Личный опыт: как стать стендап-комиком и зарабатывать на шутках

Личный опыт: как стать стендап-комиком и зарабатывать на шутках

Источник: www.ru.freepik.com

Почти пять лет Анна Пашинина выходит на сцену, чтобы рассмешить зрителей. За это время она прошла путь от первого выступления в московском баре до участника популярных ТВ-шоу и гастролирующего комика. Но прежде чем начать регулярно выступать и зарабатывать на этом, Анна разбиралась в технологии юмора и пробовала свои силы в разных проектах.

Как правильно шутить и сколько может заработать стендап-комик, Анна Пашинина рассказала Life.Profit.

Содержание

    С чего начинался путь в стендапе 

    В комедийное искусство я пришла из бухгалтерии: этой профессии посвятила 20 лет, из которых последние 16 работала главным бухгалтером. В мае 2019 года я пошла с подругой на «Открытый микрофон» — это вечеринка в баре, где комики проверяли свои шутки. Я посмотрела, как это происходит, и поняла, что тоже так смогу: мне всегда говорили, что у меня нетривиальное чувство юмора. Записалась на следующий «Открытый микрофон» в тот же бар и за неделю написала шуток на три минуты. Через неделю хорошо выступила и решила, что хочу заниматься стендапом.
    Сейчас в Москве ежедневно проходит порядка 50 «Открытых микрофонов». На это мероприятие может записаться любой комик, включая людей, которые просто написали свой первый материал и хотят попробовать выступить с ним. 
    Для начинающих комиков есть два условия выступления на «Открытом микрофоне» — привести с собой двух друзей, которые сделают в баре заказ не меньше, чем на определенную сумму, или заплатить организатору взнос. Насколько я знаю, это порядка 300–500 ₽. Каждому начинающему комику дают на сцене три минуты. Если он выступает совсем не смешно, время сокращают — просто на середине включают музыку. Если комик хорошо «заходит», то выступление могут продлить еще на несколько минут.
    На «Открытом микрофоне»
    На «Открытом микрофоне» нет предварительного отсмотра, поэтому выступить на нем может любой желающий
    От первого выхода на сцену до первого гонорара мне понадобился год. Однажды я записалась на благотворительный стендап в пользу приюта для животных. Через какое-то время его организатор пригласил меня на платное выступление. Я была настолько удивлена и счастлива, что даже не спросила про гонорар. Заплатили мне тогда 2 000 ₽ за 15-минутное выступление.

    Как училась стендапу 

    Первые полгода я писала шутки интуитивно. Как ни странно, это получалось: я понимала, что в юморе должен быть парадокс. Сначала я придумывала шутки на три минуты к каждому выступлению — выступала раз в неделю по выходным. Тогда я еще не знала, что опытные комики проверяют один и тот же материал по нескольку раз. 
    В том же 2019 я приняла участие в шоу на канале ТНТ «Comedy Баттл». Прошла первый этап, но со второго вылетела. На тот момент у меня было очень мало сильных шуток, и их все я собрала в первый монолог.
    Comedy Баттл
    На первом этапе «Comedy Баттл» члены жюри похвалили ее
    После неудачи на «Comedy Баттл» я поняла, что мне нужна какая-то теоретическая база и пошла учиться в стендап-школу Цимермана в Москве. Искала ее по отзывам в интернете и по удобному месторасположению. По объему и уровню знаний все школы дают примерно одно и тоже, по ценам тоже практически не отличаются. Разница если и есть, то не больше 20% в ту или иную сторону. Я училась в 2020 году и тогда заплатила около 30 000 ₽.
    Учеба в школе стендапа длится два месяца. За это время для группы из примерно 20 человек 2–3 раза в неделю проводятся очные занятия. Во время обучения студент должен научиться писать шутки по основным «канонам и правилам» и к концу обучения иметь готовый монолог на 3–5 минут.
    Каждый комик пишет по-разному. Главное — шутить на темы, которые тебя действительно волнуют. Нельзя писать шутки ради шуток, иначе получится эстрадный монолог, а не стендап. Как правило, темы, которые волнуют комика, откликаются и у зрителей. Например, в семье муж носки разбрасывает комочками по всей квартире и женщину это очень злит. А потом она приходит на стендап, где об этом со сцены шутит комикесса. У зрительницы это в душе откликается, она смеется над шутками, а потом возвращается домой и вроде носки уже и не так бесят. 
    Самое главное — в шутке должен быть заключен парадокс. Если я скажу просто «мне 48 лет», люди подумают: «ну и что?». А если я скажу: «мне 48 лет, но я люблю одеваться, как подросток», зритель заинтересуется. У него возникнет вопрос: «Почему?» и желание слушать дальше, так как здесь уже есть парадокс. Потом я развиваю тему: «Мне 48 лет, но я люблю одеваться как подросток... Как толстый подросток», — вот в этом месте уже звучит смех. Сколько шуток написать для 15-минутного выступления — вопрос сложный. Комики все разные: кого-то интересно слушать ради одной, но очень мощной шутки, например каждые 3–5 минут. Но, например для ТВ или интернет-проектов есть стандарты — смех должен звучать не реже, чем каждые 30 секунд. Лучше чаще. Соответственно для 15-минутного монолога должно быть минимум 30 шуток.
    Одним из проектов, где участвовала Анна Пашинина, было шоу Roast Battle
    После окончания школы стендапа важно не останавливаться, если хочешь дальше развиваться в этом направлении. Выпускники могут также ходить на «Открытые микрофоны». Кроме того, несколько раз в год проходят стендап-фестивали и кастинги в различные ТВ и интернет-проекты. Возможно, там продюсеры заметят именно тебя. Главное — не думать, что со своим единственным монологом ты будешь выступать 10 лет. Надо научиться писать самостоятельно, без кураторов.
    Основное качество для стендапера, как мне кажется, — это усидчивость. Правда, это я понимаю спустя почти пять лет. Поначалу кажется, что достаточно просто быть смешным. Это не так. Нужно каждый день писать шутки и проверять их на публике. Еще очень важна честность. Если комик неискренен с публикой, она сразу это заметит. Домохозяйка не сможет шутить правдиво про офис, а дворник про то, как он ездил на Бали. А вот раскрепощенность приходит с опытом. После 500 первых выступлений стеснительность как рукой снимет.
    Как часто менять программу — это сложный вопрос. Как мне видится сейчас, в идеале надо каждые 2–3 недели писать по 8–10 минут нового материала — это телевизионный темп. Я его пока не выдерживаю. У меня есть 45 минут шуток «the best», накопленные за все годы, что я в стендапе. В том числе те, которые я писала в самом начале. А еще минут 30 шуток, которым до «the best» пока далеко.

    Сколько зарабатываю на стендапе

    В начале карьеры я зарабатывала от 500 до 2 000 ₽ за одно выступление. 
    Это было после первого эфира на ТНТ в программе «Comedy Баттл». Тогда меня приглашали выступать только в Москве, но не больше трех раз в месяц. Я не ставила свою цену, сколько предлагали, за столько и соглашалась. Для меня тогда вообще было удивительно, что оказывается, за мое хобби могут платить деньги. 
    В 2021 году я выступила в «Женском стендапе» на ТНТ. Раньше продюсеры этого шоу проводили «Открытые микрофоны» для девушек-комиков, на которые можно было записаться и выступить. Такие мероприятия проводились примерно раз в полгода. На один такой я попала и меня пригласили на технические вечеринки — проверочные концерты, которые проводятся три раза в неделю. 
    По их итогам в программе что-то добавляется и переписывается. Затем идет основная «техничка», после которой ты попадаешь на съемки, либо идешь переписывать или писать новое. Так я попала в проект. Сейчас «Женский стендап» открытые микрофоны не проводит, но любая женщина-комик может отправить редакторам видео и текст выступления. Если там все смешно, то ее приглашают на техническую вечеринку.
    Перед тем как выйти на сцену телевизионного шоу, стендап-комики несколько раз выступают на проверочных концертах
    После эфира в «Женском стендапе» на ТНТ у меня увеличился ценник. Причем увеличила его не я, а стали больше предлагать организаторы. Также стали приглашать выступать в другие города России. Мне начали платить 3 000 ₽ за 20-минутное выступление в Москве и 8 000–10 000 ₽ за такое же выступление в других городах. Чем чаще ты выступаешь, и на концерте зрители много смеются, тем чаще тебя приглашают снова. Сейчас мой средний ценник на выступления в Москве 5 000–7 000 ₽ за 20–30-минутное выступление и от 15 000 ₽ в других городах. Значительную часть дохода приносят выступления на так называемых «платках» — это сборные концерты комиков в барах. Также у меня есть концертный директор, она договаривается о моих выступлениях в других городах, в них я выступаю с сольными концертами.
    Сейчас Анна Пашинина регулярно выступает в Москве и ездит с гастролями в другие города
    Еще я работаю как автор и редактор с начинающими комиками и периодически пишу стендап на заказ для блогеров. За монолог до пяти минут беру 2 500–3 000 ₽ в зависимости от уровня комика. Это очень лояльные цены по рынку. Начинала я вообще с 500 ₽, но на меня ополчились другие комики-авторы за демпинг, поэтому потихоньку цены повысила. Заказчики меня находят по сарафанному радио, плюс я иногда напоминаю о себе в большом чате комиков. 
    Блогеры находят меня на «Авито», где у меня постоянно висит объявление. По этому же объявлению и примерно раз в месяц появляется хорошая «платка» или корпоратив. Расценки на корпоратив в 3–5, а иногда и в 10 раз выше, чем за обычное выступление. Все зависит от уровня компании, территориального расположения и других факторов. Самый сезон для корпоративов — это декабрь, февраль и март. Но иногда как бывшего бухгалтера меня приглашают на профильные корпоративы для финансистов и в межсезонье. 
    Ежемесячный доход от стендапа может быть разным — бывает и пусто, и густо. Это может быть 20 000–30 000 ₽ в месяц, либо 150 000 ₽ — это когда есть «платки», авторская работа и корпоративы. Но кроме стендапа у меня есть основная работа — я бизнес-партнер по коммуникациям в it-компании.
    Чтобы повышать свой доход, нужно выступать стабильно смешно. У организаторов есть свое сарафанное радио, и если ты выступаешь всегда хорошо, тебя рекомендуют другим организаторам. Также работает и авторство — хорошо написала, твоим контактом поделились. Чтобы повышать популярность, надо чаще попадать на ТВ и в интернет-проекты. Можно ходить по всем кастингам или же сосредоточиться на одном проекте и добиваться частого попадания в него. 
    Многие комики развивают свои каналы на YouTube и работают только на себя, не сосредотачиваясь на ТВ и интернет-проектах. В этом плане для меня пример для подражания — Иван Усович. Он делает очень смешные и качественные концерты и выкладывает их на YouTube. Я до такого уровня еще не доросла. У меня материала пока только на один сольный концерт, а над качеством и плотностью шуток надо еще работать. Даже если на первом этапе пришла популярность, на этой волне долго не продержишься. Чтобы стать успешным стендап-комиком, надо очень много трудиться, чтобы, как минимум, поддерживать, а лучше повышать свой уровень.

    Если нужны деньги на новое начинание, используйте Ак Барс Карту. С ней не платить проценты по кредиту можно до 115 дней.
    Подробнее

    Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале @life_profit. Присоединяйтесь!
    0 комментариев
    Вам будет интересно
    24.05
    Истории
    Как сменить профессию, стать портным и зарабатывать сотни тысяч: личный опыт блогера из Екатеринбурга

    Читайте также