То яма, то канава: как бороться с плохими дорогами

Живем по закону
плохие дороги
Я езжу на машине больше десяти лет. У меня Ford Focus 2011 года, и мне удается менять запчасти только по сроку службы, так как обхожусь без спонтанных поломок. Поделюсь с вами, как мне удается сберечь подвеску на плохих дорогах. А также расскажу, как и куда обратиться, чтобы дорогу наконец отремонтировали.


Когда можно пожаловаться на яму на дороге


Дороги признаются некачественными по нормам ГОСТ р 50597-2017. В нем прописан предельно допустимый размер дорожных ям.

Состояние дорог регламентирует ГОСТ р 50597-2017
ГОСТ р 50597-2017 регламентирует состояние автомобильных дорог в России

В пункте 3.1.2 устанавливается допустимый размер ям в дорогах. Если отметки ямы ниже, жаловаться нет смысла:

  • ширина — меньше 60 сантиметров;
  • глубина — меньше 5 сантиметров;
  • длина — меньше 15 сантиметров.

Менее значительные дефекты — выбоины, просадки и ямы — на участке движения в 100 метров ремонтируют за 5–20 дней. 

Кроме ям, пожаловаться можно на толщину асфальтового покрытия:

  • на дорогах местного назначения оно должно быть не меньше 5 сантиметров;
  • на автобанах, магистралях и в крупных городах — не меньше 15 сантиметров.

За нормативное состояние дорог внутри города отвечает администрация муниципального образования, за его пределами — областное или федеральное управление автомобильных дорог. Придомовыми дорожными покрытиями занимаются управляющие компании, в договоре с которыми прописывают обязательство по ремонту дорог в установленный срок.


Кому и как жаловаться, чтобы дорогу отремонтировали


Муниципальные власти не могут просто так инициировать ремонт. Им необходимо специальное постановление от контролирующего органа. Вот кому можно написать, чтобы постановление появилось:

1. ГИБДД. Орган, ответственный за безопасность на дорогах. 

2. Администрация населенного пункта: если дефект находится, например, во дворе.

3. «Госуслуги». Здесь можно оставить любое обращение, не задумываясь о том, в какое ведомство податься и к какой категории отнести вопрос. Система автоматически распределит обращение.

4. «Карта убитых дорог». Любой человек может выложить сюда данные о яме, провалившемся люке и прочем: с фото, координатами, описанием. Дальше посетители сайта голосуют. ОНФ отправляет властям субъектов РФ обращение с наибольшим числом голосов и следит за ремонтом.

5. Прокуратура и суд. Сюда обращаемся в последнем случае, когда уже ничего не помогает. Обычно обращение в эти органы связано с бездействием администрации или ГИБДД по устранению ямы.

Подать обращение можно:

  • По почте заказным письмом. Адреса нужных инстанций находятся на официальных сайтах госорганов.

  • Лично в часы приема граждан. Обращение нужно распечатать в двух экземплярах, на одном из них должны поставить отметку о регистрации. Без отметки обращение недействительно.

  • Через электронную форму приема обращений граждан. При такой подаче обращения, скорее всего, придется зарегистрироваться на портале и оформить жалобу.

Например, в блоке «Онлайн-сервисы ГИБДД» выбираем «Прием обращений», нажимаем «Перейти к заполнению анкеты для направления обращения». На открывшейся странице выбираем регион. Жалоба с этой страницы поступит в ГИБДД, ее рассмотрят в те же сроки, что и бумажное письмо.

Обращения с просьбой починить дорогу пишут в свободной форме: нет специальных требований и бланков. Пишем, как есть, что дорога в ямах, нарушены требования БДД, просим разобраться и качественно отремонтировать все полотно без ямочного ремонта. Обращение рассматривают 10–30 дней.


Можно ли получить компенсацию за яму на дороге


Чтобы возместить ущерб от ямы на дороге, автовладельцу придется проявить настойчивость и терпение. Обычно вину дорожные службы стараются переложить на истца. Например, слишком быстро ехал, не смотрел на дорогу и так далее.

Председатель общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» Кирилл Форманчук советует судиться, когда яма на проезжей части была больше, чем 15 на 60 сантиметров, при глубине больше пяти сантиметров.

Пример: водитель может получить компенсацию даже при наличии вины в наезде на яму или люк. Так, в Брянске суды признали водителя, который наехал на яму, виновным и отказались присуждать ему возмещение. Но Верховный суд РФ не согласился с таким мнением, так как само ДТП произошло ночью, а аварийный участок тогда не ограждали должным образом. 

Если авария случилась из-за плохого качества дороги, нужно сначала вызвать сотрудников ГИБДД. Они должны зафиксировать произошедшее и обязательно составить об этом специальный акт.

Сотрудник ГИБДД должен составить акт неудовлетворительных дорожных условий, вызвавших ДТП
От сотрудника ГИБДД требуется составить акт НДУ — неудовлетворительных дорожных условий. Это будет основное доказательство присутствия условий, которые вызвали ДТП: яма, открытый люк, нерабочий светофор, нарушение разметки и т. д.

В ожидании приезда сотрудников ГИБДД лучше использовать время с пользой: тщательно сфотографировать место ДТП, продумать объяснительную, так как именно этим материалам в суде уделят большое внимание.

Главная задача водителя — сразу после ДТП доказать, что он не мог предвидеть опасность столкновения с глубокой ямой, которая повредила автомобиль. Для этого он не должен нарушать п. 10.1. Постановления правительства «О Правилах дорожного движения». 

Водитель окажется виноватым в наезде на люк или яму в следующих случаях:

  • если превысил скорость и из-за этого угодил в яму, не заметив ее вовремя. Например, ехал со скоростью 45 км/ч на участке с ограничением в 40 км/ч;
  • если ехал со скоростью, близкой к ограниченной, когда была плохая видимость дороги из-за дождя, снегопада, тумана.

Пример: в Нижегородской области суд оценил заключение экспертизы и решил, что в ДТП виноват сам водитель. Так как он «имел техническую возможность обнаружить опасность для движения в виде недостатков в содержании автомобильной дороги».

По ОСАГО компенсацию за столкновение с ямой не получить, так как данная ситуация не попадает под обязательное страхование. ОСАГО действует при столкновении двух и более транспортных средств. В случае со страхованием КАСКО нужно внимательно прочитать договор. Если попадание в яму прописано как страховой случай, можно получить возмещение у страховщика.


Как сохранить подвеску машины


Да, водитель может взыскать с дорожников деньги за ремонт автомобиля, но лучше соблюдать меры предосторожности. Поделюсь правилами, которыми пользуюсь сама:

1. Скорость езды. Сила удара напрямую зависит от размера препятствия, массы автомобиля и скорости. Из этих факторов контролировать получится только скорость. Если двигаться по разбитой дороге со скоростью 40–50 км/час, можно вовремя заметить препятствие и успеть его объехать или притормозить. 

2. Преодоление препятствия. Перед ямой или препятствием отпускаем педаль тормоза и резко нажимаем на газ. Когда передние колеса проезжают препятствие, тут же отпускаем педаль газа и давим на тормоз. Это позволяет разгрузить заднюю ось автомобиля.

Если едем с небольшой скоростью, перед препятствием тормозим и сразу же отпускаем тормоз. Благодаря этому машина благополучно проезжает препятствие. 

«Лежачего полицейского» лучше переезжать немного сбоку, чтобы колеса преодолевали его по очереди. Толчок снизу в этом случае будет незаметнее.

3. Шины и давление. Некоторые автомобилисты считают, что по бездорожью легче передвигаться на приспущенных шинах. Это действительно немного снижает нагрузку на ходовую часть авто. С другой стороны, покрышки сильнее изнашиваются, а управляемость авто снижается.

4. Метод боковой разгрузки. Данный способ требует определенных навыков. Его не стоит использовать на загруженной дороге, чтобы не подвергать риску пешеходов и других участников дорожного движения.

Суть метода — распределить нагрузку на ту сторону автомобиля, с которой находится выбоина или яма. При движении нужно резко повернуть рулевое колесо в сторону препятствия, а затем быстро вернуть его в исходное положение. Такой маневр имитирует вхождение в поворот, при нем разгружается сторона препятствия. 


Новости, которые нельзя пропускать, — в нашем телеграм-канале


Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий: @life_profit
0 комментариев

Читайте также