Как научить дошкольника обращаться с деньгами

Как научить дошкольника обращаться с деньгами

Еще недавно сын считал, что если в семье нет денег на дорогую игрушку, надо снять с банкомата. А сейчас может самостоятельно рассчитать стоимость покупки, выбрать товар в магазине и расплатиться за него. Рассказываю, как мы с женой объяснили ребенку, зачем нужны деньги, как их зарабатывать и разумно тратить.

Как научить обращаться с деньгами

В три года сын был уверен, что банкомат приносит деньги и раздает всем желающим. Было трудно объяснить, что люди получают из банкомата заработанные деньги, а единственный способ заработать — усердно трудиться. Сейчас сыну 7 лет, и в его мозгу сформировался алгоритм: родители работают весь месяц, только после этого на их счет поступают деньги, которые можно получить через банкомат и купить еду, одежду и другие вещи.

Объясняем, что такое деньги. С трех-четырех лет мы начали знакомить сына с деньгами. Для начала давали подержать их в руках, поиграть. Потом малыш выучил названия монет и купюр, научился сортировать деньги по номиналу. С пяти лет использовали деньги для тренировки счета: сколько в одном рубле копеек, сколько рублей в ста рублях.

Покупая продукты, говорили ребенку, сколько мы готовы потратить, называли стоимость товаров и просили посчитать, что можно купить на эти деньги. Через некоторое время сын понял, если купить торт, не хватит денег на курицу — семья останется без обеда. Мальчику нравится выбирать продукты и подсчитывать стоимость покупки.
Копилка и деньги своими руками></div><meta itemprop=
В шесть лет сын смастерил кассу и деньги, и дома мы часто играли в «Магазин»
Учим отличать нужное от желаемого. До пяти лет сын не понимал, что такое правильные траты. Приходилось объяснять разницу между потребностями и возможностями: не все, что есть на полках магазина, можно купить; не нужно тратить все деньги сразу. В пример ставили нашу семью: сначала удовлетворяем базовые потребности в еде, одежде, жилье, а уж потом планируем бюджет на развлечения и подарки.

Недавно сын выдал в магазине: «Сто лари (это примерно 2 500 ₽ — мы сейчас живем в Грузии) за конструктор? Это же целая поездка в Тбилиси». Кажется, он начинает понимать, что съездить на выходные в столицу Грузии и погулять в парке, покататься на аттракционах, поесть мороженое в кафе — интереснее игрушки, которая быстро надоест.
Само понятие деньги — абстракция. Большинство детей начинают понимать это лишь к школе, но конкретику вполне возможно давать раньше. Например, почитайте книгу Алексея Гридина «Обращайся с деньгами "по-взрослому". Финансовая грамотность для детей от мобайликов»

Есть много программ и пособий по финансовой грамотности для дошкольников от 4–5 лет. В этих материалах на повседневных примерах разбирают понятия денег, что можно на них купить, как спланировать стоимость от обеда до бюджета на месяц или год. Последнее уже для детей постарше.
Ольга Ключко профессор психологии

Ольга Ключко
профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета
Прививаем ответственность. Часто предлагаем сыну оплатить товар в магазине, но контролируем, достаточно ли он дал денег, не забыл ли взять сдачу. В магазин одного пока не отпускаем, а к соседке за домашним молоком сын ходит самостоятельно.
ПРИМЕР:

Каждый день сын ходит к соседям, покупать молоко. Утром мы проговариваем, что он должен сделать:

— Сынок, купи два литра молока, пожалуйста. Один литр стоит 2 ₾ (лари). Сколько нужно заплатить денег?
— 4 ₾.
— Молодец, иди. Вот тебе 5 ₾.
— Значит, мне дадут сдачу 1₾.
Добавляем элементы геймификации. Однажды сын рассказал как надо оплачивать банковский кредит, и почему нельзя опаздывать с ежемесячными платежами. Мы никогда не обсуждали подобные проблемы в присутствии сына, поэтому очень удивились, откуда он это узнал.

Оказывается, в детском мультсериале «Смешарики» есть образовательные видео, в них доступным языком рассказывают про деньги, правила дорожного движения и еще много чего поучительного. Получается, что дошкольники способны усваивать сложную информацию, если рассказать ее доступным языком. Сейчас мы включаем в образование сына видео с каналов «Галилео», National Geographic и других научно-популярных каналов.
Недавно, по рекомендации знакомого психолога, прочитали с сыном книжку «Пес по имени Мани». В книге много полезных советов, но, главное, что мне понравилось — призыв быть щедрым, уметь отдавать. Считаю, важно приучить ребенка относиться к деньгам легко, а не ставить целью жизни их заработок.

В образование включаем игры на планшете, которые развивают мышление. Недавно сын скачал игру по управлению кафе «Моя кофейня — ресторан мечты» и спрашивает, почему не получается купить эспрессо-машину? Я напрягся: вдруг он в онлайн-магазине покупает кофемашину с моей кредитки. Оказалось, сыну не хватает игровых денег. Объяснил, как можно увеличить доход: повысить цену на товар, увеличить сумму заказа. Через десять минут сын заработал нужную сумму.
игра как открыть кафе></div><meta itemprop=
Геймификация в воспитании сына — открыть кафе и не прогореть

Как учим обращаться с деньгами

На наш взгляд, ребенку в возрасте 5–7 лет не нужно становиться экспертом по финансовой грамотности. Достаточно научиться считать и экономно распоряжаться карманными деньгами, уметь сохранять.

Учим считать. Когда сыну было 4 года, мы с женой совершили ошибку — начали выдавать ему карманные деньги. Полагали, что в нем проснется желание накопить, но ошиблись. Сын недоуменно повертел в руках купюры и заплакал: «Вы мне теперь ничего покупать не будете?» В то время его мозг еще не был готов самостоятельно тратить деньги.

Сейчас понимаем, что сначала нужно научить ребенка считать. Без этого не составить даже примитивного финансового плана, например, накопить 4 лари на лизуна. Вместо разумного обращения с деньгами, получите игру с «цветными фантиками или круглыми железками». Поэтому начали придумывать для сына простые задачи на сложение и вычитание. В 5 лет он уже уверенно решал в уме примеры в пределах двадцати.
ПРИМЕР:

Особенно сыну нравились задачи с «вкусняшками»: «На столе лежало 12 конфет, ты съел 8. Остаток мама и папа поделили поровну. Сколько конфет досталось папе и маме?» Тут уже и вычитание, и деление.
Учим экономить. Перед походом в магазин иногда даем сыну 2 лари (около 50 ₽), которые он может потратить на что угодно. Но выбрать товар он должен самостоятельно и не превысить суммы. Экономия превращается в игру: ребенок знает, что у него есть лимит, поэтому ходит между прилавками и подсчитывает, на что хватит денег.

Учим копить. Примерно год назад мы начали каждую неделю выдавать сыну по 4 лари (примерно 100 ₽) карманных денег. Раньше он сразу тратил деньги на вкусняшки и какие-нибудь мелочи. Но недавно заявил, что хочет «Лего» за 125 лари (около 3000 ₽). Вместо того, чтобы безоговорочно купить конструктор, предложили ему накопить из карманных денег.

Исходя из обычной суммы, которую сын получал на карманные расходы, он копил бы больше полугода. Поэтому на семейном совете решили в виде исключения, выдавать ему по 15 лари в неделю. Объяснили, что если будет откладывать все карманные деньги, то купит «Лего» через два месяца, если часть — то будет копить еще дольше.
Сын пошел и нарисовал примитивный план, где есть «Лего», требуемая сумма 150 ₾, и срок — 8 недель. Даже копилку сделал.
Самодельная копилка></div><meta itemprop=
Коробка из-под «Лего», куда нужно откладывать деньги на конструктор. Кажется, все логично
Учить ребенка обращаться с деньгами лучше через совместную деятельность: вместе планируйте, что нужно купить и сколько денег на это необходимо потратить. Позвольте ребенку самому выбрать и оплатить покупку в вашем присутствии. Только обязательно создайте ситуацию, когда малыш покупает не только для себя, но и для всей семьи или для другого человека.
Ольга Ключко профессор психологии

Ольга Ключко
профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета

Как стимулируем заработать больше карманных денег

Недавно мы решили, что помимо безусловной суммы 4 лари в неделю, мы готовы давать больше карманных денег, и можем увеличить месячный лимит до 40 лари. Но доплату сын будет получать за «важные социальные деяния». Под социальными деяниями мы понимаем не помощь по дому, а сообразительность, смекалку, работу «мозгами». Например, сын мастерит поделку, чтобы украсить комнату, и мы приобретаем его работу. Покупаем не всегда, чтобы у сына не было желания впаривать каждую ерунду.
самодельная игра в крестики-нолики></div><meta itemprop=
Сын любит играть в «Крестики-нолики» — играем почти каждый день. Недавно он смастерил игровое поле и фишки для любимой игры. За поделку мы заплатили 2 ₾
Визуализируем накопление. Для ребенка важна визуализация — он должен видеть, как увеличивается сумма накоплений. Но свинья-копилка или банка из-под варенья нам не нравится.

Для калькуляции социальных деяний мы используем бесплатное приложение Counter для смартфона, это помогает превратить накопительство в игру. Мобильный счетчик подсчитывает баллы, а в конце недели мы обмениваем накопленные баллы на деньги.
Приложение_счетчик баллов></div><meta itemprop=
Таким простым счетчиком мы с сыном пользуемся, чтобы считать заработанные очки. Каждое очко равно 1 ₾
Накопленные баллы сохраняются, даже если закрыть приложение. Сейчас у сына накопилось 16 ₾, максимально возможная сумма дополнительных денег — 20 ₾ в месяц. Мы составили список дел, пока он небольшой, но его можно добавлять и корректировать. Например, сейчас в списке вознаграждения за поделки. Когда сын подрастет, вознаграждение за поделки станет неактуальным, но появятся другие деяния, достойные вознаграждения.

За что начисляем очки:

  • смастерил интересную или полезную поделку — 2 очка;
  • научился делать что-то новое, например, пользоваться банкоматом — 1 очко;
  • поделился интересным знанием, например, рассказал, как оплачивать банковский кредит — 1 очко;
  • обыграл родителей в настольную игру — 1 очко;
  • просто так, потому что мы его любим — свободное число.

Какие дела включать в список — решаем сообща, а достойно ли деяние вознаграждения — прерогатива родителей. Нам нравится, что мальчик не задается целью заработать хоть что-то за день, он просто занимается делами, которые ему интересны. Вечером мы напоминаем ему о его достижениях и вносим очки в счетчик.

Заработанные очки, мы не забираем, чтобы сын не привязывал поведение к деньгам. Мы садимся и обсуждаем поступок, который нам кажется недостойным, например, объяснили, почему нельзя употреблять в речи матерные слова. Случайно сломать игрушку проступком не считаем — это форс-мажор.
Важно: не «скатиться» и не использовать программу в качестве наказания, например, не почистишь зубы, отнимем один балл.
Уже сейчас можно сказать, что вознаграждения помогают сформировать полезные привычки. Чтобы обыграть маму в шашки, сын упорно тренировался и заработал 3 очка: одно — за победу и два — за собственноручно сделанные шашки. Теперь сын стремится обыграть меня, но я держусь благодаря первому юношескому разряду по шашкам.

Большой риск заиграться — начислить огромное количество баллов, а потом отказать ребенку в выплате реальных денег. Например, мы можем давать сыну 50 ₾ в месяц на карманные расходы и четко придерживаемся этой суммы при начислении баллов.
Я не одобряю товарно-денежных отношений в семье. Тогда маме надо платить за то, что она приготовила обед, а папе — за уборку. Есть много видов поощрения, например, совместно проведенное время, которое планируется всей семьей. У каждого ребенка есть мечты, обсуждайте их и будете знать, чем его порадовать.
Ольга Ключко профессор психологии

Ольга Ключко
профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета
Не планируем платить за оценки в школе. Сын пока не учится, поэтому вопрос денежного стимулирования перед нами не стоит. Пока не уверены, будем ли платить за оценки в будущем — боимся, что плата за хорошие оценки подорвет стремление, узнать что-то новое.

Лучшее, что мы придумали — соотнести знания и хорошие оценки с будущим заработком. Постоянно объясняем сыну, что я — автор текстов и его мама — художник потратили кучу времени и денег, чтобы обрести навыки, которые помогают нам зарабатывать. Сейчас мы внимательно следим за талантами сына, обращаем внимание на его сильные стороны и помогаем их развивать.
Учеба должна приносить удовольствие от самого процесса обучения и от результата — полученных знаний, умений, приобретенного авторитета в конкретной области.
Ольга Ключко профессор психологии

Ольга Ключко
профессор департамента психологии Московского городского педагогического университета
0 комментариев

Читайте также