 км. Автомобиль продавали за 40 000 долларов. В декабре 2022 года курс был около 60 рублей. Получается, что я купил машину за 2,5 млн рублей. В комплекте шла дорогая резина, зарядки и переходники — попал на все готовое.
    электромобиль Tesla Model 3
    Мой электромобиль Tesla Model 3
    Однако пришлось потратиться на конвертацию валюты и сопутствующие расходы — оплачивать подзарядку автомобиля, пока ехал по Беларуси.
    Обратная дорога в Москву показала, что я недостаточно дотошно диагностировал машину. В какой-то момент автомобиль неуверенно держал дорогу. В Москве провел вторичную диагностику и понял, что дело в нескольких рычагах. В сервисе мне устранили неисправность, за ремонт и запчасти заплатил 5 000 рублей.

    Как оформить электрокар в России?

    Предыдущий хозяин пригнал машину из США, и она была растаможена в Беларуси. По местному законодательству автомобили, которые попадают в Минск, получают таможенные документы на ЕАЭС. Россия тоже участница ЕАЭС, и транспорт, купленный в Беларуси, можно ввезти на территорию РФ без доплаты. Но чтобы поставить авто на учет, нужно получить «Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства» (СБКТС).
    Для этого мне пришлось поменять американские фонари на европейские. Во-первых, американские поворотники красные, а европейские — желтые. Во-вторых, по американским стандартам пучок ближнего света симметрично освещает дорогу. По европейским светит вперед и вправо, то есть фары освещают дорогу и правую обочину, но не слепят встречных водителей. Без переделки СБКТС не получить.    
    Я заменил оптику. После этого нужно было собрать кучу документов, найти испытательную лабораторию, дождаться своей очереди, получить заключение о состоянии авто и оформить электронный ПТС. 
    Чтобы сэкономить время, я обратился к специалистам, которые оформляют СБКТС под ключ. Они помогли получить документ и зарегистрировать авто в ГИБДД. На замену оптики и оформление документов у меня ушло около двух месяцев и порядка 60 000 рублей.

    В чем главные плюсы и минусы владения электромобилем в России? 

    Я купил машину в начале зимы — в декабре 2022 года, когда пришли морозы. Зимой электромобиль прогревается моментально. Единственный недостаток — много ресурсов уходит на разогрев собственной батареи. В итоге заявленный производителем запас хода в 500 км зимой снижается до 200 км.
    Model 3 считается самой дешевой и экономичной линейкой Tesla. Шумоизоляции нет, в салоне дешевый кожзам, на торпеде, где обычно располагается приборная панель автомобиля, нет ничего, кроме планшета посередине. На руле две кнопки.
    Монитор бортового компьютера вместо приборной панели в Тесле
    Монитор бортового компьютера вместо приборной панели, в нем вся информация: скорость, уровень заряда аккумулятора и другое 
    На автомобиле BMW X5 я привык к красивой и богатой комплектации. После нее Tesla выглядела очень бюджетно. Но я прощал ей все недостатки, когда нажимал на педаль газа.
    Управляемость Tesla значительно лучше любой классической машины. За счет батареи в 700 кг у автомобиля низкий центр тяжести. Можно сказать, что машина рулится как по рельсам вне зависимости от того, едешь ты по городу или по трассе.

    Во сколько обходится ежедневное использование машины?

    В России есть бесплатные станции электрозаправки (СЭЗ). На них машину можно заряжать неограниченно. По скорости подзарядки СЭЗ можно разделить на быстрые и медленные. Они работают аналогично мобильным устройствам: чем выше сила подаваемого в автомобиль электричества, тем быстрее он заряжается. 
    На конец 2023 года у нас в Москве — несколько десятков быстрых бесплатных зарядок, почти все они расположены в центре города. Также есть платные зарядные станции, например, на территории подземной парковки в торговых центрах. Стоимость составляет 20–25 рублей за кВт*ч. Найти ближайшую СЭЗ можно через приложение, например, electro.cars или 2Chargers.
    Время зарядки конкретной машины зависит от страны выпуска электрокара. Мой автомобиль из США на «медленной» полностью заряжается примерно за 8-9 часов. У европейской машины на это уходит три часа. На быстрой можно за 20 минут пополнить половину батареи.
    Главное в эксплуатации электрокара — следить, чтобы аккумулятор не сел посреди дороги. Придется эвакуировать авто до ближайшей станции подзарядки. Уровень заряда аккумулятора отражается на встроенном планшете. Дополнительно уровень заряда можно контролировать в мобильном приложении, например, TeslaFi или TezLab.
    У меня проблем с зарядкой нет. Рядом с работой находятся сразу две СЭЗ: быстрая и медленная, одна из них обязательно свободна. Если зарядки не окажется рядом с домом, работой или на парковке, это может стать проблемой. Хотя некоторые находчивые владельцы электромобилей ухитряются сбрасывать специальный удлинитель из окна квартиры и заряжают машину по ночам.
    Автомобиль можно подзаряжать при любом заряде аккумулятора — на работу машины и ресурсе аккумулятора это не сказывается. Обычно я утром паркую машину на быструю зарядку рядом с работой и иду на тренировку в спортзал, расположенный по соседству. Пока я тренируюсь, машина заряжается. 
    Эксперты утверждают, что средняя жизнь аккумулятора Tesla Model S 250-320 тысяч километров. Но со временем пробег на одной зарядке сокращается на 9-22%. По официальным данным, замена отслужившей батареи электрокара Tesla в США обойдется владельцу в 5-10 тысяч долларов в зависимости от модели. В России нет официального дилера Tesla, поэтому аккумулятор придется искать у частников. Ценник, скорее всего, будет выше.

    Можно ли путешествовать на электромобиле по городам?

    Пока моя самая дальняя поездка — это перегон машины из Минска в Москву. Я проехал больше 700 км. 
    В Беларуси много зарядных станций, но все платные. Стоимость около 13 рублей за кВт*ч. Полный заряд Tesla S — 100 кВт*ч, на полную зарядку нужно потратить до 1 300 рублей.  
    Во время перегона я заряжался при любой возможности, чтобы емкости аккумулятора хватало до следующей станции. Получилось пять зарядок на территории Беларуси. Но когда пересек границу, начались приключения. Россия встретила холодами. На морозе аккумулятор садится быстрее. Кроме того, в России на трассе оказалось мало зарядок и нет единого приложения, в котором отражают все СЭЗ. Пришлось искать зарядку с помощью сторонних сайтов. Например, через PlugMe нашел электрозаправку в Смоленске, подзарядился и поехал дальше. 
    Сейчас иногда катаюсь за город. Например, на выходные уезжаю за 200 км от Москвы. Чтобы не встать в дороге, беру с собой зарядку 220 Вт, которая работает от обычной розетки. Если не найду станции подзарядки, заряжу авто от электросети. По времени на зарядку от электросети уходит ночь.
    Провода для подзарядки электрокара
    Провода для подзарядки электрокара
    Производитель обещает, что ресурс жизни аккумулятора Tesla S составляет 350-400 тысяч километров. Изживший себя аккумулятор можно заменить, но цена такого удовольствия будет эквивалентна покупке нового автомобиля.

    Во сколько обходится обслуживание машины?

    Кажется, что обслуживать здесь попросту нечего. Разве что раз в два года заменить салонный фильтр. Еще в Tesla могут закислиться тормоза, если машиной не пользоваться. Неполадку устранить просто — разобрать, смазать и поставить на место. Стоимость обслуживания Tesla ниже, чем у того же BMW. Расходы сопоставимы с обслуживанием японских машин.
    Однако перед покупкой электрокара следует помнить, что в нем огромное количество проводов и электроники. Если что-то сломается, починить машину может быть сложно — в нашей стране пока немного сервисов для ремонта электромобилей.

    На что обращать внимание при покупке электрокара на вторичном рынке?

    Все Tesla американского происхождения на территории СНГ битые. Важно проверить некоторые детали. Обратите внимание на подушки безопасности. Их может не быть, либо машина укомплектована восстановленной подушкой. Такие варианты лучше не рассматривать. Также автомобиль не должен быть поврежден в районе порта зарядки. Проблемы с высоковольтной проводкой могут привести к печальным последствиям.
    На европейских машинах нужно осмотреть кузов, и обратить внимание на возможные повреждения. Во время диагностики лучше разобрать восстановленные части, а подвеску осмотреть на подъемнике. Поищите на кузове швы от сварки, следы замены узлов и агрегатов. Провести такую диагностику самому практически невозможно. Рекомендую обращаться к профильным специалистам. Обычно диагностика обходится в 200 долларов.
    Во время тест-драйва послушайте, как работает машина — авто в хорошем рабочем состоянии не должен подавать симптомы неисправности: греметь, шуметь, свистеть и так далее. В автомобиле нет коробки передач. В Tesla Model S предусмотрен одноступенчатый редуктор, который передает крутящий момент от мотора к колесам. 

    Насколько эффективно работает автопилот Tesla в российских реалиях?

    Если ехать со скоростью не больше 20 км/ч, машину можно не трогать. Включил функцию автопилота, и электрокар держится за идущим впереди авто. Не возникает проблем, если этот автомобиль перестраивается, разгоняется, тормозит или поворачивает. Режим идеально подходит для движения в плотном трафике с пробками. При скорости свыше 20 км/ч лучше держать руки на руле, следить за автомобилем и ситуацией на дороге. 
    По факту, это не автопилот, а грамотно устроенный круиз-контроль, но комфорта он добавляет. Например, если по дороге на работу я попадаю в пробку, я могу в это время пить кофе, а машина сама меня везет. Конечно, я продолжаю следить за дорогой, держать руль, соблюдать правила дорожного движения.

    Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!
    0 комментариев
    Вам будет интересно
    28.09
    Экономим
    Доступен ли россиянину электромобиль
    18.09
    Экономим
    Экономим на бензине: советы водителя со стажем
    31.03
    Зарабатываем
    Десять способов заработка на своем автомобиле

    Читайте также