Личные финансы

Сколько сейчас стоит автомобиль

Экономим
покупка автомобиля
В марте 2022 года стоимость автомобилей в России выросла почти вдвое. При этом в салонах появился дефицит машин. А процентные ставки по автокредитам выросли в среднем на 10 пунктов. Что делать водителю, который планировал купить новый автомобиль, расскажу в статье. 


Сравниваем цены на новые и подержанные авто, рассчитываем сумму займа


Автомобиль, кажется, снова стал роскошью, а не средством передвижения. Цены на авто начали расти еще в пандемии коронавируса. В 2020 году она сильно ударила по автопроизводителям, им пришлось пересмотреть основные процессы — логистические цепочки, контракты на поставку запчастей, цены на услуги. В результате уже к концу 2021 года новые машины подорожали на 35%. 

Тем не менее, до марта 2022 года авто из салона раскупались довольно активно, даже с учетом роста цены. После февральского обвала рубля и введения санкций цены на машины устремились вверх. Уже в марте новые автомобили подорожали в среднем на 35-40% в сравнении с февралем. Премиальные авто прибавили до 60% к цене. 

Аналитики «Автостата» назвали март 2022 года худшим месяцем для авторынка за последние 15 лет. В первый месяц весны 78,9 тысячи человек приобрели новое авто — это в среднем на 43% меньше, чем в марте 2021 года.

За год продажи авто в России упали от 35% до 73%
По данным Комитета автопроизводителей АЕБ продажи в марте 2022 упали от 35% до 73% в сравнении с мартом 2021

В апреле снижение спроса на авто продолжится, считают эксперты. Кроме того, салоны столкнулись с дефицитом новых автомобилей — нынешних запасов хватит лишь до лета. У дилеров запас новых машин составляет 25% от того количества, которое обычно было в салонах до марта 2022 года. 

На дефицит авто повлияло несколько факторов:

  • из-за подешевевшего рубля автомобили, включая российские марки, подорожали;
  • нарушились цепочки поставок комплектующих. Это произошло из-за санкций, а также невозможности поставок из некоторых стран;
  • некоторые компании объявили об уходе из России — вплоть до остановки производства автомобилей и их экспорта;
  • российские компании уже испытывают большие проблемы с поставками комплектующих. Без их решения началась приостановка производственных линий.

Эксперты говорят о дефиците автомобилей до лета
Дефицит авто в салонах может сохраниться до лета. Источник фото: Яндекс


С конца февраля в Россию перестали поставлять автомобили марок Audi, General Motors, Volkswagen, Renault, Skoda и Jaguar Land Rover. Большинство автомобильных заводов в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калуге, Нижнем Новгороде, Тольятти, Ижевске и Калининграде временно приостановили работу.

Деталей для ремонта авто тоже стало не хватать. В первую неделю марта директор Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих Алексей Певхенен утверждал, что поставки запчастей в Россию чуть ли не полностью остановили, их запаса хватит максимум на 2 недели и дефицита не избежать. Автовладельцы начали скупать тормозные колодки, фильтры, масла и прочие расходные материалы для своих авто, чем только усилили рост цен.

К апрелю ситуация поменялась. Покупатели закрыли свои потребности по закупке резерва запчастей. А китайские производители запчастей быстро перестроились под новые правила логистики. Теперь эксперты автомобильного рынка отмечают, что запчастей в магазинах хватает, цены стабильно идут вниз.


Как изменилась цена на различные модели авто


В марте этого года практически все бренды подняли цены по всему модельному ряду. Некоторые производители сделали это дважды за месяц.


АвтоВАЗ


«АвтоВАЗ» повысил стоимость 1 и 16 марта. Первый раз — в среднем на 15,4%. Второй раз — на 8%. У официальных дилеров автоконцерна увеличилась стоимость сразу шести семейств автомобилей Lada. Сейчас они стоят столько:

  • Седан Lada Granta — от 728 тыс. ₽;
  • Lada Vesta — 1,1 млн ₽;
  • Lada Xray — 1,1 ₽;
  •  Niva Travel — более 1 млн ₽;
  •  Трехдверная Niva Legend обойдется в 819 тыс. ₽;
  •  Lada Largus — в 1,2 млн ₽. 

Но даже с учетом таких цен Lada Granta стала самой продаваемой машиной в марте этого года. Всего в стране было продано 3 422 машины, это на 73% ниже, чем годом ранее.


KIA


Автомобили Kia за март 2022 года тоже существенно подорожали дважды. Модели южнокорейского бренда прибавили в цене от 170 тыс. до 1 млн ₽ теперь они стоят:

  • Хэтчбек KIA Picanto —1,6 млн ₽;
  • Седан KIA Rio — 1,8 млн ₽;
  • Кросс-хэтч KIA Rio X — 1,9 млн ₽; 
  • Седан KIA Cerato — 2,5 млн ₽;
  • Кроссовер Soul — 2,5 млн ₽;
  • KIA Seltos увеличилась с 2 млн почти до 3 млн ₽ в зависимости от модификации. 


RENAULT


Французские производители решили приостановить деятельность в России. Но пока популярные модели этой марки в автосалонах еще можно найти. Renault тоже существенно прибавил в ценах. Например, Logan подорожал меньше всех — на 331 тыс. и теперь стоит от 1,1 млн ₽. Duster в зависимости от комплектации подорожал на 443–604 тыс. ₽, и минимальная цена поднялась до 1,6 млн ₽, а Renault Arkana теперь не купить дешевле 1,9 млн ₽. Logan Stepway подорожал на 346–406 тыс. ₽, а Sandero Stepway — на 371–431 тыс. ₽.


Hyundai 


Корейский автопроизводитель Hyundai поднял розничные цены на свои машины на 13–23 %, в среднем автомобили подорожали от 217 до 800 тыс. ₽. Меньше всего прибавил седан Solaris — 217–240 тыс. ₽. Кроссовер Creta подорожал сразу на 310 тыс. ₽, четырехдверная Elantra — на 345 тыс. ₽, а у седана Sonata рекомендованная стоимость поднялась на 415 тыс. ₽.


Автокредитование: как изменились процентные ставки


После повышения ЦБ ключевой ставки до 20% годовых автокредиты выросли как минимум на 10 пунктов. Если раньше банки предлагали кредит под 15,34 % на новые автомобили и 17,27 % на машины с пробегом, то сейчас это — 25% до 30%. Уже  8 апреля регулятор опустил ключевую ставку до 17%, поэтому автокредиты станут чуть дешевле.

Варианты ставок по автокредитам
Банки выдают автокредиты от 20,65%

Если автовладелец возьмет кредит под 25% -26% годовых, с учетом оформления займа без КАСКО, он будет платить от 30% до 32% годовых. Оформив кредит с процентной ставкой 30%, потребитель получит такие условия: 

  • за кредит на 1 год на авто стоимостью в 1 млн ₽ с первоначальным взносом в 20% придется платить 77 900 ₽ в месяц;
  • то же, но на 2 года — от 44 тыс. ₽ в месяц;
  • если стоимость авто — 1,5 млн ₽, то по кредиту на год придется платить от 116 тыс. ₽ в месяц, на два года — 67 тыс. ₽, на три года — от 50 тыс. ₽;
  • за авто ценой в 2 млн ₽ платеж на два года составит от 89 тыс. ₽, на три года — 67 тыс. ₽ в месяц.

Начиная с 1 марта, россияне стали реже обращаться в банки за автокредитом — ежедневный поток заявок сократился примерно на треть по сравнению с началом февраля. Ведь с учетом нынешних цен и процентных ставок ежемесячный платеж по кредиту на покупку даже недорогого авто и на срок от 2-3 лет будет выше средней российской зарплаты.

Высокие процентные ставки — не единственная причина, по которой автокредит перестал быть привлекательным:

  • одобрение заявок на кредиты. Их число за последний месяц значительно снизилось. Банки берут во внимание, что в стране кризис, и доходы заемщиков могут сократиться;
  • многие банки практически свернули автокредитование. У автовладельцев отказываются принимать заявки или автоматически выносят отказы.

Тем, кто все же решится взять кредит, стоит учесть несколько вариантов. Помимо классического автокредита, существуют и другие способы приобрести авто:

Потребительский кредит. При покупке авто отсутствует залог в виде автомобиля, Каско оформляется по желанию. Но при потребкредите может не получиться взять большую сумму;

Trade-in. Вместо первого взноса сдается старое авто. Оставшаяся часть суммы оформляется в кредит. 

Еще год назад россияне могли рассчитывать на льготное кредитование. В прошлом году работали программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Заемщики могли получить скидку от 10% до 25% на первый взнос при покупке нового российского автомобиля стоимостью до 1,5 млн ₽. Но в 2022 году правительство решило не продлевать автокредитование с господдержкой.


Как изменились цены на подержанные авто


После резкого подорожания новых авто, у покупателей увеличился интерес к автомобилям с пробегом. В первую неделю марта спрос на б/у машины вырос на треть. Продавцы при этом подняли цены на 20-30%. 2 марта средняя стоимость автомобиля с пробегом достигла 1,5 млн ₽. В январе 2022 года она составляла чуть больше 1 млн ₽. Например, 2 марта Ладу «Весту» с пробегом уже предлагали не дешевле 600 тыс

Вадим Адиев, руководитель Союза профессионалов авторынка:

«В марте спрос на авто с пробегом вырос на 48,5%. В целом, покупатели стали брать машины более дешевого сегмента, потому что цены сильно выросли. Если раньше часто спрашивали Kia Rio и Hyundai Solaris 2017-2019 г.в. с пробегом ниже 100 тыс. км в пределах 800 тыс. ₽, то сейчас за эти деньги рады Kia Rio и Hyundai Solaris выпуска 2012-2014 гг с пробегом около 150 тыс. км. Другие вместо иномарок стали покупать отечественные «Лады» и самые бюджетные Renault. Люди сметали любые более-менее свежие автомобили.

Самые ликвидные авто, это те, которые имеют прозрачную историю, 1-2 владельцев, небольшой нескрученный пробег, отсутствие ДТП, залогов и других ограничений. Такие автомобили в конце февраля-марте улетали за считанные часы по высоким ценам. Сейчас рынок автомобилей с пробегом переживает серьезную трансформацию. В апреле цены стали стабилизироваться и возвращаться к уровню января-февраля 2022 года».


При этом, по словам Вадима Адиева, в марте заметно снизилось количество предложений ликвидных авто с пробегом. Люди боятся продавать свои машины, потому что понимают: новых автомобилей у дилеров мало и цены крайне высокие, а вторичка не может предложить много качественных авто. 

К концу марта эксперты отметили снижение цен на авто с пробегом на 5-10%. Рынок подержанных авто был перегрет, больше люди не готовы переплачивать. Частные продавцы могут скорректировать цены до 15 %.


Станут ли популярнее аренда и каршеринг?


При высоких ценах и дефиците авто актуальней может стать аренда автомобилей – с помощью каршеринга и услуги автоподписки. При последней пользователь платит фиксированный платеж, который включает в себя арендную плату, стоимость страховки и технического обслуживания. Доплачивать нужно только за топливо и возможные штрафы. Срок аренда по подписке от одного дня до года. 

Услуги по подписке на автомобили сегодня предлагают Hyundai, Kia, Genesis, Nissan, Volvo и несколько других брендов. Кроме того, подписку на автомобили различных марок и моделей предлагают Сбер (Сберавтоподписка) и ВТБ (ВТБ Лизинг), Яндекс («Яндекс.Драйв»), а также небольшие сервисы вроде Anytime и The Mashina.

Но в марте 2022 году «подписные» сервисы повысили тарифы. Например, сейчас долгосрочная аренда на 1 год кроссовера Hyundai Creta будет стоить 35 900 ₽ в месяц. Аренда на 1 месяц обойдется уже в 47 350 ₽. А на одни сутки — 3 600 ₽, с ограничением по пробегу 250 км. 

Лидерами рынка каршеринга остаются «Яндекс.Драйв», «Делимобиль», Belkacar, «Ситидрайв». Все они начисляют арендую плату с поминутной тарификацией или же предлагают пакетные услуги от одного часа до нескольких суток. Зафиксировать рост тарифов в каршеринге сложнее, так как сами тарифы плавающие и сильно зависят от коэффициентов загруженности автопарков.

Автопарк каршеринга «Делимобиль»
Каршеринг «Делимобиль» работает в 10 крупных городах России

Покупать или ждать? Что делать, если нужна машина


1. Отложить покупку до тех пор, пока не появятся новые логистические цепочки. Корейские и китайские бренды планируют и дальше продавать авто в России, но им нужно время на построение новых маршрутов поставок. Эксперты считают, что уже в апреле доля транспорта из КНР на российском рынке увеличится на 30%. В китайском автопроме нет проблем с поставками комплектующих, а многие автомобили практически не уступают по качеству европейским производителям. Потому запчасти на такой транспорт будут всегда в наличии, сложности с компонентами не возникнут. 

2. Присмотреться к подержанным авто. Цены на них, по словам экспертов, с апреля немного снизятся. Но выбрать ликвидный автомобиль будет сложнее. Из-за ажиотажного спроса в конце февраля – начале марта предложений на рынке б/у авто стало меньше. 

3. Протестировать услугу подписки на авто или каршеринг. В первом случае клиент может выбрать время пользования автомобилем — несколько дней, неделю, месяц или даже год. При действующих процентных ставках ежемесячный платеж по подписке будет ниже платежа по кредиту на новый автомобиль такой же модели. Но в эту стоимость входит страховка, ежегодное техобслуживание, комплект зимних шин и круглосуточная помощь на дороге. Тарифы каршеринга тоже включает в себя обслуживание, страховку, парковку и топливо. Можно выбрать любую модель авто, стоимость поездки зависит от времени в дороге — есть поминутная тарификация, а можно арендовать авто на сутки. 

4. Если все же машина нужна своя и срочно, внимательно изучить условия автокредитования в разных банках. Уменьшить сумму ежемесячного платежа можно, если увеличить размер первоначального взноса и оформить заем на более длительный срок. 


Новости, которые нельзя пропускать, — в нашем телеграм-канале


Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий: @life_profit