Какие переводы могут признать подозрительными и заблокировать карту
Содержание
Какие переводы могут признать подозрительными
- Получатель числится в базе данных Центробанка о мошеннических счетах.
- Получатель числится в базе неблагонадежных и подозрительных клиентов (антифрод-системе), которую ведет каждый банк.
- В отношении получателя возбуждено уголовное дело по незаконным денежным переводам — при этом неважно, получил банк эту информацию от правоохранительных органов, других клиентов либо третьих лиц.
- Операция нетипична для клиента по времени, месту, сумме, периодичности и мобильному устройству. К примеру, клиент уже много лет ежемесячно снимает по 50 000 ₽ в день поступления зарплаты на карту. Но однажды ночью он решил перевести на стороннюю карту все свои сбережения — такая операция вызовет подозрение.
- В банк поступила информация от третьих лиц (банка-получателя, оператора платформы цифрового рубля и др.), что денежный перевод совершается без согласия клиента.
- Перед переводом клиент проявлял подозрительную активность: вел доогие телефонные разговоры с незнакомыми абонентами, переписывался по СМС, в мессенджерах, соцсетях. Такая информация поступает в банк от операторов связи, владельцев мессенджера или сайта.
- множество получателей или отправителей — более 10 человек в день или более 50 в месяц;
- крупные денежные операции по зачислению и списанию между счетами — от 100 000 ₽ в сутки и от 1 млн ₽ в месяц;
- больше 30 операций в день;
- деньги не задерживаются на счету клиента — средний остаток в течение недели не превышает 10% от дневного объема операций;
- слишком частые переводы — раз в минуту или быстрее;
- отсутствие бытовых переводов — например, коммунальных платежей;
- операцию проводят с устройства, которое раньше использовали злоумышленники — информация об этом есть в специальной базе Центробанка.
По новым правилам банки могут ограничить не только перевод, но и снятие наличных в банкомате. Если операция вызывает подозрение, банк вправе установить лимит в 50 тыс. ₽ на 48 часов. А если сумма снятия будет нетипично крупной для клиента, операцию дополнительно проверят на мошенничество.
Как банки блокируют подозрительные переводы
- Выявив сомнительную операцию, банк сообщает клиенту о том, что деньги могут попасть к злоумышленнику, поэтому перевод приостанавливают. Уведомление передают по телефону, смс или через мобильное приложение и обязательно указывают причины блокировки.
- Перевод приостанавливают на два дня — это называется «периодом охлаждения». В течение этого времени деньги не будут переведены на подозрительный счет, а человек, находящийся под влиянием мошенников, сможет отказаться от сомнительного перевода. Двухдневный период отсчитывается со дня блокировки операции и заканчивается в 00 часов следующего дня.
- Если после истечения «периода охлаждения» клиент потребует провести ту же самую операцию, банк ее сразу же выполнит. Однако в таком случае плательщик утратит право на возмещение денег. Если же повторного запроса на приостановленный перевод от клиента не поступит, банк его отменит, и деньги останутся на счете клиента.
- Если клиента не проинформируют о подозрительном переводе, вся ответственность за мошенническую операцию будет лежать на финансовой организации. Тогда банк обязан вернуть деньги в течение 30 дней после того, как получит от клиента заявление о мошенничестве.
- Если банк проинформирует, но не заблокирует сомнительный перевод, он также будет отвечать перед клиентом и возмещать украденную сумму в течение 30 дней. Для этого клиенту нужно подать уведомление о мошенническом переводе не позднее следующего дня после проведения спорной операции.
«Период охлаждения» не распространяется на оплату труда, пенсии, выплаты социального характера, гуманитарную помощь, алименты и другие платежи в рамках исполнительного производства. Они поступят на счет получателя в полном объеме.
В каких случаях банки могут заблокировать карту
С 1 июня 2025 года банки обязаны приостанавливать операции до 30 дней по требованию Росфинмониторинга, если будут доказательства о получении денег мошенническим путем или обналичивании средств. Это дополнительная мера по борьбе с дропперами — подставными лицами, через которых злоумышленники выводят украденные деньги.

-
Какие переводы могут заблокировать?
Под подозрение попадают переводы, которые соответствуют хотя бы одному из критериев Центробанка. Например, если банк посчитает операцию нетипичной для клиента, или перевод осуществляется с устройства, которое числится за мошенниками. -
Как блокируют переводы?
Блокировка носит временный характер: клиентам дают два дня, чтобы отказаться от сомнительной операции. Если за это время человек не передумал и подтвердил операцию — банк ее проведет, но снимет с себя ответственность. -
В каких случаях блокируют карты клиентов?
Если сведения о плательщике попали в базу сомнительных переводов ЦБ, или такая информация поступила от МВД — банк заблокирует карту человека и ограничит ему доступ к онлайн-сервисам. Блокировку снимут, как только клиента исключат из базы Центробанка. -
Можно ли оплатить коммунальные платежи, если карта заблокирована?
Да, средствами на счету можно по-прежнему распоряжаться. Но для того, чтобы совершить платеж или перевести деньги, нужно прийти в отделение банка с паспортом.