Как быстро прочитать школьный список литературы на лето
Про список школьной литературы на прошлое лето я узнала только конце июля: сын попросту забыл про него, а я не проконтролировала. Ситуация усложнялась тем, что ребенок переходил из начальной школы в среднее звено, и было неясно, как новый учитель отнесется к такому попустительству.
До школы оставался всего месяц, однако к 1 сентября нам все-таки удалось прочитать список заданных книг и заполнить читательский дневник. В статье расскажу, как я помогла сыну познакомиться с рекомендованными книгами и не отбить у него любовь к чтению.
Содержание
Что будет, если не читать книги из списка литературы
Для начала я спросила у знакомого учителя русского языка и литературы, что будет, если вообще не читать летний список. Она успокоила: никакого наказания за это не будет.
За игнорирование летнего чтения нельзя поставить двойку, так как каникулы не входят в учебный год. Педагог вправе требовать выполнение домашнего задания только в учебном году, а каникулы — время, свободное от учебы и, в том числе, от домашних заданий. Период «ничегонеделания» служит профилактикой переутомления школьников и юридически закреплен в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям воспитания и обучения детей.
Устав нашей школы заодно с законодательством:
В главном школьном документе можно найти и определение каникул
Произведения из списка литературы — лишь рекомендация от учителя, и не обязательно читать их все. Однако сын перешел в пятый класс, и мне хотелось помочь ему с адаптацией в среднем звене. Мы решили, что даже частичное знакомство со школьной литературой снизит грядущую школьную нагрузку. Ниже расскажу, как помогла сыну быстро прочитать нужные произведения.
Как мы выбрали книги для чтения из списка
В список литературы для учеников 5 класса входило 16 авторов и такие произведения как, например, «Муму» Тургенева, «Спящая красавица» Жуковского, «В дурном обществе» Короленко и так далее. С полной его версией можно ознакомиться тут.
Часть книг мы исключили из списка. Во-первых, убрали книги, которые сын уже читал: «Робинзон Крузо», сказки Пушкина и Андерсена. Русские народные сказки отмели из-за малого объема. К тому же сын не любитель этого жанра и решил, что легко справится с ними в учебном году.
Решили сосредоточиться на классических произведениях, которые дети будут изучать в первом полугодии.
Так за полчаса работы мы уменьшили список до семи книг:
- Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
- Л. Н. «Кавказский пленник»
- П. Бажов сказы «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка».
- И. С. Тургенев «Муму»
- В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
- К.Г. Паустовский «Теплый хлеб»
- С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Все выбранные издания нашлись в домашней и местной библиотеке.
Далее я рассортировала произведения по объему. Вот что получилось:
# | автор | название | стр |
---|---|---|---|
1 | П.П. Бажов | сказы «Каменный цветок», «Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка» | 97 |
2 | Н.В. Гоголь | «Ночь перед Рождеством» | 80 |
3 | И.С. Тургенев | «Муму» | 80 |
4 | В.П. Астафьев | «Васюткино озеро» | 64 |
5 | С.Я. Маршак | «Двенадцать месяцев» | 64 |
6 | Л.Н. Толстой | «Кавказский пленник» | 39 |
7 | К.Г. Паустовский | «Теплый хлеб» | 12 |
Этот список мы разделили на книги, которые сын прочитает сам, и те, где ему понадобится помощь. Например, я поняла, что для вчерашнего ученика начальных классов язык сказов Бажова сложен и изобилует старинными словами. Поэтому предложила ребенку прочитать их в паре.
Как мы работали со списком литературы
Читали книги по очереди. Начали со сказов Бажова. Я предложила такую схему: в течение дня в удобное время сын читает 10 страниц и задает вопросы по непонятным моментам, а вечером я читаю вслух следующие 16 страниц. Сын подхватил идею и с энтузиазмом включился в литературную гонку. В результате объемом в 97 страниц мы справились без спешки за четыре дня. Аналогичным образом поступили с «Муму» и «Васюткиным озером».
Сын читал книги по полчаса в день в несколько подходов. В таком ритме он совладал с «Кавказским пленником» и рассказом Паустовского меньше чем за неделю. Потом сын признался, что иногда увлекался чтением забывал о времени.
Упростили знакомство с некоторыми произведениями. Время поджимало, и мы понимали, что не получится прочитать все книги из списка. Поэтому заменили часть произведений видео и аудио форматом. Например, я нашла в интернете классный советский мультфильм «Ночь перед Рождеством»: он идет всего 50 минут. Я предложила сыну вместо чтения книги вместе посмотреть его и обсудить сюжет.
А «Двенадцать месяцев» Маршака ребенок послушал бесплатно в «Яндекс Музыке», когда мы были в дороге. Он познакомился с произведением за пару часов, а читать пришлось бы 3-4 дня.
Делали перерывы в 1-2 дня перед переходом к новой книге. В это время я помогала заполнять сыну читательский дневник: он записывал на черновике пять-шесть предложений с описанием сюжета произведений. Затем я проверяла текст и, после совместной корректировки, он переносил записи в дневник.
К 27 августа наш план по чтению был выполнен, и галочка «сделано» стояла напротив 10 из 16 книг. К семи книгам из нашего списка на месяц мы добавили три, которые сын читал ранее. Работе над списком мы уделяли не больше часа в день и не забывали про отдых, а оставшиеся книги сын прочитал уже в учебном году.
Месячный книжный «забег» здорово сэкономил сыну время и силы. На уроках литературы прочитанные книги проходили подробно, и ребенок уже был знаком с сюжетом. Описанные выше подходы к чтению мы используем и сейчас. Возможно, они пригодятся таким же забывчивым школьникам и их родителям.
Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале t.me/Life_Akbars. Присоединяйтесь!
Соберите ребенка в школу с выгодой 20%
В первый месяц после оформления кредитной карты банк начислит кешбэк 20% на все покупки. Беспроцентный период — 115 дней.
Подробнее
Поделиться
0 комментариев