Как познакомить дошкольника с деньгами

Как познакомить дошкольника с деньгами

Уже в 5-7 лет дети начинают интересоваться деньгами, и с этого возраста малышам пора начать объяснять, что деньги не растут на деревьях, и нельзя тратить их только на сиюминутные радости. О том, как нескучно обучить малыша азам финансовой грамотности, и что отвечать на детские вопросы о деньгах — расскажем в статье. 

Содержание

    Урок 1. Что такое деньги

    Деньги — это средство обмена. Раньше всего дети начинают понимать выгоду денег: что на них можно купить игрушку, шоколадку и другие приятные вещи. Однако они не задумываются, почему у вещей разная ценность и цена, или почему их нельзя брать в магазине бесплатно. С помощью простых примеров можно показать, как работают деньги и для чего они вообще существуют.
    Пример

    Разыграйте сценку с предметами и нарисованными карточками в виде денег. Использовать как товар можно все, что интересно ребенку: игрушки, фрукты, конфеты, наклейки, книги и пр. Товары нужно разделить на те, что можно купить, и те, что можно продать. 

    Объясните ребенку, что в обмен на карточки он сможет купить много интересного, но сначала их нужно «заработать». Пусть ребенок сам назначит цену, за которую готов расстаться, например, со старым набором «Лего», любимой мягкой игрушкой и яблоком. Скорее всего, он почувствует, что некоторые вещи для него ценнее, и за них хочется получить больше карточек, чем за другие. 

    После продажи, с вырученными карточками-деньгами он сможет отправиться в «магазин» и выбрать себе что-то из другой части товаров, которым цену назначат уже взрослые.

    Так ребенок увидит, что все вещи ценятся и стоят по-разному, и денег чаще всего хватает не на все, что хочется.
    Деньги конечны. Для большинства малышей деньги — это что-то вроде волшебной палочки, исполняющей желания тогда, когда им захочется. Чтобы показать, что это не так, можно объяснить: деньги имеют свойство заканчиваться, и если потратить их все прямо сейчас — «новых» тут же не появится. А еще стоит объяснить, почему нельзя тратить все деньги на развлечения и удовольствия.
    Пример

    Папа — волшебник, который чинит машины. У него есть волшебный гараж, где он работает каждый день, кроме выходных. В конце недели он получит пять монет за свою работу. Но, чтобы оставаться волшебником, ему придется сразу потратить: 

    — на волшебные инструменты и магию — 1 монета;

    — на еду, чтобы были силы творить чудеса — еще 1 монета;

    — на одежду для семьи и проезд до работы — еще 2 монеты.


    Сколько у папы осталось монет? Подсчитайте оставшиеся монеты: 5 - 4 = 1. Это то, что останется у него после оплаты всех расходов. Эти деньги он может потратить на развлечения. А если бы он потратил все монеты на развлечения, то не хватило бы даже на еду.

    Важно, чтобы дети поняли не точное количество оставшихся денег, а сам принцип: папа зарабатывает деньги, но не оставляет все себе — часть денег тратит на обязательные расходы.
    Деньги имеют разную ценность. Можно показать ребенку разные купюры и монеты, объясняя их номинал — численное обозначение стоимости. Купюры (100 ₽, 500 ₽, 1000 ₽) — «большие» деньги, монеты (2 ₽, 5 ₽) — «маленькие». 
    Сравните все деньги дома по цвету, размеру и рисунку, а в магазине покажите ребенку ценник: чтобы что-то купить, нужно собрать необходимое количество денег. Пусть ребенок выберет товары, а вы поможете ему рассчитаться. Это поможет понять, что за разные товары нужно платить разные суммы денег.

    Урок 2. Как тратить деньги

    Деньги нужно тратить рационально. Дети руководствуются сиюминутными приоритетами, поэтому в магазине хотят купить шоколадки, а не гречневую кашу. Чтобы научиться расставлять приоритеты в покупках, можно ввести систему «желаний» и «потребностей». Хотя удовольствия тоже важны, именно потребности должны стоять на первом месте.
    Пример

    Сегодня мы берем в магазин 2 000 ₽ и должны на них купить продукты, из которых можно будет приготовить обед и ужин. Если по пути мы зайдем в «Детский мир» и потратим 2 000 ₽ на новый набор «Лего», то денег на продукты уже не останется. Однако мы можем купить его через неделю, когда папа получит зарплату, и денег станет больше. 

    Деньги ограничены и могут быстро закончиться, если неверно ими управлять. Ребенку будет проще научиться этому, когда у него появятся свои карманные деньги. Часто дети тратят их очень быстро, а потом просят у родителей «добавки». Но если ребенок каждый раз получает деньги сверх оговоренной суммы, у него может сформироваться ложное представление, будто деньги — бесконечный ресурс, который родители всегда найдут и достанут. 
    Чтобы показать, что это не так, можно вместе с ребенком составить план расходов карманных денег, например, на неделю. Пусть он сам выбирает, на что будет тратить, однако если деньги закончатся раньше времени — новых поступлений не будет.  
    О том, в каком возрасте можно начинать давать ребенку карманные деньги, и стоит ли вообще это делать, подробно рассказывали в статье «Карманные деньги для детей: нужно ли давать и сколько».

    Урок 3. Как сохранять деньги

    Сбережения — это самый сложный момент, но и самый важный. Если ребенок хочет купить что-то, чего не позволяет бюджет — это прекрасный повод поговорить с ним о накоплении и откладывании средств. Например, можно предложить ему разбить сумму желаемой покупки на две части: одну добавят родители, а другую он должен накопить сам. 
    Пример

    Велосипед стоит 10 монет. Чтобы его купить, Маше нужно накопить 5 монет — остальное добавят родители. Чтобы повысить мотивацию девочки, мама предложила ей разбить сумму на пять частей по 1 монете, и после накопления каждой устраивать небольшой праздник, например, кино или поход в кафе. 

    Идеи, как ребенку постарше можно накопить на мечту, можно найти в статье «Как подростку накопить на айфон».
    Чтобы визуально отслеживать рост сбережений, можно купить ребенку копилку с прозрачными стенками или использовать систему наклеек, где отмечается каждый внесенный вклад: это создаст ощущение игры и достижения, что очень важно для поддержания мотивации. 

    Урок 4. Про место денег в жизни человека

    Как только ребенок поймет ограниченность ресурсов, скорее всего, заметит и то, что у него и его друзей или родственников разные возможности. Ответ на вопрос: «Почему некоторые люди богатые, а другие – нет?» можно начать с того, что богатство — это не только наличие денег, но и других материальных ресурсов. Одним оно досталось, потому что они много работали или создали бизнес, другим — по наследству от бабушек и дедушек. 
    Важно подчеркнуть, что и бедность — это не вина человека, а часто сложная жизненная ситуация, и не всегда все зависит от того, как много человек работает. Иногда людям мешают обстоятельства, например, нехватка образования или возможностей, дискриминация, болезнь и другие препятствия.
    Есть и то, что важнее денег: здоровье, семья, друзья, интересная работа. Бывают очень богатые люди, которые несчастны, потому что у них нет настоящих друзей или они не занимаются тем, что им нравится. А бывают люди с небольшим достатком, которые очень счастливы и живут полной жизнью, потому что у них есть близкие люди рядом и любимое дело. 

    Как помочь ребенку научиться обращаться с деньгами

    Поиграть в покупателя и продавца. В этом поможет игрушечный кассовый аппарат: малыш потренируется совершать покупки в комфортных условиях с родными. Не забывайте меняться ролями продавца и покупателя: так процесс будет намного увлекательней и поможет ребенку отточить мастерство навыков покупок.
    В наборе есть товары, сканер, чековая лента и разные виды деньги. Выбор зависит от ваших предпочтений. (Источник: OZON)
    После домашней тренировки добавляем реальную практику — поход в магазин, где ребенок под вашим присмотром сам попробует рассчитать нужную сумму для оплаты и совершить покупку.
    Для отработки навыков визуального восприятия и счета можно потренироваться на игрушечных деньгах — например, с набором «Денежка. Без сдачи». В игре есть карточки с товаром, а ребенок должен посчитать и подобрать необходимую сумму для покупки этого товара. Главное правило — покупать товары можно строго без сдачи. 
    Игра рассчитана на детей 4-6 лет. (Источник: OZON
    Следующий шаг, когда ребенок научится уверенно совершать самостоятельные покупки — открыть детскую карту с ограниченным лимитом. Карта подойдет для детей от 6 лет: с ней ребенок сам научится планировать траты и управлять своим бюджетом, а родители смогут контролировать расходы ребенка и устанавливать лимиты. Кроме того, ребенок сможет «заработать» на кешбэке, подробнее об этом мы писали в статье «Как научить ребенка распоряжаться деньгами с помощью банковской карты».
    Игра «Азбука финансовой грамотности. Доходы и расходы» поможет объяснить, откуда у родителей появляются деньги, и какие расходы есть у семьи. В игру входит карта-схема основных трат — досуг, продукты, проезд и т.д. — и 36 карточек. Ребенок должен соотнести карту-лото с соответствующей тратой. В процессе можно обсудить, как семья расходует деньги и планирует покупки. Игра подходит для детей от 4 лет.
    Еще один способ рассказать ребенку о деньгах через игру — курс Ак Барс Банка «Финансовая грамотность для детей»
    это увлекательно, полезно и эффективно
    Подробнее
    0 комментариев
    Вам будет интересно
    22.11
    Истории
    Ребенок рано повзрослел: как смена ролей в семье влияет на финансовые привычки
    28.10
    Ответственное потребление
    Карманные деньги для детей: нужно ли давать и сколько
    15.08
    Про обучение
    Игры по финансовой грамотности для детей
    05.08
    О продуктах Ак Барс Банка
    Как научить ребенка распоряжаться деньгами с помощью банковской карты
    20.01
    Живем по закону
    Стоит ли оформлять банковскую карту ребенку и как это сделать

    Читайте также