6 советов, как выстроить баланс между работой и личной жизнью
Треть россиян сталкивается с трудностями в поиске равновесия между личной жизнью и работой, из-за чего постоянно испытывает неудовлетворенность и тревогу. Со временем такое состояние может привести к эмоциональному выгоранию. В статье рассказываем, как наладить work-life balance и составить гибкое расписание.
Содержание
Изучить свои потребности и найти способы восстановления баланса
Четкое разделение работы и личной жизни — почти непосильная задача в современном мире. Особенно это касается предпринимателей и тех, кто работает удаленно. Такие люди сильно вовлечены в процесс, почти всегда должны оставаться на связи и порой решают рабочие вопросы поздно вечером или в выходной.
Что делать. Подойти к рабочему процессу индивидуально: понаблюдать за собой, учесть личные особенности и подобрать техники, которые помогают в течение дня восполнять ресурс и эффективнее работать. У каждого человека они свои.
Когда происходит перекос в сторону работы, вернуть баланс становится важной задачей. Для этого подойдет любой способ: прогулка, перерыв на чашку кофе или чтение книги. Главное — встать с рабочего места, сменить картинку перед глазами и мысленно отвлечься от деловых задач.
Планировать гибко
Если день расписан по минутам, сложно уложиться в строгий график. Например, на дорогу от школы сына до офиса вы заложили 30 минут, но попали в пробку и приехали в офис на 10 минут позже. В результате все расписание сдвинулось. Чтобы доделать рабочие задачи, вы отнимаете время у отдыха, а это неправильно.
Что делать. Отказаться от строгого, слишком подробного и плотного расписания, в котором указаны даже перерывы на кофе. Если что-то пойдет не по плану, и поставить очередную галочку напротив задачи не получится, это вызовет чувство, будто вы потеряли контроль и ничего не успеваете. А это дополнительный стресс.
Для начала наметьте в ежедневнике самые важные и срочные задачи. Установите дедлайн для каждого пункта, но не делайте расписание слишком плотным. Например, во вторник утром вам нужно сдать отчет руководителю, к полудню подготовить документы, а вечером отвезти дочь в музыкальную школу — эти три пункта в приоритете.
Ниже составьте список дел, которые также нужно выполнить в течение дня: составить коммерческое предложение, написать и отправить письма, позвонить родителям, сделать уроки с ребенком. Но четкое время можно не ставить — их выполняете, когда образуется окно.
Научиться переключаться
Заканчивать работу строго в одно и то же время не всегда получается. Отчеты, срочные заказы или внезапные правки вынуждают вносить в рабочее расписание коррективы. Многим также знакома ситуация, когда вы только вошли в рабочий ритм, а уже пора заканчивать. В этот момент закрыть ноутбук — значит потерять рабочий запал.
У руководителей и предпринимателей другая проблема: они никогда не перестают думать о работе. Как улучшить производительность, каких подрядчиков выбрать, какую сумму выделить на рекламу — когда несешь ответственность за все процессы, отвлечься на другие мысли просто не получается.
Нужно научиться быстро и эффективно переключаться между работой, домашними делами и отдыхом. В этом могут помочь:
- прогулка — минимум 30 минут в спокойном темпе;
- дыхательные практики или медитация;
- гимнастика, растяжка, пилатес — любая не слишком активная тренировка.
Для домашних тренировок, медитации и дыхания можно использовать мобильные приложения
Не закончить, а прекратить. Всегда найдутся задачи, которые можно улучшить, доделать, оптимизировать. Научитесь останавливать рабочий процесс усилием воли: оставлять недописанную статью, незаполненные ячейки в таблице — любой несрочный нерешенный вопрос. Если сразу не получается, можно устанавливать таймер или будильник.
Вносить в ежедневник не только работу, но и отдых
Отдых не случится, если вы его не запланируете. Создайте расписание, где для него будет четко отведенное время. Например, в течение дня вы работаете 8 часов, при этом:
- занимаетесь спортом — 1 час;
- выполняете домашние дела — 2 часа;
- делаете с ребенком уроки — 1 час;
- отдыхаете — 1 час.
Не попадайтесь в ловушку многозадачности. Некоторые пытаются совместить отдых с полезным занятием, например, одновременно играют в любимую компьютерную игру (отдых) и слушают подкаст об эффективности (работа). При этом мозг работает в таком режиме, что вы и не отдыхаете, и не работаете.
Проведите чекинг своего времени с помощью техники «Фотография рабочего дня». В течение трех-четырех рабочих дней записывайте абсолютно все свои действия, вплоть до чистки зубов. Большинство рутинных задач будут повторяться, объедините их в блоки. Полученные цифры можно умножить на количество дней в месяц для наглядности. Методика вскроет, на какие необязательные дела вы действительно тратите время и позволит понять, откуда можно взять время для отдыха.
Наладить общение с коллегами
Если хотите, чтобы коллеги уважали ваше рабочее время, проявляйте уважение к чужому. К примеру, в субботу вечером вы звоните коллеге и уточняете, сколько товара она отгрузила поставщику накануне. В следующий раз она имеет право поступить так же.
Этот совет касается и руководителей. Можно побеспокоить работника во время отдыха в случае аварии или форс-мажора, но если срочные вопросы возникают регулярно, это повод пересмотреть бизнес-процессы. Например, старший менеджер колл-центра работает только днем, но на практике операторы дергают его круглые сутки. Тогда стоит ввести сменный график работы, назначить дежурного специалиста или кризис-менеджера.
Правильно делегировать
Этот раздел адресован в основном руководителям и предпринимателям. Если вы работаете в найме, и у вас нет в подчинении сотрудников, делегировать рабочие задачи не получится. Зато можно разделить с близкими часть домашней работы. Например, старший сын после школы заходит в магазин за продуктами, а муж отводит младшего в детский сад и забирает вечером.
Чтобы соблюдать баланс между работой и отдыхом, делегируйте Ак Барс Банку часть ваших задач:
подключите зарплатный проект, и мы проконтролируем зачисление зарплаты вашим работникам
Подробнее
Поделиться
0 комментариев