Подписали, не читая

Живем по закону
Добровольный отказ от претензий в больнице
Когда пациент обращается в медицинскую клинику, его просят подписать документы. Некоторые люди делают это, не читая. Мы поговорили с юристом и выяснили, какие бумаги оформляют перед медицинским вмешательством, какую юридическую силу они имеют и можно ли предъявить претензию, если возникнут осложнения.


Согласие на обработку персональных данных


Персональные данные — это личная информация, которую получает медучреждение, когда вы обращаетесь за помощью. Например, к персональным данным относят ФИО, домашний адрес, диагноз, проведенное лечение. Обычно эта информация содержится в амбулаторной карте, которая хранится в медицинской клинике. Поэтому пациенты подписывают согласие на обработку персональных данных, когда впервые обращаются в клинику. 

Если пациент не хочет подписывать. Вы можете отказаться подписывать документ. Врач все равно вас примет, осмотрит и назначит лечение. Но будьте готовы к неудобствам: вам не вышлют результаты анализов по электронной почте, не позвонят, чтобы напомнить о дате приема — у работника регистратуры не будет доступа к вашим данным. 

Важно: если доктор отказывается вас принять, пока вы не подпишете согласие на обработку персональных данных, вы можете подать претензию на имя главврача. 


Договор на оказание медицинских услуг 


Договор на оказание медицинских услуг составляют, если вы лечитесь в коммерческой клинике, или приходите на платный прием в государственную поликлинику. Основные сведения, которые должны быть прописаны в договоре:

  • название, адрес, реквизиты и медицинская лицензия клиники;

  • подробный перечень оказываемых услуг и сроки;

  • порядок расчета;

  • права и обязанности сторон. 

Если пациент не хочет подписывать. Пока не подпишете документ, медицинские услуги вам не окажут. Договор на оказание медицинских услуг в равной степени защищает права медучреждения и пациента. 

Перед тем как поставить подпись, следует внимательно изучить договор. Посмотрите, какая медицинская услуга и в какие сроки вам будет оказана. Текст документа должен быть простым и понятным. Если увидите в договоре медицинские термины без расшифровки, обратитесь к врачу за разъяснениями. 

Посмотрите, указана ли в договоре лицензия на медицинскую деятельность. Также документ должен содержать стоимость услуг. Бывает, что во время лечения стоимость меняется. В этом случае клиника должна заключить с вами дополнительное соглашение к договору. 

Важно: на вашем экземпляре должны стоять подпись руководителя и печать учреждения.

Налоговый вычет за лечение: как его получить


Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство


Информационное добровольное согласие (ИДС) — это обязательный документ. Любое медицинское вмешательство можно проводить только с личного согласия пациента или его законного представителя. Под исключение попадают четыре ситуации.

  • Человек находится в беспомощном состоянии, нуждается в экстренной помощи и не может лично прочитать документ и поставить подпись. Решение принимает врачебная комиссия или лечащий доктор. 

  • Пациент страдает заразным заболеванием, например, гепатитом В и С, ВИЧ, туберкулезом, малярией, холерой. Он представляет опасность для окружающих, поэтому лечение также начнут без его согласия. 

  • У больного тяжелое психическое заболевание.

  • Человек совершил тяжкое преступление и опасен для окружающих.

Документ выполняет две функции. Во-первых, объясняет возможные риски и обложения, к которым может привести операция. Во-вторых, подтверждает, что пациент осознает степень риска и согласен с предложенными методами лечения. 

Требование подписывать ИДС перед операцией закреплено законом. Но закон не регламентирует формы документа, и каждая клиника составляет свой бланк информационного согласия. 

Некоторые медцентры подробно расписывают, как будет проводиться медицинская процедура и с какой целью, перечисляют возможные последствия и риски. А некоторые ограничиваются расплывчатой формулировкой «пациенту (ФИО) в доступной форме разъяснены цели, методы, возможные осложнения и риски». Эта фраза подразумевает, что врач подробно все рассказал, а пациент выслушал и правильно понял.

Но какой бы бланк ИДС ни использовала клиника, разъяснения должны быть максимально простыми и понятными. Если пациент не понимает значения какой-то фразы или термина, ему необходимо попросить у врача разъяснений. 

Информационное добровольное согласие
В этом документе формулировки расплывчатые


ИДС Информационное добровольное согласие
А  в этом ИДС возможные риски и осложнения подробно расписаны 

Мы получили несколько юридических рекомендаций, как действовать перед подписанием ИДС. 

  • Поверьте, подробно ли расписаны цели и методы лечения, возможные осложнения и риски. Если такой информации нет, потребуйте, чтобы ее внесли в документ. Сошлитесь на закон, согласно которому, информация пациенту должна предоставляться в доступной для него форме. То есть вы можете выбрать сами — устно или письменно должен быть оформлено ИДС. 

  • Помните, если возникнут осложнения, а на бумаге они не прописаны — доказать свою правоту будет практически невозможно. Скорее всего, врач будет настаивать, что он проинформировал пациента. В пользу его слов свидетельствует ваша подпись. 

В судебной практике существуют единичные случаи, когда пациенты, подписавшие ИДС, смогли доказать вину клиники. Для этого им пришлось дойти до Верховного суда. 

Если пациент не хочет подписывать. Если не согласны с предложенными методами, можете отказаться от лечения. Принуждать вас не станут, но и операцию не проведут. Если пациент отказывается от медпомощи, врач должен подробно объяснить последствия. После этого пациент и медработник подписывают отказ от лечения. 
Образец отказа от медицинского лечения

Важно: если медицинское вмешательство необходимо ребенку до 15 лет, а родители отказываются от лечения, — клиника может подать на родителей в суд. 


Как доказать вину врача


Получается, без подписания добровольного информированного согласия медицинскую помощь не окажут. А если пациент подписывает документ, он тем самым выражает доверие доктору, соглашается с выбранными методами лечения и осознает возможность рисков.

Но бывает, что во время медицинской процедуры доктор допустил ошибку, которая привела к осложнениям. Пациент в замешательстве — он не знает, можно ли жаловаться на врача, если подписал ИДС. 

Если сложилась негативная ситуация — можно и нужно добиваться справедливости. Подписанное ИДС не освобождает доктора и клинику от ответственности за предпринятые действия. Но предварительно необходимо разобраться: перечислены ли возникшие осложнения в списке рисков, которые были изложены в информированном добровольном согласии.

Пациенту без медицинского образования сложно разобраться в причинах осложнений. О своем состоянии он может проконсультироваться с врачом из другой клиники. Опишите подробно свои жалобы и получите письменное заключение. На основании этого заключения вы можете подать претензию главврачу клиники, которая допустила ошибку. 

Предъявите претензию, в которой изложены ваши требования. Претензию напишите в двух экземплярах. Добейтесь, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о принятии: входящий номер, дату, должность, фамилию и подпись сотрудника, принявшего документ, а также поставили печать. 

Если клиника отказывается ставить отметку о принятии, пусть на вашем экземпляре распишутся два свидетеля и укажут Ф. И. О., домашний адрес и номер телефона. Также претензию можно отправить в клинику заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Ильдар Садыков, юрист



Как составить претензию 


Что писать в претензии. Подробно изложите все обстоятельства: когда вы обратились в клинику, на что жаловались, как вас лечили, и к каким последствиям это привело. Если у вас есть заключение стороннего врача, копию документа приложите к претензии. 

Не забудьте перечислить в претензии ваши требования. По закону вы можете сами выбирать, что требовать. 

  • Безвозмездно устранить недостатки. Хотя, на мой взгляд, пациент идет на очевидные риски. Если врачи клиники допустили ошибку, не факт, что они безупречно ее устранят. 

  • Повторно оказать ту же услугу, но уже за счет клиники. Требование не менее рискованное, чем первое. 

  • Возместить расходы на устранение последствий от некачественной медицинской помощи. Например, вы восстанавливались в другой клинике, и оплатили их услуги. Учреждение-нарушитель обязано компенсировать эти расходы. Но для этого надо предъявить доказательства: чеки, квитанции об оплате или выписку с банковского счета. 


Как рассчитать размер ущерба

Например, после некачественной медицинской помощи пациент четыре месяца лечился в другой клинике и заплатил за услуги 30 000 ₽. Еще 20 000 ₽ он потратил на лекарства. После лечения, по назначению врача, восстанавливал здоровье в санатории, и заплатил за путевку 40 000 ₽.

Весь период болезни и реабилитации пациент не работал. Его зарплата составляет 35 000 ₽ в месяц или 140 000 ₽ за четыре месяца. И хотя в период нетрудоспособности пациенту оплачивали больничный лист, по закону это не уменьшает размер причиненного ущерба. 

Рассчитаем всю сумму расходов:

140 000 ₽ + 35 000 ₽ + 20 000 ₽ + 40 000 ₽ = 235 000 ₽ он может требовать от клиники. 


В какие сроки подавать. Претензию можно предъявить в течение гарантийного срока, который указан в договоре. Если в документе этот пункт пропущен, претензию можно подать в течение двух лет со дня оказания услуги. 


Что делать, если клиника отказывается выполнять требования


Если медцентр отказался удовлетворять ваши требования, подавайте письменную жалобу в контролирующие органы:




По вашей жалобе проведут проверку и дадут оценку действиям медиков. Возможно, назначат судебно-медицинскую экспертизу. Если в итоге  будет установлено, что медицинское вмешательство было проведено некачественно, то вы можете подать иск в суд.  

Для подготовки искового заявления вам потребуется выписка из медицинской карты, протокол операции и экспертное заключение. 

Судебно-медицинскую экспертизу вы можете заказать самостоятельно, но это крайне дорогостоящее мероприятие. И лучше ее делать в другом регионе, так как врачи связаны ложной корпоративной солидарностью. Если не хотите платить за экспертизу из своего кармана, подайте ходатайство в суд. Тогда экспертизу проведут по решению суда. 

Приложите к исковому заявлению чеки за лекарства, медицинские консультации, услуги сиделки, санаторно-курортное лечение. Если из-за утраты здоровья не можете работать на прежней должности, требуйте оплатить переквалификацию. 

Борис Логак, юрист 


Человеку с подорванным здоровьем сложно вынести судебные разбирательства. Вы можете обратиться к юристу, который будет представлять ваши интересы и поможет подготовить исковое заявление. Некоторым категориям граждан, юридическую помощь оказывают бесплатно:

  • людям с ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума;

  • инвалидам первой и второй группы;

  • ветеранам ВОВ, героям труда;

  • детям-инвалидам, детям-сиротам.

Полный список льготников опубликован на сайте Министерства Юстиции РФ. Перечень организаций, которые оказывают бесплатную юридическую помощь, можно посмотреть по ссылке.


Как действовать, если обратились за медицинской помощью


  • Внимательно прочитайте документ, прежде чем подписать. 

  • Обратите внимание на возможные последствия и риски медицинской процедуры. 

  • Собирайте доказательства и документально фиксируйте расходы, если хотите предъявить претензию за нанесенный ущерб. 

  • Отправьте претензию главврачу и укажите ваши требования. Если клиника откажется их выполнять — обращайтесь в суд. 
0 комментариев

Читайте также