Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
Развиваем бизнес

Вам штраф за рекламу

За какой рекламный текст вас могут наказать
Диана Шигапова
юрист-аналитик
Однажды ФАС оштрафовала компанию Д. на 100 000 рублей за ненадлежащую рекламу. Такой ситуации можно было избежать, если бы рекламодатель ознакомился с действующим законодательством.

Мы расскажем, за какую рекламу штрафуют на реальных примерах.

Реклама — информация о продукте или услуге, через которую привлекают к ним внимание, формируют интерес покупателей.

По Федеральному закону о рекламе она должна соответствовать требованиям законодательства РФ, не затрагивать репутацию конкурентов, не давать ложную информацию о цене и характеристиках товара или услуги.
Некорректно сравнили услуги с услугами конкурентов

Сравнивать услуги с услугами конкурентов можно, но делать это нужно корректно. Сравнение должно быть по четко обозначенным критериям, которые можно объективно проверить: цена, время работы, характеристики услуги или товара.
Например, допустимо объявить, что клиника «Абвгд» — единственное место в городе, где делают лазерную коррекцию зрения по технологии SMILE. В этом случае есть четкие критерии: технология операции и место, где ее делают. Можно проверить, делают ли коррекцию зрения по такой же технологии в другой клинике города.
Еще один пример: можно сравнить стоимость обучения в автошколах населенного пункта: где учиться дороже, где дешевле.

Но нельзя сказать о других автошколах: «Низкие цены не гарантируют качественное обучение». Это отрицательная оценка конкурента, за это могут оштрафовать.

Подбирать корректное сравнение услуг с услугами конкурентов нужно не только для текстов на плакатах или листовках, но и во время интервью для газеты, телепередачи.


Очернили деловую репутацию конкурента

В рекламе нельзя говорить о конкурентах в негативном ключе прямо или косвенно:

– указывать, что у других компаний плохой товар, обслуживание, транспорт, даже без названий конкретных юридических лиц;
– сравнивать себя с конкурентом так, что конкурент выглядит хуже, подчеркивать его недостатки.
Судебное решение по делу об иске страховой компании и агента
Страховая компания Р. распространяла листовки с информацией, что агент И. больше не их агент, поэтому договор страхования заключать не может. Но агент И. теперь работает в страховой компании Ю., вправе заключать договоры от ее имени. Страховая компания Ю. и агент И. обратились с жалобой в ФАС, указали, что содержание листовок недостоверно, порочит честь, достоинство и деловую репутацию фирмы Ю. ФАС согласилась с этим, и суд тоже.

Не опубликовали полные условия акции
По закону в рекламном сообщении об акциях указывают:

– Срок проведения мероприятия.
– Кто является организатором акции/розыгрыша/конкурса.
– Сколько разыгрывают призов и выигрышей.
– Где, когда и как нужно получать призы.
Информация должна быть в таком виде, чтобы любой покупатель сразу понял все условия участия.
Судебное решение по иску о "Пятерочке"
В судебной практике был случай: покупатель написал жалобу в ФАС на магазин «Пятерочка», указав, что сведения об акции недостоверны. В рекламе обещали после покупки от 1 000 рублей дать скидку в 200 рублей на следующую. Покупателю такую скидку не предоставили. Причина: предыдущая покупка вышла на 1 156 рублей из-за покупки алкоголя. Без него сумма была меньше 1 000 рублей. В информации об акции о неучете алкоголя в первичной покупке ничего не сказано. ФАС признала ее ненадлежащей, и суд согласился с этим.
Рекламировали нарушение законодательства

Реклама не должна побуждать клиентов к нарушению законов. Нельзя рекламировать:

– товары, которые нельзя изготовлять и продавать на территории РФ;
– товары без сертификатов и лицензий, если они нужны;
– услуги по написанию дипломных, научных работ, диссертаций;
– услуги, помогающие обойти закон, нарушить их.
Фирма, рекламирующая услуги ликвидации юридических лиц, использовала в тексте выражения: «обнальные фирмы», «организации, не уплачивающие НДС и другие налоги», «проводила сомнительные платежи». Такие формулировки используют при привлечении организаций к налоговой ответственности, в частности, за необоснованное получение налоговой выгоды. ФАС предписала прекратить распространение этой рекламы, суд поддержал требование.
Судебное решение по делу о рекламе нарушения законодательства.
Использовали иностранные слова

Реклама не должна содержать иностранные слова и выражения без перевода.
Перевод должен полностью отражать смысл текста на иностранном языке, быть оформлен тем же шрифтом и цветом.

В Татарстане действует закон о государственных языках, поэтому в рекламе можно использовать татарский язык без перевода на русский.
В 2015 году салон оптики «Сфера» использовал в рекламе английский язык без перевода на русский. Сначала ФАС предписала прекратить распространение рекламы, а затем оштрафовала предпринимателя на 100 000 рублей. Суд снизил размер штрафа вдвое, но от административной ответственности не освободил. Даже несмотря на то, что рекламу сразу убрали.
Судебное решение по делу об использовании в рекламе иностранных слов
На сколько могут оштрафовать

В общих случаях при нарушении законодательства о рекламе применяют ст. 14.3 КоАП. Штрафы могут назначить в размере:

– от 4 000 до 20 000 рублей для ИП;
– от 100 000 до 500 000 рублей для юридических лиц.

Для отдельных случаев есть специальные нормы.

Например, если организация установит рекламную конструкцию без нужного разрешения, ее оштрафуют на сумму от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Проверяет рекламу и привлекает к ответственности ФАС — федеральная антимонопольная служба, которая обычно начинает действовать после поступления жалобы.
Любой гражданин может отправить жалобу через сайт ФАС
Организация может обратиться в ФАС, отправив письменную жалобу, или электронное письмо.

По результатам проверки ФАС выносит предписание, где указывает, что должен сделать нарушитель, и какой штраф ему нужно заплатить.

Кроме того, на лицо, давшее рекламу, могут подать в суд конкуренты или обычные граждане. В первом случае потребуют возместить убытки, если они были, или возмещение вреда, причиненного репутации, во втором — возместить моральный ущерб.

Заявители вправе также потребовать извинений или опровержения от ответчика.
Инструкция
Как не нарваться на штраф за рекламу
1
Корректно сравнивайте свои услуги с услугами конкурентов.
2
Не говорите плохо о продукции или услугах конкурентов.
3
Указывайте полные условия проводимых акций.
4
Не рекламируйте то, что нарушает законодательство.
5
Не пишите иностранные слова без перевода на русский язык.