Что изменится для самозанятых в 2025 году
В 2025 году у самозанятых появятся новые обязанности, но и порядок работы станет более гибким. Обо всех изменениях рассказываем в статье.
Содержание
Отчетность в Росстат
С 1 января 2025 года вводят обязательную ежегодную отчетность перед Росстатом для самозанятых. Сейчас подобные отчеты сдают ИП и организации.
В России для сбора и обработки статистических сведений запустили Цифровую аналитическую платформу предоставления статистических данных (ЦАП СД). Система работает в режиме «Единого окна» с платформами ФНС, СФР и Росстата, поэтому большая часть сведений в отчете заполняется автоматически. Но самозанятые не смогут воспользоваться ЦАП СД. Им придется передавать отчеты через операторов электронного документооборота (ЭДО).
Пока неизвестно, в какие сроки и в каком порядке нужно будет сдавать отчет. Бланк унифицированной формы пока не опубликовали, но уже известно, что самозанятые должны указывать:
- сферу деятельности;
- количество заказов за год;
- суммарный доход за отчетный период.
Чтобы подать электронную отчетность, нужно подготовиться:
- Получить электронную подпись. Ее можно заказать в аккредитованном удостоверяющем центре, их перечень опубликован на сайте Минцифры. Услуга плюс токен для записи сертификата ключа электронной подписи стоит около 4 000 ₽.
- Установить программу для шифрования данных и работы с электронной подписью. Это нужно для защиты информации, содержащейся в отчете.
- Установить программу для создания и сдачи отчетности.
- Создать учетную запись на сайте Росстата.
- Заключить договор с оператором электронного документооборота, который будет передавать данные в Росстат.
Что будет, если не подать отчет. Для самозанятых наказание пока не установили, но можно ориентироваться на штрафы для ИП и организаций. В 2024 году нарушителя штрафовали:
- ИП или руководителя организации — на сумму 10 000—20 000 ₽;
- компанию — на 20 000—70 000 ₽.
Если самозанятых приравняют к предпринимателям или должностным лицам, размер штрафа составит от 10 000 ₽.
Электронные документы
Налоговики запустили пилотный проект «Электронный документооборот с самозанятыми гражданами», который продлится до марта 2025 года. Участие в проекте добровольное.
Теперь плательщики НПД (налога на профессиональный доход), которые работают с организациями и ИП, смогут составлять, подписывать и направлять акты контрагентам в режиме онлайн. Для этого нужно установить мобильное приложение с функцией NFC. В пилотном проекте участвуют операторы ЭДО, которые осуществляют электронный документооборот для самозанятых. Также операторы учат пользователей работать в системе, подсказывают, как получить электронную подпись, и оказывают техническую поддержку.
По окончании эксперимента специалисты ФНС оценят перспективы применения ЭДО среди самозанятых и примут окончательное решение: внедрять ее на обязательной основе или оставить на усмотрение плательщиков НПД.
Переход с НПД на другой налоговый режим
У самозанятых есть ряд ограничений:
- по видам деятельности — например, нельзя продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей и добычей полезных ископаемых;
- по годовому доходу — максимальный лимит 2,4 млн ₽;
- по найму работников — на режиме НПД это запрещено.
Если самозанятый не вписывается в установленные рамки, например, нанял сотрудников или превысил лимит по доходу, он должен перейти на УСН (упрощенная система налогообложения) или ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Для этого нужно получить статус ИП и подать уведомление о переходе на новый налоговый режим. Срок — 20 дней после утраты права на самозанятость. Упрощенка или сельхозналог заработают задним числом — с даты регистрации ИП.
С 1 января 2025 года расширили перечень доступных налогов для перехода с НПД. Самозанятые смогут выбрать:
- УСН (упрощенная система налогообложения);
- ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог);
- ПСН (патентная система налогообложения);
- АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) — для предпринимателей из Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей.
Если самозанятый был индивидуальным предпринимателем на НПД, ему достаточно подать уведомление о переходе и сняться с учета в приложении «Мой налог». Срок тот же — 20 дней.
Закажите дебетовую Ак Барс Карту и получайте на нее оплату от своих клиентов,
а мы начислим кешбэк на все покупки и до 11%* годовых на остаток
Подробнее
*подробнее об условиях — на сайте Ак Барс Банка
Поделиться
0 комментариев