Как познакомить дошкольника с деньгами
Уже в 5-7 лет дети начинают интересоваться деньгами, и с этого возраста малышам пора начать объяснять, что деньги не растут на деревьях, и нельзя тратить их только на сиюминутные радости. О том, как нескучно обучить малыша азам финансовой грамотности, и что отвечать на детские вопросы о деньгах — расскажем в статье.
Содержание
Урок 1. Что такое деньги
Деньги — это средство обмена. Раньше всего дети начинают понимать выгоду денег: что на них можно купить игрушку, шоколадку и другие приятные вещи. Однако они не задумываются, почему у вещей разная ценность и цена, или почему их нельзя брать в магазине бесплатно. С помощью простых примеров можно показать, как работают деньги и для чего они вообще существуют.
Так ребенок увидит, что все вещи ценятся и стоят по-разному, и денег чаще всего хватает не на все, что хочется.
Деньги конечны. Для большинства малышей деньги — это что-то вроде волшебной палочки, исполняющей желания тогда, когда им захочется. Чтобы показать, что это не так, можно объяснить: деньги имеют свойство заканчиваться, и если потратить их все прямо сейчас — «новых» тут же не появится. А еще стоит объяснить, почему нельзя тратить все деньги на развлечения и удовольствия.
Важно, чтобы дети поняли не точное количество оставшихся денег, а сам принцип: папа зарабатывает деньги, но не оставляет все себе — часть денег тратит на обязательные расходы.
Деньги имеют разную ценность. Можно показать ребенку разные купюры и монеты, объясняя их номинал — численное обозначение стоимости. Купюры (100 ₽, 500 ₽, 1000 ₽) — «большие» деньги, монеты (2 ₽, 5 ₽) — «маленькие».
Сравните все деньги дома по цвету, размеру и рисунку, а в магазине покажите ребенку ценник: чтобы что-то купить, нужно собрать необходимое количество денег. Пусть ребенок выберет товары, а вы поможете ему рассчитаться. Это поможет понять, что за разные товары нужно платить разные суммы денег.
Урок 2. Как тратить деньги
Деньги нужно тратить рационально. Дети руководствуются сиюминутными приоритетами, поэтому в магазине хотят купить шоколадки, а не гречневую кашу. Чтобы научиться расставлять приоритеты в покупках, можно ввести систему «желаний» и «потребностей». Хотя удовольствия тоже важны, именно потребности должны стоять на первом месте.
Деньги ограничены и могут быстро закончиться, если неверно ими управлять. Ребенку будет проще научиться этому, когда у него появятся свои карманные деньги. Часто дети тратят их очень быстро, а потом просят у родителей «добавки». Но если ребенок каждый раз получает деньги сверх оговоренной суммы, у него может сформироваться ложное представление, будто деньги — бесконечный ресурс, который родители всегда найдут и достанут.
Чтобы показать, что это не так, можно вместе с ребенком составить план расходов карманных денег, например, на неделю. Пусть он сам выбирает, на что будет тратить, однако если деньги закончатся раньше времени — новых поступлений не будет.
О том, в каком возрасте можно начинать давать ребенку карманные деньги, и стоит ли вообще это делать, подробно рассказывали в статье «Карманные деньги для детей: нужно ли давать и сколько».
Урок 3. Как сохранять деньги
Сбережения — это самый сложный момент, но и самый важный. Если ребенок хочет купить что-то, чего не позволяет бюджет — это прекрасный повод поговорить с ним о накоплении и откладывании средств. Например, можно предложить ему разбить сумму желаемой покупки на две части: одну добавят родители, а другую он должен накопить сам.
Идеи, как ребенку постарше можно накопить на мечту, можно найти в статье «Как подростку накопить на айфон».
Чтобы визуально отслеживать рост сбережений, можно купить ребенку копилку с прозрачными стенками или использовать систему наклеек, где отмечается каждый внесенный вклад: это создаст ощущение игры и достижения, что очень важно для поддержания мотивации.
Урок 4. Про место денег в жизни человека
Как только ребенок поймет ограниченность ресурсов, скорее всего, заметит и то, что у него и его друзей или родственников разные возможности. Ответ на вопрос: «Почему некоторые люди богатые, а другие – нет?» можно начать с того, что богатство — это не только наличие денег, но и других материальных ресурсов. Одним оно досталось, потому что они много работали или создали бизнес, другим — по наследству от бабушек и дедушек.
Важно подчеркнуть, что и бедность — это не вина человека, а часто сложная жизненная ситуация, и не всегда все зависит от того, как много человек работает. Иногда людям мешают обстоятельства, например, нехватка образования или возможностей, дискриминация, болезнь и другие препятствия.
Есть и то, что важнее денег: здоровье, семья, друзья, интересная работа. Бывают очень богатые люди, которые несчастны, потому что у них нет настоящих друзей или они не занимаются тем, что им нравится. А бывают люди с небольшим достатком, которые очень счастливы и живут полной жизнью, потому что у них есть близкие люди рядом и любимое дело.
Как помочь ребенку научиться обращаться с деньгами
Поиграть в покупателя и продавца. В этом поможет игрушечный кассовый аппарат: малыш потренируется совершать покупки в комфортных условиях с родными. Не забывайте меняться ролями продавца и покупателя: так процесс будет намного увлекательней и поможет ребенку отточить мастерство навыков покупок.

В наборе есть товары, сканер, чековая лента и разные виды деньги. Выбор зависит от ваших предпочтений. (Источник: OZON)
После домашней тренировки добавляем реальную практику — поход в магазин, где ребенок под вашим присмотром сам попробует рассчитать нужную сумму для оплаты и совершить покупку.
Для отработки навыков визуального восприятия и счета можно потренироваться на игрушечных деньгах — например, с набором «Денежка. Без сдачи». В игре есть карточки с товаром, а ребенок должен посчитать и подобрать необходимую сумму для покупки этого товара. Главное правило — покупать товары можно строго без сдачи.

Игра рассчитана на детей 4-6 лет. (Источник: OZON)
Следующий шаг, когда ребенок научится уверенно совершать самостоятельные покупки — открыть детскую карту с ограниченным лимитом. Карта подойдет для детей от 6 лет: с ней ребенок сам научится планировать траты и управлять своим бюджетом, а родители смогут контролировать расходы ребенка и устанавливать лимиты. Кроме того, ребенок сможет «заработать» на кешбэке, подробнее об этом мы писали в статье «Как научить ребенка распоряжаться деньгами с помощью банковской карты».
Игра «Азбука финансовой грамотности. Доходы и расходы» поможет объяснить, откуда у родителей появляются деньги, и какие расходы есть у семьи. В игру входит карта-схема основных трат — досуг, продукты, проезд и т.д. — и 36 карточек. Ребенок должен соотнести карту-лото с соответствующей тратой. В процессе можно обсудить, как семья расходует деньги и планирует покупки. Игра подходит для детей от 4 лет.
Еще один способ рассказать ребенку о деньгах через игру — курс Ак Барс Банка «Финансовая грамотность для детей»
это увлекательно, полезно и эффективно
Подробнее
Поделиться
0 комментариев