КЕШБЭК 50% на маркетплейсы
КЕШБЭК            50%        на маркетплейсы
Заказать карту

Что изменится для самозанятых в 2025 году

Что изменится для самозанятых в 2025 году

В 2025 году у самозанятых появятся новые обязанности, но и порядок работы станет более гибким. Обо всех изменениях рассказываем в статье. 

Содержание

    Отчетность в Росстат

    С 1 января 2025 года вводят обязательную ежегодную отчетность перед Росстатом для самозанятых. Сейчас подобные отчеты сдают ИП и организации. 
    В России для сбора и обработки статистических сведений запустили Цифровую аналитическую платформу предоставления статистических данных (ЦАП СД). Система работает в режиме «Единого окна» с платформами ФНС, СФР и Росстата, поэтому большая часть сведений в отчете заполняется автоматически. Но самозанятые не смогут воспользоваться ЦАП СД. Им придется передавать отчеты через операторов электронного документооборота (ЭДО). 
    Пока неизвестно, в какие сроки и в каком порядке нужно будет сдавать отчет. Бланк унифицированной формы пока не опубликовали, но уже известно, что самозанятые должны указывать:
    • сферу деятельности;
    • количество заказов за год;
    • суммарный доход за отчетный период.
    Чтобы подать электронную отчетность, нужно подготовиться:
    1. Получить электронную подпись. Ее можно заказать в аккредитованном удостоверяющем центре, их перечень опубликован на сайте Минцифры. Услуга плюс токен для записи сертификата ключа электронной подписи стоит около 4 000 ₽. 
    2. Установить программу для шифрования данных и работы с электронной подписью. Это нужно для защиты информации, содержащейся в отчете.
    3. Установить программу для создания и сдачи отчетности.
    4. Создать учетную запись на сайте Росстата.
    5. Заключить договор с оператором электронного документооборота, который будет передавать данные в Росстат. 
    Что будет, если не подать отчет. Для самозанятых наказание пока не установили, но можно ориентироваться на штрафы для ИП и организаций. В 2024 году нарушителя штрафовали:
    • ИП или руководителя организации — на сумму 10 000—20 000 ₽;
    • компанию — на 20 000—70 000 ₽. 
    Если самозанятых приравняют к предпринимателям или должностным лицам, размер штрафа составит от 10 000 ₽. 

    Электронные документы

    Налоговики запустили пилотный проект «Электронный документооборот с самозанятыми гражданами», который продлится до марта 2025 года. Участие в проекте добровольное.
    Теперь плательщики НПД (налога на профессиональный доход), которые работают с организациями и ИП, смогут составлять, подписывать и направлять акты контрагентам в режиме онлайн. Для этого нужно установить мобильное приложение с функцией NFC. В пилотном проекте участвуют операторы ЭДО, которые осуществляют электронный документооборот для самозанятых. Также операторы учат пользователей работать в системе, подсказывают, как получить электронную подпись, и оказывают техническую поддержку. 
    По окончании эксперимента специалисты ФНС оценят перспективы применения ЭДО среди самозанятых и примут окончательное решение: внедрять ее на обязательной основе или оставить на усмотрение плательщиков НПД.

    Переход с НПД на другой налоговый режим

    У самозанятых есть ряд ограничений:
    • по видам деятельности — например, нельзя продавать подакцизные товары, заниматься перепродажей и добычей полезных ископаемых;
    • по годовому доходу — максимальный лимит 2,4 млн ₽;
    • по найму работников — на режиме НПД это запрещено.
    Если самозанятый не вписывается в установленные рамки, например, нанял сотрудников или превысил лимит по доходу, он должен перейти на УСН (упрощенная система налогообложения) или ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Для этого нужно получить статус ИП и подать уведомление о переходе на новый налоговый режим. Срок — 20 дней после утраты права на самозанятость. Упрощенка или сельхозналог заработают задним числом — с даты регистрации ИП. 
    С 1 января 2025 года расширили перечень доступных налогов для перехода с НПД. Самозанятые смогут выбрать:
    • УСН (упрощенная система налогообложения);
    • ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог);
    • ПСН (патентная система налогообложения);
    • АУСН (автоматизированная упрощенная система налогообложения) — для предпринимателей из Москвы, Татарстана, Московской и Калужской областей.
    Если самозанятый был индивидуальным предпринимателем на НПД, ему достаточно подать уведомление о переходе и сняться с учета в приложении «Мой налог». Срок тот же — 20 дней.
    Закажите дебетовую Ак Барс Карту и получайте на нее оплату от своих клиентов,
    а мы начислим кешбэк на все покупки и до 11%* годовых на остаток

    Подробнее
    *подробнее об условиях — на сайте Ак Барс Банка
    0 комментариев
    Вам будет интересно
    14.08
    Самозанятым
    Какая пенсия будет у самозанятого, если не платить взносы
    21.03
    Самозанятым
    Фриланс с нуля: с чего начать и как не сгореть
    18.01
    Самозанятым
    Как пользоваться приложением «Мой Налог» для самозанятых
    29.08
    Самозанятым
    Как совместить ИП и самозанятость в 2023 году
    15.08
    Самозанятым
    Декретные и больничные: на что могут рассчитывать самозанятые в 2023 году

    Читайте также