Онлайн-сервисы для самозанятых
Пилотный закон о самозанятости стартовал в 2019 году, но некоторым предпринимателям до сих пор непонятно, как выдавать чеки клиентам и общаться с налоговой дистанционно — передавать сведения о доходах, платить налог. Разберемся, какие приложения и сервисы помогают работать самозанятым.
Официальное приложение ФНС — «Мой налог»
Приложение «Мой налог» — это официальный сервис для работы самозанятых. Чтобы зарегистрироваться в приложении, нужно скачать мобильную версию для iPhone и Android или открыть веб-версию на сайте nalog.ru.
Что дает: необходимый минимум для работы в качестве самозанятого. В приложении самозанятый удаленно взаимодействует с налоговой: вносит записи о доходах, формирует и учитывает чеки, получает автоматическое уведомление о сумме налога и бонуса. Также в приложении можно просмотреть статистику доходов и уплаченных налогов, историю выданных чеков за весь период самозанятости. Если привязать карту, можно подключить автоплатеж и забыть о налогах — деньги спишут с карты в установленный срок — до 25 числа следующего месяца. В приложении можно сформировать справку о постановке на учет и о доходах за любой период.
Что дает: необходимый минимум для работы в качестве самозанятого. В приложении самозанятый удаленно взаимодействует с налоговой: вносит записи о доходах, формирует и учитывает чеки, получает автоматическое уведомление о сумме налога и бонуса. Также в приложении можно просмотреть статистику доходов и уплаченных налогов, историю выданных чеков за весь период самозанятости. Если привязать карту, можно подключить автоплатеж и забыть о налогах — деньги спишут с карты в установленный срок — до 25 числа следующего месяца. В приложении можно сформировать справку о постановке на учет и о доходах за любой период.
Справка формируется в формате pdf и подписывается электронной подписью ФНС. Документ можно переслать по электронной почте, мессенджеру или распечатать
Через приложение «Мой налог» можно подать заявление в Пенсионный фонд на уплату добровольных страховых взносов. Текст заявления автоматически формируется и пересылается в Пенсионный фонд. В течение трех дней специалисты ПФР рассматривают заявление, после чего у вас открывается доступ к личному кабинету ПФР. Там можно управлять взносами — перечислять любую сумму в счет будущей пенсии, посмотреть информацию о стаже и страховых взносах за текущий год, проверить поступившие платежи и обратиться за технической поддержкой.
Чтобы получить доступ к функциям Пенсионного фонда, через приложение «Мой налог», отправьте заявление на добровольные страховые взносы
Кому устанавливать: всем самозанятым. Даже если зарегистрировали самозанятость через другие приложения, «Мой налог» все равно пригодится — пока только через него можно платить страховые взносы. А если налоговая запустит новые функции или возможности для самозанятых, они в первую очередь появятся в официальном сервисе.
Банковские продукты для самозанятых
На сайте налоговой службы есть список банков-партнеров, которые предлагают аналог приложения «Мой налог». Сейчас в этом перечне 17 организаций, причем крупных федеральных всего несколько: Ак Барс Банк, Альфа-Банк, ВТБ Банк, Сбербанк, Тинькофф Банк.
Что дают: банки предлагают клиентам зарегистрировать самозанятость через них. Возможности банковских приложений аналогичны базовому функционалу сервиса «Мой налог» — самозанятый может привязать личную карту, формировать электронные чеки и уплачивать налог.
В разных банках свои особенности, например, в Тинькофф Банке сервис для самозанятых доступен только в декстопной версии — это не совсем удобно, если привыкли пользоваться мобильным банком. В приложении «Свое дело» Сбербанка любые поступления на карту по умолчанию сохраняются с подписью «услуги самозанятого» — позже нельзя отредактировать запись. По мнению консалтингового агентства Markswebb, это усложняет поиск нужного чека среди аналогичных.
Что дают: банки предлагают клиентам зарегистрировать самозанятость через них. Возможности банковских приложений аналогичны базовому функционалу сервиса «Мой налог» — самозанятый может привязать личную карту, формировать электронные чеки и уплачивать налог.
В разных банках свои особенности, например, в Тинькофф Банке сервис для самозанятых доступен только в декстопной версии — это не совсем удобно, если привыкли пользоваться мобильным банком. В приложении «Свое дело» Сбербанка любые поступления на карту по умолчанию сохраняются с подписью «услуги самозанятого» — позже нельзя отредактировать запись. По мнению консалтингового агентства Markswebb, это усложняет поиск нужного чека среди аналогичных.
В Ак Барс Банке сервис для самозанятых доступен только клиентам банка. Чтобы пользоваться им, нужно иметь дебетовую карту. Виджет не заменяет официальное приложение «Мой налог», а дополняет его и облегчает работу.
Поступления на дебетовую карту автоматически отражаются в разделе «Мои продажи». Если доход не связан с предпринимательской деятельностью — ничего делать не нужно. А если деньги поступили от клиента — нажмите на операцию и выберете функцию «Создать чек». Затем укажите категорию покупателя: физлицо или компания. От выбранного статуса зависит налоговая ставка: за частного клиента налог рассчитают в размере 4%, за организацию и ИП — 6%. Для удобства можно добавить описание сделки — за какую услугу, работу или товар вы получили деньги.
Если клиент расплатился наличными, или деньги поступили на другую карту и электронный кошелек — информацию в приложение Ак Барс Онлайн можно ввести вручную. Особенно удобно — завести отдельную карту для предпринимательской деятельности, привязать в ее приложении и использовать только для расчетов с клиентами. Тогда для всех поступлений на нее можно будет создавать чеки и учитывать их как доход, а не фильтровать личные переводы и платежи от близких.
В приложении можно аннулировать сформированный чек, например, сформировали чек по ошибке, или вернули деньги клиенту. Аннулированный чек не учитывается при исчислении налога.
По окончании налогового периода вы получите уведомление с суммой налога и напоминалку, когда нужно платить налог. Его также можно оплатить через приложение Ак Барс Онлайн.
Поступления на дебетовую карту автоматически отражаются в разделе «Мои продажи». Если доход не связан с предпринимательской деятельностью — ничего делать не нужно. А если деньги поступили от клиента — нажмите на операцию и выберете функцию «Создать чек». Затем укажите категорию покупателя: физлицо или компания. От выбранного статуса зависит налоговая ставка: за частного клиента налог рассчитают в размере 4%, за организацию и ИП — 6%. Для удобства можно добавить описание сделки — за какую услугу, работу или товар вы получили деньги.
Если клиент расплатился наличными, или деньги поступили на другую карту и электронный кошелек — информацию в приложение Ак Барс Онлайн можно ввести вручную. Особенно удобно — завести отдельную карту для предпринимательской деятельности, привязать в ее приложении и использовать только для расчетов с клиентами. Тогда для всех поступлений на нее можно будет создавать чеки и учитывать их как доход, а не фильтровать личные переводы и платежи от близких.
В приложении можно аннулировать сформированный чек, например, сформировали чек по ошибке, или вернули деньги клиенту. Аннулированный чек не учитывается при исчислении налога.
По окончании налогового периода вы получите уведомление с суммой налога и напоминалку, когда нужно платить налог. Его также можно оплатить через приложение Ак Барс Онлайн.
Дополнительно можно воспользоваться и другими банковскими услугами специально для самозанятых, например, технической поддержкой. В новом налоговом режиме еще не все разобрались — телефоны ФНС часто перегружены, и самозанятому сложно дозвониться. Если нужна срочная консультация по работе приложения, удобнее воспользоваться технической поддержкой банка — специалисты оперативно реагируют на сообщения и подробно отвечают на вопросы самозанятых.
ВАЖНО: в Ак Барс Страховании самозанятый может оформить страховой полис. Программа «Люди дела» выплатит компенсацию в случае вашей болезни или несчастного случая, окажет юридическую поддержку, поможет компенсировать ущерб, причиненный третьим лицам.
Кому устанавливать: клиентам определенных банков, если их устраивает экосистема выбранного учреждения — условия по картам, вкладам, кредитам. А также самозанятые отмечают — если пользоваться банковскими сервисами для самозанятых, проще получать кредиты и оформить ипотеку.
В социальных сетях пользователи делятся положительным опытом кредитования
Предложения от партнеров
Налоговая сотрудничает не только с банками, но и с другими организациями — электронными площадками и агрегаторами, где самозанятые могут предлагать свои услуги или продавать товар. Список таких компаний представлен в разделе «Партнеры» приложения «Мой налог» и на сайте ФНС.
Например, самозанятому таксисту удобно сотрудничать с Яндекс.Go, Ситимобилом и «Такси Максим», курьеру — с Dostavista, Яндекс.Едой или Delivery Club, владельцу квартиры — сдавать квартиру на ЦИАН, фрилансеру — искать заказы на FL.ru или YouDo, производителю — торговать своей продукцией на Ozon или Wildberries, автору — писать в блог на Яндекс.Дзен.
Чтобы подключиться к партнерскому сервису, самозанятому достаточно зарегистрироваться на площадке и открыть доступ к своим данным из приложения «Мой налог».
Что дают. Если подключиться к сервису партнера, можно автоматизировать учет платежей — клиенты платят через партнерский сервис, поэтому самозанятому не нужно формировать чеки. Площадка самостоятельно фискализирует доходы самозанятых, передает информацию в налоговую, и суммы доходов появляются в приложении «Мой налог». Если самозанятый работает с организациями или ИП, документооборот с ними площадка берет на себя.
Самозанятому останется оплатить налог по итогам месяца. А иногда партнерский сервис сам перечисляет налог за самозанятого — площадка удерживает с дохода сумму налога и отправляет ее в ФНС.
Сервисы перечисленных площадок упрощают учет доходов и уплату налогов. С помощью агрегатора самозанятые расширяют клиентскую базу.
Статус самозанятого и подключение к партнерской программе дает дополнительные преимущества. Например, продавцы со статусом самозанятого размещаются в верхних строчках рейтинга, или им открывают доступ к бизнес-заказам, закрытый для исполнителей без статуса.
Кому устанавливать: самозанятым, товары и услуги которых соответствуют деятельности электронной площадки.
Например, самозанятому таксисту удобно сотрудничать с Яндекс.Go, Ситимобилом и «Такси Максим», курьеру — с Dostavista, Яндекс.Едой или Delivery Club, владельцу квартиры — сдавать квартиру на ЦИАН, фрилансеру — искать заказы на FL.ru или YouDo, производителю — торговать своей продукцией на Ozon или Wildberries, автору — писать в блог на Яндекс.Дзен.
Чтобы подключиться к партнерскому сервису, самозанятому достаточно зарегистрироваться на площадке и открыть доступ к своим данным из приложения «Мой налог».
Что дают. Если подключиться к сервису партнера, можно автоматизировать учет платежей — клиенты платят через партнерский сервис, поэтому самозанятому не нужно формировать чеки. Площадка самостоятельно фискализирует доходы самозанятых, передает информацию в налоговую, и суммы доходов появляются в приложении «Мой налог». Если самозанятый работает с организациями или ИП, документооборот с ними площадка берет на себя.
Самозанятому останется оплатить налог по итогам месяца. А иногда партнерский сервис сам перечисляет налог за самозанятого — площадка удерживает с дохода сумму налога и отправляет ее в ФНС.
Сервисы перечисленных площадок упрощают учет доходов и уплату налогов. С помощью агрегатора самозанятые расширяют клиентскую базу.
Статус самозанятого и подключение к партнерской программе дает дополнительные преимущества. Например, продавцы со статусом самозанятого размещаются в верхних строчках рейтинга, или им открывают доступ к бизнес-заказам, закрытый для исполнителей без статуса.
Кому устанавливать: самозанятым, товары и услуги которых соответствуют деятельности электронной площадки.
Какие сервисы помогают работать самозанятому
-
1Приложение «Мой налог»Официальный сервис нужен, чтобы зарегистрировать самозанятость и полноценно работать: фиксировать доход от бизнеса, отправлять чеки клиентам, платить налог и добровольные страховые взносы в ПФР.
-
2Банковские сервисы для самозанятыхАльтернатива приложению «Мой налог». Пользователям банковского сервиса легче оформить кредит и ипотеку, можно автоматизировать прием платежей, подключить интернет-эквайринг.
-
3Предложения от партнеров ФНСOПомогают расширить клиентскую базу, облегчают поиск заказчиков, учитывают операции, отправляют чеки клиентам, удерживают налог с дохода и перечисляют его в ФНС.
Поделиться
Подпишитесь на рассылку
Каждую неделю отправляем самые свежие статьи
Читайте на привычных площадках
Онлайн-журнал Life.Akbars
Честно и понятно рассказываем о деньгах и экономии
Зарегистрируйтесь, чтобы поделиться историей
Войдите, чтобы поделиться историей
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранить историю
Войдите, чтобы сохранить историю
Этот материал доступен только авторизованным пользователям
Этот материал доступен только авторизованным пользователям
Через социальные сети
0 комментариев