КЕШБЭК 20% НА ВСЕ ПОКУПКИ
КЕШБЭК 20% НА ВСЕ ПОКУПКИ
Карта с целой коробкой преимуществ
Оформить карту

Карманные деньги для детей: нужно ли давать и сколько

Карманные деньги для детей: нужно ли давать и сколько

91% опрошенных россиян считают, что детям обязательно нужно давать карманные деньги, выяснили аналитики. Треть из них ежемесячно выделяет ребенку до 2 000 ₽. Большая часть родителей (58%) контролирует траты хотя бы время от времени. Вместе с психологами разбираемся, нужно ли давать детям карманные деньги и контролировать их расходы. 

Содержание

    Давать или не давать детям карманные деньги 

    Некоторые родители вовсе не дают ребенку денег на мелкие расходы. По их мнению, сын или дочь потратят деньги на ненужные и вредные вещи, например, на чипсы или шоколадки. Лучше самим купить все необходимое. 
    Эльвира Кетлер
    клинический психолог, детский психолог, специалист сервиса психотерапии Alter
    «Если родители отказывают ребенку в карманных деньгах, он может испытывать недовольство и тревогу. Подобные чувства появляются у детей уже с 7-8 лет, когда они начинают понимать, что финансы — это один из способов получить желаемое. С возрастом негативные ощущения только усиливаются, особенно если ребенок видит, как его сверстники сами оплачивают свои мелкие расходы и развлечения. Отсутствие денег может стать причиной конфликтов с приятелями, развить у ребенка чувство обделенности. Некоторые дети горячо переживают из-за финансовых ограничений и нереализованных желаний».
    Карманные деньги помогают воспитывать в ребенке качества, необходимые для взрослой жизни.
    Самостоятельность. С начальной школы нужно приучать ребенка делать что-либо без родительской помощи. В том числе учить элементарному обращению с деньгами: выбрать товар в магазине, отсчитать нужное количество купюр или монет, расплатиться на кассе, посчитать сдачу. То же касается и навыков обращения с банковскими картами. 
    Грамотное обращение с деньгами. Задача родителей заключается не только в том, чтобы регулярно выделять ребенку некоторую сумму, но и научить его рационально распоряжаться личными средствами. 
    Ребенок, который не понимает ценности денег и не имеет элементарных навыков обращения с ними, во взрослом возрасте может испытывать серьезные проблемы с планированием бюджета. Одно дело — потратить сразу всю сумму, которую родители выдали ему на неделю или месяц, совсем другое — будучи взрослым за три дня спустить зарплату. Такие люди нередко залезают в долги, тратят все заработанное до копейки и не умеют копить.
    Некоторые дети, наоборот, совсем не тратят свои карманные деньги, откладывая всю сумму в копилку. При этом купить игрушку или шоколадку они просят родителей. Подобное поведение еще не является проявлением финансовой безграмотности, оно скорее свидетельствует о природной бережливости и интуитивном планировании. Но важно объяснить ребенку, что он и сам может позволить себе купить лакомство, именно для этого предназначены карманные деньги. 
    Позволяйте ребенку самому выбрать какую-то вещь, оценить свои возможности и оплатить желанную покупку. Иными словами, принимать собственные финансовые решения и нести за них ответственность.
    Эльвира Кетлер
    клинический психолог, детский психолог

    «Давать ребенку карманные деньги можно с 6-7 лет, когда он уже понимает разницу между монетами и купюрами, осознает номинал и ценность денег. В этом возрасте дети переходят от игровой деятельности к учебной. Если регулярно предоставлять сыну или дочери небольшую сумму на личные расходы, это поможет им быстрее и легче освоить счет, решать задачки на сложение и вычитание. Они научатся управлять деньгами и принимать решения о расходах.

    Я бы рекомендовала сначала давать ребенку только наличные деньги. Так ему легче понять принцип покупок. Можно брать ребенка с собой в магазин и показывать, что вы не просто забираете продукты домой, а расплачиваетесь за них деньгами.

    Чтобы донести ценность денег, сравните стоимость «хотелки» ребенка с ценой товара из вашей продуктовой корзины. Например, объясните, что если купите ему пирожное за 150 ₽, вся семья на два дня останется без хлеба, который стоит 75 ₽.

    Важно, чтобы ребенок знал, сколько стоят основные продукты, одежда, игрушки. Вместе посчитайте, какую сумму нужно отложить, чтобы купить все необходимое для школы». 

    Планирование. Важно с детства учиться соизмерять свои финансовые возможности с желаниями, планировать расходы и откладывать деньги на желанные цели. В этом смысле игрушка не отличается от гаджета, автомобиля и даже квартиры.
    Если малыш хочет купить игрушку, но у него не хватает карманных денег, объясните, что он может на нее накопить. Это научит его задумываться о стоимости покупок, расставлять приоритеты и отказываться от сиюминутных капризов ради более значимой цели. Кроме того, если ребенок сам накопит на желанную вещь, он будет бережнее к ней относиться.
    Эльвира Кетлер
    клинический психолог, детский психолог

    «Объясните ребенку, как важно ставить перед собой финансовые цели. Его можно построить на реальном примере: рассказать, как благодаря планированию вы смогли поехать на море, купить автомобиль или компьютер. 

    Помогите ребенку составить его собственный финансовый план. Например, он хочет игрушку за 1 200 ₽. Вы даете ему 300 ₽ в неделю. Он может откладывать все карманные деньги и купить игрушку через месяц. Либо откладывать только половину суммы, но тогда придется копить два месяца. 

    Чтобы процесс накопления стал более наглядным, визуализируйте процесс: постройте график или составьте таблицу, в которой ребенок будет отмечать свой прогресс». 

    Какую сумму давать ребенку на мелкие расходы

    Для ориентира можно рассчитать сумму карманных денег по формуле:
    50 ₽ × возраст ребенка = сумма на неделю.
    Например, семилетнему сыну давайте 350 ₽ в неделю, а десятилетней дочери — 500 ₽. Если финансовые возможности позволяют, сумму карманных расходов можно постепенно увеличить, но денег не должно быть в избытке.

    Ребенку необходим опыт дефицита. Поначалу он неизбежно будет тратить рассчитанные на неделю деньги всего за пару дней. Это нормально, именно так формируется осознанное отношение к финансам.

    Если сумма на мелкие расходы не по возрасту велика, ребенок начнет этим злоупотреблять.
    Анастасия Короб
    детский психолог

    «Есть несколько признаков, по которым можно понять, что карманные деньги приносят ребенку больше вреда, чем пользы:

    — теряет деньги и не переживает об утрате;

    — зацикливается на покупках и магазинах;

    — спокойно отдает деньги сверстникам или регулярно что-то покупает им сам;

    — начинает требовать от родителя деньги в неуважительной форме;

    берет семейные деньги без спроса. 


    В этих случаях ребенок не осознает ценности денег и не понимает, что они достаются трудом. Чувство ответственности в этом случае не формируется, а карманные деньги скорее расхолаживают, чем учат грамотно распоряжаться средствами и бережно относиться к покупкам. 


    Если такое происходит, нужно пересмотреть сумму карманных денег и, возможно, урезать ее. Но сначала откровенно поговорите с ребенком и объясните, почему вы так поступаете».

    С какой периодичностью нужно давать ребенку карманные деньги

    Оптимально выдавать ребенку деньги на мелкие расходы раз в неделю. Для удобства можно установить конкретный день, например, воскресенье. Такой график подойдет для школьников младших классов, которые еще не могут рассчитывать свои расходы на более длительный срок.
    Со временем интервал можно увеличивать. Например, подростку в 12-13 лет можно выдавать карманные деньги 2 раза в месяц, а с 14 лет — 1 раз. Так ребенок научится планировать личный бюджет.

    Нужно ли контролировать траты ребенка или давать ему полную свободу действий

    Родители с высоты своего возраста часто думают, что ребенок спускает карманные деньги на ерунду, поэтому контролируют каждую его трату и поучают, что нужно покупать только полезное и нужное. Однако дело в том, что бесполезная с точки зрения взрослого игрушка в масштабах личности ребенка может оказаться очень ценной и значимой вещью, даже инструментом социального взаимодействия. Вполне вероятно, аналогичная «безделушка» есть у всех его друзей и одноклассников, и без нее он чувствует себя некомфортно.
    Елена К.
    шопоголик

    «В детстве мне регулярно давали карманные деньги, но тратила я их под строгим родительским контролем. Мама говорила, что деньги достаются с большим трудом, и мне нужно копить и покупать только полезные вещи. В результате на мои личные деньги мы приобретали только те книжки и игрушки, которые одобряла мама. А мне хотелось модный конструктор, куклу Барби, игрушечный домик для нее… Однако все эти вещи родители считали ерундой.


    Сейчас мне 34 года, и шопинг — мое любимое развлечение. На импульсивные покупки я трачу большую часть заработка, не умею копить и самостоятельно планировать расходы. Я считаю, что такие покупки помогают восполнить то, чего недоставало мне в детстве». 

    Если родители жестко контролируют траты ребенка и не позволяют покупать то, что ему хочется, он подсознательно воспримет как сигнал, что им не важны его личное мнение и интересы. Ведь взрослые считают бесполезной ту вещь, о которой он так мечтает, которая сделает его счастливее. В результате ребенок не получает удовлетворения своих потребностей и принимает негативные психологические установки: «Мне нельзя жить так, как я хочу», «Я не важен, мои желания не важны»,  «Родители игнорируют мои интересы». 
    Эльвира Кетлер
    клинический психолог, детский психолог

    «В контроле над тратами ребенка важно найти разумный баланс. Вам следует обсуждать с ребенком его расходы, но нужно и давать ему возможность делать собственный выбор. Тогда он почувствует ответственность за свои решения. Например, если подросток накопил на мобильный телефон, вы можете посоветовать марку или модель, но не отговаривайте от покупки». 

    Прививайте азы финансовой грамотности с Ак Барс Банком: оформите ребенку Детскую карту жителя Республики Татарстан
    переводите на нее карманные деньги, контролируйте расходы и получайте кешбэк за развлечения.

    Подробнее
    0 комментариев