Что делать, если банк отказал в кредите
Более 15 лет я помогаю клиентам получать кредиты. Бывает, что ко мне обращаются заемщики с отличной кредитной историей и официальной работой, но им отказывают в кредите или предлагают заем на меньшую сумму. Вместе с клиентами мы находим причины для отказа. В статье расскажу, почему банки отказывают в кредите и что сделать, чтобы получить заем.
Содержание
Как банк проверяет заявку на кредит
Обычно заявка на потребительский кредит проходит два этапа.
- Скоринг — это банковская программа, которая проверяет клиента в автоматическом режиме. По результатам проверки заемщик либо подходит кредитору и получает одобрение, либо ему отказывают в займе. Обычно решение скоринга приходит за несколько минут.
- Ручная проверка. Если по регламенту работы банка или по решению программы заявка требует дополнительной проверки, она уходит на ручное рассмотрение. Ручную проверку проводит андеррайтер — специалист, который оценивает степень риска выдачи кредита конкретному клиенту. Он проверяет, достоверные ли сведения указал заемщик. Например, может позвонить клиенту, его работодателю или людям, контакты которых указаны в анкете. После проверки андеррайтер выносит решение по заявке.
Разберем, почему банк может отказать в кредите и можно ли получить заем после отказа.
Причина 1 — плохая кредитная история
Банку важно, чтоб клиент был платежеспособным — вовремя и с процентами возвращал выданный кредит. Оценить добросовестность клиента банк может по кредитной истории. Это информация обо всех выданных человеку кредитах: уже закрытых и действующих.
Банк смотрит, есть ли активные или недавно погашенные просрочки — одни банки анализируют информацию за последние 1-3 года, другие за 5 лет или за все время. Дополнительно учитывают длительность просрочек — она не должна превышать 60-90 дней.
Каждый банк сам определяет, что считается плохой или негативной кредитной историей. Но чем больше времени прошло с момента закрытия просрочки, тем выше шанс получить одобрение на новый кредит.
Одно из крупнейших бюро — НБКИ, поясняет: счет считается негативным, если просрочка по нему превышает 30 дней (Источник:www.nbki.ru)
Что делать. Заранее оцените вероятность одобрения кредита. Для этого нужно проверить персональный кредитный рейтинг (ПКР) — оценку кредитной истории в баллах. Чем выше рейтинг, тем больше шансов получить заем. ПКР рассчитывается каждый раз, когда клиент проходит авторизацию в личном кабинете БКИ, или по запросу. Порядок обновления зависит от функционала сайта БКИ. Например, в НБКИ нужно нажать кнопку «Обновить», а в ОКБ рассчитывается автоматически при авторизации пользователя.
Также в отчете по кредитной истории указываются факторы, которые повлияли на снижение рейтинга. Вам нужно улучшить кредитную историю. Например, погасить задолженность и в ближайшие 2-3 месяца не допускать новых просрочек. После этого можно вновь подать заявку на кредит.
Рейтинг от 1 до 149 — низкий, от 150 до 593 — средний, от 594 до 903 — высокий, от 904 до 999 — очень высокий
Причина 2 — высокая долговая нагрузка
При рассмотрении заявки банк анализирует платежеспособность клиента. Для расчета использует показатель долговой нагрузки (ПДН): соотношение дохода и ежемесячных платежей по всем кредитам — действующим и новым, за которым клиент обратился. Оптимальным считается ПДН до 50%.
Центробанк следит за уровнем долговой нагрузки заемщиков. Если банк выдает много необеспеченных кредитов клиентам с нагрузкой до 80%, ЦБ ограничивает их кредитование. Центробанк принял такое решение, потому что среди россиян возросло количество клиентов с ПДН от 50 до 80%.
Что делать. Перед обращением в банк рассчитайте ежемесячный платеж на онлайн-калькуляторе. К полученной сумме приплюсуйте платежи по действующим кредитам.
Чтобы узнать размер ежемесячного платежа, в соответствующих полях калькулятора укажите сумму и срок кредита
Если общая сумма превышает 50-60% дохода, лучше запросить кредит на меньшую сумму или погасить действующие займы. Например, закрыть кредитную карту, если вы ей не пользуетесь. Пока карта активирована, банки учитывают ее при расчете показателя долговой нагрузки. В зависимости от учетной политики банка в расчеты закладывают до 10% от лимита карты на оплату ежемесячного платежа. Например, лимит по карте — 150 000 рублей. При расчете ПДН банк будет учитывать сумму до 15 000 рублей.
Также можно показать банку дополнительный заработок, например, работу по совместительству или доход от сдачи недвижимости в аренду. Можно привлечь созаемщика, который будет нести совместную ответственность перед кредитором. Его доход банк также учтет при расчете максимальной суммы кредита. Но обычно банк допускает созаемщика при оформлении ипотеки и редко — для потребительских кредитов. Об условиях кредитования лучше узнать заранее.
Причина 3 — долги или неисполненные судебные решения
Кроме кредитной истории, банки проверяют базу данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Если против клиента возбуждено исполнительное производство, банк откажет в займе.
Когда принимают решение по заявке, учитывают любые задолженности, по которым вынесли судебное решение и завели исполнительное производство. Например, неоплаченные кредиты, задолженность по алиментам, жилищно-коммунальным услугам или налогам.
Что делать. На сайте ФССП или в личном кабинете Госуслуг уточните о наличии исполнительного производства. Если есть непогашенные задолженности, их нужно оплатить. Дождитесь, когда запись о долге в базе данных будет отменена — обычно на это уходит до 3-7 дней. После этого подайте заявку снова.
Причина 4 — недостоверные сведения
Банк проверяет, достоверные ли сведения клиент указал в заявке или анкете. Если банк выявит несоответствия, он откажет по заявке. Например, клиент указал стаж работы 12 месяцев и получаемый доход 100 000 рублей. А банк выяснил, что стаж работы у клиента — 6 месяцев, а доход — 50 000 рублей. Заемщику придет отказ. Ни одному кредитору не понравится, что его пытаются обмануть.
Что делать. Указывайте в анкете информацию, которая соответствует действительности и подтверждается при проверке. Если предоставляете телефоны контактных людей, лучше предупредить их о возможном звонке из банка.
Причина 5 — внутренняя политика кредитора
Бывает, что у клиента все отлично, но банк отказывает в кредите. В такой ситуации отказ может быть связан с ситуацией в стране или банке. Например, банк временно не кредитует новых заемщиков. Такое случается в период нестабильности или сложной экономической ситуации в стране. Но это не единственная причина, перечислю основные.
- Клиент не подходит под общий профиль клиента банка. Например, банк старается работать с наемными сотрудниками или ИП, а за кредитом обратился учредитель ООО. Другой пример. У клиента пять активных кредитов. А банк кредитует заемщиков, у которых не более трех или четырех активных договоров.
- Вид кредита не соответствует специализации банка. Например, банк в основном развивает ипотечное кредитование, а клиент хочет оформить кредитную карту.
- Заявка не соответствует программе кредитования банка. Например, клиент обратился за рефинансированием, а банк временно ограничил кредитование по такой программе.
Заявку в банке примут, но, скорее всего, придет отказ. При этом данные заемщика сохранятся в базе финучреждения. В будущем, когда ситуация изменится, клиенту могут предложить кредит на индивидуальных условиях.
Что делать. Уточните у менеджера, как банк одобряет кредиты и кому. Опытный сотрудник ежедневно принимает и обрабатывает десятки заявлений на кредиты и может подсказать общую ситуацию. Или подобрать подходящую программу кредитования. Например, у заемщика четыре активных кредитов, и он хочет получить пятый. Вместо нового займа, сотрудник посоветует ему рефинансировать действующие и получить сверху дополнительную сумму.
Еще пять причин, которые могут повлиять на решение банка
Перечислим, по каким еще основаниям банк может отклонить заявку на кредит.
- Много обращений в разные банки. Чем больше запросов на кредитование отправил клиент, тем ниже его кредитный рейтинг. Банки начинают опасаться, что клиент хочет оформить кредиты на максимальную сумму. Впоследствии он не справится с выплатами или инициирует банкротство. Я не советую клиентам одновременно подавать заявки в пять и более банков. Лучше ограничиться одним-тремя.
- Много закрытых или действующих микрозаймов. Банкам не нравятся микрозаймы до зарплаты, например, на 5 000-30 000 рублей. А товарные кредиты не считаются негативным фактором и иногда помогают получить заем. Например, клиент, у которого нет кредитной истории, хочет получить кредит на 500 000 рублей. Банку сложно оценить добросовестность заемщика, поэтому велика вероятность отказа. Такому клиенту лучше сначала купить товар в кредит, в срок вносить платежи и через три-шесть месяцев подать заявку на кредит наличными.
- Клиент прошел процедуру банкротства. Такому заемщику банки, скорее всего, откажут, потому что он не закрыл долги, а списал.
- Ненадежный работодатель. Если компания находится на стадии банкротства или против нее подали много исков, банк может опасаться, что клиент лишится работы, значит, может допустить просрочки по выданному кредиту.
- Проблемы с законом. Например, лишение прав за вождение в нетрезвом виде или по другим статьям.
Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале t.me/Life_Akbars. Присоединяйтесь!
Поделиться
0 комментариев