Как заставить управляющую компанию работать

Живем по закону
квартирный потоп
Решать проблемы в подъезде или во дворе жилого дома кажется сложной задачей. Жильцы многоквартирных домов думают, что нужно обращаться к муниципальным депутатам или в другой орган власти.

Однако не все знают, что можно направить в управляющую компанию (УК) запрос на ремонт. А если жильцов не устраивает качество работы УК, ее можно сменить. В статье расскажем, как это сделать.

Содержание:

  1. Что должна делать управляющая компания
  2. Как инициировать ремонт подъезда
  3. Как контролировать расход средств УК
  4. Куда пожаловаться на УК
  5. Как сменить УК


Что должна делать управляющая компания


За каждым многоквартирником, как правило, закреплена управляющая компания. Чтобы выяснить название своей УК, зайдите на сайт «Реформа ЖКХ» и укажите адрес в поисковой строке. Разберемся, что входит в зону ответственности управляющей компании. 

Основная задача УК — следить за состоянием общедомового имущества. Согласно статье 161 Жилищного кодекса, к нему относятся:

  • подъезды;
  • лифты;
  • лестницы;
  • чердаки, подвалы, технические помещения;
  • крыши;
  • ограждения;
  • двери и окна в местах общего пользования
  • несущие конструкции: стены, колонны, перекрытия, фундаменты;
  • инженерные системы: отопление, канализация, вентиляция, трубы водоснабжения, электрощитки;
  • придомовая территория.

В минимальный перечень обязанностей УК входят регулярный осмотр и своевременное устранение неисправностей общедомового имущества. К примеру, сотрудники должны проверять, нет ли трещин в кладке или протечек кровли. Разбитые окна, коррозия металлоконструкций и неплотно закрывающиеся двери в подъезд требуют срочного ремонта. 

Управляющая компания также компенсирует жильцам ущерб, нанесенный при поломках. Например, если из-за прорыва труб пострадают квартиры, УК обязана возместить жильцам затраты на ремонт. 

Как получить компенсацию за затопленную квартиру

Жильцы многоквартирного дома заключают договор с УК. Там следует прописать полный перечень работ и услуг, а также периодичность их выполнения.

Пример обязанностей УК
Полный перечень работ и услуг прописывают в приложении к договору (Источник: mostszh.ru)

Как инициировать ремонт подъезда


Есть несколько способов обратиться в управляющую компанию. Это может быть телефонный звонок, обращение по электронной или обычной почте, через сервис ГИС ЖКХ или сайт вашего города. Контакты можно найти в договоре управления.

Если вы решили, что в подъезде нужен ремонт, обращайтесь в УК с заявлением от общего собрания жильцов. Строгого образца нет, пишите в свободной форме. Укажите перечень необходимых работ, место их проведения и дату последнего ремонта. 

Подготовьте три экземпляра заявления. Первый отправьте в УК, второй останется у жильцов с отметкой о получении с датой и печатью, а третий направьте в общественную приемную администрации города или района для контроля выполнения работ.

Заявку на ремонт в некоторых УК принимают через приложение
Некоторые УК принимают заявки на ремонт через мобильное приложение

УК обязана ответить в течение 15 календарных дней. В письменной форме указываются сроки и объем работ. При отказе в ремонте жильцы имеют право подать жалобу в Госжилинспекцию (она есть в каждом регионе) — ее рассмотрят в течение 30 дней.

Какие правила обязаны соблюдать соседи

Для контроля за ходом ремонта инициативная группа жильцов может запросить подробный план с указанием сроков. На все скрытые работы составляются отдельные акты. Если обнаружили дефекты или часть работ не завершена, не стоит подписывать акты о приемке. О любых нарушениях нужно сообщать в управляющую компанию. Например, если рабочие оставляют за собой строительный мусор. 


Как контролировать расход средств УК


По запросу жильцов управляющая компания обязана предоставить список обязательных платежей, перечень выполненных работ и смету на ремонт. Сотрудники должны давать понятные и полные ответы на все вопросы по расчету оплаты.

Обо всей проделанной работе УК обязана предоставлять отчет в одной из форм: в виде копии на руки собственника, на доске объявлений или на сайте. Порядок указан в договоре управления. По необходимости можно требовать отчет за конкретный период. К документу могут дополнительно прилагаться сметы, акты, платежные поручения. Также отчет можно будет найти на сайте ГИС ЖКХ.

Полученную информацию анализируйте самостоятельно. За разъяснениями нюансов лучше обратиться к юристу и/или бухгалтеру. Если обнаружили нарушения, сообщите в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру. О том, как это сделать, расскажем ниже.

9 неочевидных способов сэкономить на услугах ЖКХ


Куда пожаловаться на УК


Если УК бездействует и не реагирует на обращения по стандартным каналам связи, напишите жалобу на имя руководителя управляющей компании. Лучше всего подготовить два экземпляра обращения и отнести их в офис лично. Требуйте поставить отметку о принятии на вашей копии. Сроки ответа зависят от конкретной ситуации, но чаще всего ограничены десятью днями с момента подачи жалобы.

Если ответа не последует, обращайтесь в Госжилинспекцию. Орган принимает жалобы на некачественное оказание услуг и бездействие со стороны УК.

Образец жалобы на УК
Образец жалобы на УК в Госжилинспекцию (Источник: Европейская юридическая служба)

Можно сделать запрос в Роспотребнадзор. Ведомство решает вопросы нарушения закона при заключении договоров с жильцами. Например, если тарифы на комуслуги резко и необоснованно выросли. Кроме того, через РПН можно обязать УК отчитываться о деятельности.

В ФАС также можно обратиться с запросом о проверке тарифов на услуги ЖКХ. Для этого даже не потребуется предварительно связываться с УК — за вас это сделает сама служба.

Если все предыдущие шаги не принесли результата, обращайтесь в прокуратуру. В ее компетенции наказать ведомства за бездействие.


Как сменить УК


Чтобы инициировать смену управляющей компании, нужно провести собрание жильцов. Составьте список претензий к УК и выберите инициативную группу. Далее нужно выбрать новую УК и подготовить пакет документов. Заявление о смене регистрируется в ГИС ЖКХ.
Что в него входит:

  • Протокол собрания собственников. Укажите адрес дома, повестку дня, причины для перехода (доводы за и против), вопрос голосования, результаты голосования, явку собственников и подписи всех присутствующих.

  • Решение о разрыве отношений с УК. Оно также принимается на общем собрании. Составляется отдельно или включается в протокол собрания. Документ имеет законную силу только в случае явки более 50% собственников.

  • Заявление. Изложите просьбу принять решение собственников.

  • Договор с прежней УК.

  • Уведомление в прежнюю УК. Оно необходимо, если на собрании не присутствовали сотрудники УК. В таком случае доставьте уведомление в офис.

  • Доказательства невыполнения прежней УК своих обязательств. Этот пункт опционален.

Менять УК можно неоднократно при наличии веских причин. Закон не ограничивает частоту перехода. Если не удалось найти подходящую компанию, можно создать товарищество собственников жилья (ТСЖ). В таком случае жильцы будут сами выполнять обязанности УК.

Для смены управляющей компании нужно предпринять следующие шаги: 

1. Выбрать новую УК. Лучше сделать это заранее. Обратите внимание на отзывы, тарифы, степень автоматизации, работу с клиентами, материальную базу.

2. Провести общее собрание собственников в очной или очно-заочной форме. Оповестить участников за десять дней до назначенной даты. 

3. Направить уведомление старой УК в течение пяти рабочих дней. Для подстраховки отправьте уведомление с копией принятого решения в органы жилищного надзора.

4. Заключить договор управления с новой компанией. Для вступления договора в силу нужна личная подпись более 50% собственников. В течение десяти рабочих дней ваш дом попадет в ведение новой УК.

5. Произвести оплату в новую УК. Сведения о смене проверяйте на сайте органов Госжилинспекции.


Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!

0 комментариев

Читайте также