Как мы организовали путешествие по Европе на поездах и автобусах
Прошлой осенью мы с мужем получили шенгенскую визу для поездки во Францию. Визу дали на полгода, и мы хотели съездить куда-то еще до конца срока ее действия, но никак не могли определиться, куда именно. Я давно мечтала побывать на озере Гарда, а после рассказов друзей и просмотра одноименного фильма хотелось посетить Брюгге. А еще друг из Германии предложил приехать к нему в гости.
После всех метаний у нас родился грандиозный план: проехать на поездах и автобусах по Франции, Германии и Италии. В процессе построения маршрута в план включили еще Швейцарию. Наша поездка состоялась в мае и длилась две недели: в статье расскажу, как мы ее организовали, сколько потратили на путешествие, и как выгодно путешествовать по Европе на общественном транспорте.
Содержание
Как мы составили маршрут поездки
Для начала мы выписали страны и города, которые точно хотим посетить:
- Париж, Франция,
- Брюгге, Бельгия,
- Рюдесхайм-на-Рейне, Германия,
- Сирмионе, Италия,
- Милан, Италия.
Затем — проанализировали цены на авиабилеты и расстояние между точками маршрута, чтобы понять, откуда лучше начать, и где — закончить поездку. Удобнее всего оказалось прилететь в Париж, а улетать из Милана. Мы выбрали рейсы «Москва-Париж» и «Милан-Москва» с пересадкой в Баку «Азербайджанскими авиалиниями». За билеты на двоих заплатили около 112 тыс. ₽, багаж включен в стоимость.
На время ночной пересадки мы забронировали отель в аэропорту: интересно было встречать там на завтраке весь летный состав с наших рейсов.
При перелетах в Европу в 2024 году придется сделать 1-3 пересадки
Затем я ввела в Google maps начальную и конечную точки маршрута и добавила места, которые мы обязательно хотели посетить: Брюгге, Рюдесхайм-на-Рейне, озеро Гарда. Я выстроила точки на карте так, чтобы мы продвигались от Парижа в сторону Милана и при этом не нужно было ехать в одну сторону, а потом возвращаться.
Для общественного транспорта Google не дает возможности выбрать дополнительные пункты назначения, поэтому маршрут из нескольких точек всегда нужно строить для автомобиля.
Система предлагает способ перемещения на велосипеде и даже пешком, но не на поездах и автобусах
Мне было важно, чтобы длительность переездов между городами не превышала четырех часов, иначе на дорогу уйдет слишком много времени. Но дорога между некоторыми точками маршрута получилась очень долгой, поэтому я добавила промежуточные города.
Например, от Страсбурга до озера Гарда более 8 часов пути и несколько пересадок, поэтому мы решили сделать остановки в Люцерне Комо на одноименном озере. Итого у нас вышло 4 страны: Франция, Бельгия, Германия и Италия, и 10 городов, в которых мы хотя бы немного гуляли. Города, в которых мы просто делали пересадки — Брюссель, Базель, Баку —, я не считаю.
Дальше нужно было купить билеты на автобусы и поезда по маршруту. Дальше расскажу, как сделать это выгодно, и как устроен общественный транспорт в Европе.
Особенности общественного транспорта в Европе
Поезда в большинстве своем комфортабельные: удобные кресла, есть багажные полки, usb-порт. Во всех поездах есть туалеты, и они чистые, разница только в количестве: во Франции и Швейцарии туалет был в каждом вагоне, в Италии — один туалет на несколько вагонов.
Если располагать по степени комфорта, то на первом месте Швейцарские железные дороги, потом — Eurostar и итальянские поезда типа Frecciorosa, на третьем — итальянские Regionale и Intercity.
Перрон на Миланском Центральном вокзале и наш двухэтажный Regionale (справа) до Дезенцано-дель-Гарда. Посередине платформы — автоматы со снеками и кофе.
В Италии стоимость поезда зависит от длительности поездки и уровня комфорта. Например, поездка «Комо — Дезенцано-дель-Гарда» стоила от 14 до 27 € за человека. При выборе поезда за 27 € можно забронировать место и сэкономить час, а за 14 € придёт что-то вроде электрички, скорее всего, переполненной. Ехать придется на час дольше и, скорее всего, стоя.
В большинстве случаев мы выбирали вариант дешевле: например, до Гарды купили билет за 14 € и ехали стоя, решив, что час можно потерпеть. В итоге электричка оказалась слишком забита людьми, и с чемоданом ехать было некомфортно.
Автобусы в Европе намного дешевле поездов и очень популярны у туристов. Например, из Швейцарии в Италию минимальная цена билета на поезд составляла около 150 € на одного, а на автобус — 30 € на пассажира. Причем автобус был прямой: Люцерн — Комо, а время в пути — 3 часа, как и у поезда, но он ехал с пересадкой в Лугано.
Однако на автобусе поездка может продлиться гораздо дольше указанного времени из-за пробок. Например, по расписанию мы должны были выехать в 10-45 утра и в 13-45 уже быть в Комо. В реальности автобус сначала опоздал на полтора часа, и потом ехал пять часов вместо трех. В итоге в Комо мы приехали только в шестом часу вечера.
Утешением нам было то, что виды из окна по дороге были очень красивые, автобус комфортабельный, даже с туалетом, и экономия на билетах грела нам душу. Но такой вариант нужно выбирать, если вы никуда не опаздываете, нет пересадки, вылетающего рейса, оплаченной экскурсии, и так далее.
Вид из окна автобуса по дороге из Швейцарии в Италию
Билеты на любой транспорт нужно покупать заранее. Иногда, особенно в сезон отпусков, билетов на нужный поезд просто может не быть.
Касс с кассирами в Европе практически нигде нет — только автоматы по продаже билетов. Оплатить билеты даже в кассе, в основном, можно только банковской картой. Если ее нет, найти кассу, где примут наличные, будет сложно. В автоматы часто очереди и можно не успеть купить билет, если приехать к поезду без запаса по времени.
Как выгодно путешествовать по Европе
Все билеты на поезда я покупала в приложении Omio, а на автобус — на сайте компании FlixBus. Перед покупкой билетов:
- строила маршрут для общественного транспорта в Google maps,
- смотрела, какими поездами можно доехать: например, EuroStar, Trenitalia, SBB, SNCF,
- проверяла их стоимость на сайте перевозчика,
- проверяла их стоимость на других сайтах, например, Rail Europe, Eurial Pass, Omio
Покупать единый билет на маршрут дешевле. Например, выяснилось, что два отдельных билета по маршруту «Париж — Брюссель» перевозчиком Eurostar и «Брюссель — Брюгге» компанией Intercity стоят 80 € на человека. При покупке единым маршрутом в приложении Omio билет обошелся в 60 €. В дальнейшем я покупала билеты через него, и за лояльность получила скидку 10%. Благодаря ей переезд «Страсбург — Люцерн» обошелся нам в 27 € на человека вместо 30 €.
Цена на один и тот же маршрут сильно зависит от времени отправления транспорта. Если вы приехали на вокзал, не изучив заранее расписание поездов и цены на билеты, может оказаться, что ближайший поезд очень дорогой. Например, стоимость билета на поезд «Брюгге — Кельн», в зависимости от времени отправления, варьировалась от 38 до 88 € на человека. Билеты по маршруту «Париж — Брюгге» стоили от 61 до 142 €. Во всех случаях рейсы выполнялись от одной и той же компанией, и почему такая разница в цене — непонятно.
По Европе дешевле всего путешествовать автобусами Flixbus: например, из Парижа в Брюгге мы доехали поездом за 120 € на двоих, а билеты на автобус обошлись бы в 48 €. Но при выборе автобуса нужно учитывать пробки и закладывать больше времени на переезд: можно сразу умножать указанное на сайте время на два.
Наш бюджет поездки на двоих на две недели составил:
- перелет: 110 тыс. ₽,
- отели: в среднем 130-150 € за сутки, всего около 150 тыс. ₽
- переезды общественным транспортом — примерно 40 тыс. ₽,
- экскурсии — примерно 30 тыс. ₽.
В следующей статье расскажу, где искать мероприятия и экскурсии в городах Европы, как найти, забронировать и оплатить жилье, и как сэкономить на экскурсиях и проживании в отелях.
Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале t.me/Life_Akbars. Присоединяйтесь!
Поделиться
0 комментариев