Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
учимся

Что такое семейное образование

И как на него перейти
5 января 2021
автор статьи Мария Прокофьева
Мария Прокофьева
учит детей дома
Наша семья живет в деревне, и у нас две дочки школьного возраста. А школы поблизости нет, поэтому возникла проблема с обучением детей. Кроме того, считаем существующую систему образования несколько устаревшей — ученики приобретают формальные знания, которые едва ли смогут применить в жизни.

Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, мы решились на семейную форму обучения. Расскажу, чем она отличается от других форм образования и какие плюсы и минусы прочувствовали на собственном опыте.

Что такое семейная форма обучения
и чем она отличается от других

Семейное обучение часто путают с домашним и заочным. Однако у этих форм есть немало отличий.

Семейное обучение — ребенок получает образование в семье. Чтобы перейти на эту форму обучения, не нужны особые обстоятельства, необходимо только желание, возможность родителей и ребенка обучаться дома. Родители самостоятельно планируют и проводят занятия, несут ответственность за уровень подготовки ребенка. Школа лишь проводит аттестацию ученика, чтобы проверить уровень его знаний.

Домашнее обучение предназначено для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Учителя проводят занятия с ребенком индивидуально на дому либо дистанционно. Ответственность за полученные знания несет школа.

Заочное обучение. Ребенок учится по школьной программе и в привычном ритме: онлайн-уроки в рабочие дни, смена четвертей и каникул. Используя предоставленные школой учебные материалы, он выполняет домашние задания и отправляет их на проверку учителям по электронной почте или через образовательные платформы. Для заочного обучения используют, например, платформы Core, Mooble, ЕЦПК.

Аттестация на «заочке» бывает очная — ребенок в классе выполняет тестовые задания. Или дистанционная — учителя тестируют ребенка онлайн.

Дистанционное образование — симбиоз традиционного и семейного обучения. Родители с ребенком выбирают онлайн-школу, оплачивают обучение и занимаются по программе выбранной школы. Стоимость обучения составляет 50 000–70 000 ₽ в год.

Большая часть уроков идет в записи, поэтому ребенок может самостоятельно выбирать время, когда смотреть уроки. Некоторые занятия проходят в режиме онлайн — в это время ребенок должен быть у компьютера, слушать объяснения учителя, отвечать на вопросы. В конце урока или блока уроков ребенок выполняет тестовое задание, по которому получает обратную связь от педагога.

Закон разрешает сочетать несколько форм обучения. Например, некоторые предметы ребенок проходит традиционно в классе, а некоторые — дома. На мой взгляд, сочетать очное и семейное обучение сложно и не перспективно: школа неохотно идет на такой вариант и ребенок «выпадает» из коллектива своего класса.
Особенности разных форм обучения
В таблице показаны особенности всех форм обучения

Как происходит домашнее обучение на практике

Выбираем программу. Мы выбрали традиционную программу «Школа России», поскольку по ней в школе нам предложили выдать учебники. Плюс по этой программе можно найти электронные приложения — особенно это помогает, когда ребенок повторяет материал перед аттестацией. Приложения можно бесплатно скачать на сайте издательства «Просвещение».

Организуем учебный процесс. На наш взгляд, темы в начальной школе рассматриваются очень узко. Например, в учебнике по окружающему миру описаны два–три созвездия — только их ребенок должен знать при сдаче экзамена. Когда мы проходили дома тему звездного неба, то изучили ее глубже, потому что дочкам это интересно.

Много информации наши дети узнают из других источников: видеоуроков, книг, настольных игр и викторин. Кроме того, дома достаточно пособий для самостоятельного изучения: географическая карта во всю стену, целый шкаф познавательных книг, материалов и приспособлений для творчества. Покупать эти вещи гораздо интереснее, чем тратиться на форму и другие обязательные атрибуты школьника. По учебникам мы в основном повторяем материал и сверяем уровень знаний.

Процесс обучения в каждой семье происходит по-разному: на это влияет ритм жизни, темпераменты детей и родителей, особенности возраста. Например, в нашей семье к дочерям-ученицам нужен разный подход. Старшая дочь учится в 4 классе, она любит узнавать информацию сама — читает книги и учебники. Потом рассказывает, что нового она узнала, и мы это обсуждаем. Дочь-второклассница пока не любит читать, поэтому с ней надо заниматься больше — вместе читать, писать в прописи, обсуждать новые знания. Но многое девочки делают сообща: смотрят обучающие видео, ходят в художественную школу. В прошлом году вместе ходили на занятия по английскому, скалолазанию, верховой езде и лепке из глины. Вместе сестрам учиться веселее.

Нас часто спрашивают, как мы справляемся с русским и математикой. Русский язык лучше всех объясняет бабушка. Она нашла небольшие стихи по правописанию и сделала с ними яркий плакат. Придумала писать диктанты по любимым книжкам. Постоянно находит новые игры для тренировки письма, счета и чтения — дети от этого в восторге. Результатом таких занятий стала пятерка по русскому языку за 3 класс. Мы не гонимся за оценками, но все равно очень приятно.

Математику девочки полюбили еще до школы: считали примеры, решали задачи во время долгого ожидания или в поездке. Сначала складывали бананы и яблоки, делили конфеты — на практике и в уме. Потом задания усложнялись — считали деньги и время. Для тренировки грамотности и счета играем в настольные игры: «Эрудит», «Геометрика», «Корова 006». Сейчас хотим научиться играть в «Монополию» и шахматы.

У нас нет строгого режима, обычно занимаемся в первой половине дня, чтобы к вечеру об учебе уже не думать. Бывает, что утром запланирована поездка, тогда уроки откладываем на вечер или переносим на другой день. Выходных, как в школе, у нас тоже нет, потому что учеба не становится тяжким трудом, это интересная часть повседневной жизни.

Еще у нас нет четкого деления на уроки. На мой взгляд, предметы в начальной школе взаимосвязаны и нередко смешиваются: например, из окружающего мира тема переходит в русский язык или музыку. Наши совместные занятия всегда проходят в форме диалога: дети высказывают свое мнение, приводят примеры, и мы все это обсуждаем. Мне кажется, именно в этом преимущество домашнего обучения. Понимаю, что в средней школе будет больше предметов, и они будут значительно сложнее. Пока это не пугает — я люблю учиться и во всем находить полезную информацию.

В свободное время дети гуляют во дворе, присматривают за младшей сестренкой, читают книги, играют, шьют, самостоятельно учатся играть на этнических музыкальных инструментах, синтезаторе и гитаре, рисуют. Иногда можем вместе что-то приготовить, поиграть в настольные игры, вечером устраиваем совместный просмотр кино или мультиков.

Проходим аттестацию. Школа, в которой ученик проходит аттестацию, обычно предлагает привычную для нее форму сдачи экзаменов. Аттестация по каждому предмету может проходить один или несколько раз в год. В нашей школе мы проходим аттестацию в два этапа: в первом полугодии сдаем физкультуру, музыку, рисование, технологию и окружающий мир. Затем спокойно готовимся к экзаменам по основным предметам, которые проходят в конце учебного года. Расписание экзаменов составляет школа, а мы подстраиваемся — нас это устраивает.

В день девочки сдают по одному экзамену. В назначенное время мы приходим в школу, и девочки проходят в класс для тестирования. В 1 классе проверка знаний проходила в форме собеседования. Оценки не ставят, как и в обычной школе. Со второго класса — тестирование на бумаге или на компьютере. Количество вопросов может отличаться. Например, в тесте по окружающему миру для 4 класса — 25 вопросов. Чтобы пройти тест, ученику дается 50 минут.
Демонстрационный тест по русскому языку для 3 класса
Демонстрационный тест по русскому языку для 3 класса, по которому мы готовимся к школьной аттестации
Защищаем проект. Аттестация по согласованию со школой может проходить в форме творческого или исследовательского проекта. Для этого в начале года берется тема, которую надо согласовать со школой или выбрать из предложенных. По ней ребенок совместно с родителями находит информацию, делает поделку, презентацию или рисунок.
Пример творческого проекта по технологии для 3 класса
Творческий проект по технологии «Пластилиновый город», 3 класс
Пример творческого проекта по рисованию за 2 класс
Творческий проект по рисованию «Золотая осень»,
2 класс
Кроме творчества — поделки или рисунка — нужна теоретическая часть. Например, написать пояснительную записку и оформить ее по правилам школы. В начальной школе мы помогаем девочкам подготовить пояснительную записку. В ней указываем проблему, которую решает проект, цель проекта, задачи, план работы. Описываем, как ученицы подготовили поделку или какие исследования проводили.

Защиту проекта обычно принимает комиссия из нескольких учителей. На защите ребенок должен обязательно знать, что написано в записке, уметь рассказать, что и как он делал сам, а также ответить на вопросы по своему проекту. Чтобы ребенок смог рассказать и не смущался, дома нужно потренироваться. У нас защиту принимали два школьных педагога. В первый раз дочка стеснялась, поэтому сейчас мы уделяем подготовке больше внимания, и рассказывать получается лучше. Думаю, что защита проекта тренирует навыки, необходимые во взрослой жизни.

Преимущества семейного обучения

Учиться в индивидуальном порядке эффективнее, чем в большом классе. Мы уделяем больше внимания трудным предметам и тратим меньше время на легкие.

Дома здоровее. Не надо сидеть полдня за партой, можно выбрать удобное время для занятий — ребенок меньше устает. Он питается домашней едой.

Появляется время для хобби и развития талантов. Можно составить удобный график, не зависящий от школы. Особенно это актуально для детей-спортсменов, которым приходится пропускать учебу из-за соревнований.

Укрепляются детско-родительские отношения. Это можно назвать спорным моментом, но тем для общения с ребенком точно появляется больше.

Не нужно ходить в школу. Поэтому отпадают расходы на школьную форму, подарки для учителей и школьные сборы. Мы не тратим время на родительские собрания, вызовы к учителю и школьные линейки.

Появляется возможность путешествовать. Или просто отдыхать, когда удобно вам и ребенку, а не во время школьных каникул.

Учиться дома интереснее. Это отличная возможность вести гораздо более активную жизнь.

С какими проблемами придется столкнуться

А теперь о минусах. Трудиться придется много, в том числе над собой.

Необходимо время. Семейное обучение могут позволить не все родители. Если мама и папа целыми днями на работе, время на обучение найти непросто. Тем более придется еще решать бытовые вопросы.

Нужна дисциплина. Детям все-таки нужно организовывать распорядок, и чтобы его постоянно поддерживать, родители сами должны обладать достаточной организованностью. Сразу скажу, у нас с этим непросто, но мы над этим работаем.

Детям не хватает общения. Эту проблему можно решить секциями и кружками по интересам. Наши дети в разное время посещали рисование, скалолазание, танцы, верховую езду, лепку из глины. К сожалению, на время пандемии у нас осталось меньше дополнительных занятий.

Дополнительные затраты на обучение. Если какой-то предмет «не идет», придется потратиться на дополнительные занятия. В нашем случае таким предметом оказался английский. Мы обратились к репетитору и платили по 600 ₽ за час. Чтобы усвоить годовую программу по предмету, нам хватило 20 уроков. Возможно, кому-то потребуется купить учебники, нам их выдали в школе.

Общественное мнение. Не все школы рады «семейникам», могут быть непонимания с родственниками и другими «доброжелателями».

Почему семейное образование может не подойти, и какие есть варианты

На мой взгляд, основные причины — это родительская усталость и нехватка времени. Учеба не всегда идет гладко, тогда усталость накапливается. За три года домашней учебы старшей дочери не раз появлялась мысль бросить эту затею и перевестись в школу. Останавливала поддержка близких, и ощущение, что дочерям лучше учиться дома. Поэтому я нашла несколько способов, которые помогают снизить нагрузку на родителей и добавляют разнообразие в обучение.

Найти репетитора по трудно дающемуся предмету. У нас так вышло с английским — домашнее изучение предмета очень накаляло обстановку. С репетитором стало легче.

Смотреть онлайн-уроки. Сейчас существует достаточно интернет-ресурсов, где можно найти обучающие и игровые занятия на разные темы. Есть бесплатные, по подписке за 150–500 ₽ в месяц или дистанционные курсы от 1500 до 10 000 ₽ за курс, например, «Инфоурок» и Учи.ру.

Посещать частные кружки и школы. Дети занимаются в маленькой группе необходимыми предметами. Цены очень разные, в зависимости от места и статуса школы.

Объединиться с другими родителями, например, один объясняет детям математику, а другой — биологию. Взаимное обучение может быть бесплатным или с небольшими организационными взносами.
Как оформить заочное образование в школе
1
Найти школу, готовую принимать аттестации
2
Написать уведомление в местное управление образования
3
Забрать документы из своей школы, если ребенок обучается в школе
4
Заключить со школой договор об аттестации
Мы начали семейное обучение с первого класса, поэтому нам понадобилось найти школу, готовую принимать аттестации, и заключить с ней договор. А также уведомить о выборе департамент образования. Для тех, кто уже числится в школе на очном обучении, необходимо забрать из этой школы личное дело ученика.

Иногда найти школу непросто — директор не знает, как правильно оформить ученика и не хочет связываться. Решить проблему можно при помощи закона например, обратиться за поддержкой на сайт Семейное образование. Или поискать лояльную школу. Во многих городах есть сообщества родителей, обучающих детей дома, там могут подсказать лояльные школы.

Если не нашли подходящей школы поблизости, аттестацию можно сдавать дистанционно с помощью электронных тестов. Услуга стоит приблизительно 10 000 ₽ в год. Для некоторых такой вариант помогает сберечь нервы во время аттестации, потому что детям дома комфортнее.
По моему мнению, семейное образование не делает жизнь родителей легче и беззаботней, но делает интереснее. Это путь с большими возможностями для детей и родителей, у которого есть свои преимущества и недостатки. Я пока не знаю, продолжим ли мы учиться в таком формате и в средней школе, но думаю, что это вполне возможно.
Читайте другие материалы о личных финансах