«Я ушла из найма в столяры и теперь зарабатываю на изделиях из дерева»
Ирина Брежнева из Геленджика — профессиональный столяр и владелица мастерской «Дом Мамы Карло», где она создает изделия из дерева: от мебели до интерьерных предметов. Еще она ведет мастер-классы и блоги, где делится секретами производства.
Для Life Profit Ирина рассказала, почему выбрала столярное ремесло, как ему училась и какой доход оно приносит.
Содержание
Как пришла в столярное дело
— До того, как стать столяром, я работала в найме: сначала педагогом, потом ушла в продажи. Десять лет назад поняла, что устала работать на кого-то и хочу получать за свой труд больше. Стала задумываться, чем могла бы заняться — хотелось иметь не только прибыльное, но и творческое дело.
Ирина Брежнева
Тогда как раз появилась мода на декупаж, я тоже им увлеклась — покупала заготовки и декорировала их. В какой-то момент заметила, что много трачу на деревянные формы, и решила сделать их своими руками.
На тот момент я жила в Новосибирске. Первый муж не поддерживал меня в творческих начинаниях, но купил инструменты — шуруповерт и лобзик, которые обошлись примерно в пять тысяч рублей. С их помощью я сделала первые изделия — будку для своей собаки и кукольный домик.
Смотрела примеры в интернете и повторяла. Тогда и поняла, что могу работать с инструментами как любой мужчина: это не настолько сложно, как кажется. И к тому же очень интересно.
Так получилось, что моим вторым супругом стал столяр. Он работал с деревом, но для него это была, скорее, подработка. По моей просьбе он делал разные изделия, которые я продавала. При этом мы оба продолжали работать в найме. Параллельно брали небольшие заказы. Жили в частном доме и одну из комнат выделили под мастерскую.
Домашняя столярная мастерская из хобби постепенно превратилась в работу: сначала дополнительную, а затем — основную
Первый год за счет мастерской получалось заработать от 7 до 25 тысяч рублей. Заказы появлялись постепенно — в основном, через сарафанное радио. Потом я вышла в соцсети, и стали приходить заказы из других городов. Мы участвовали в ярмарках-выставках, где продавали изделия и заводили новых знакомых.
На одной из выставок я познакомилась с дизайнером, которая попросила сделать деревянные коробочки. Еще я выпиливала тортовницы, зайцев и ангелов.
Муж по специальности токарь, он делал точеные изделия, например, подсвечники и штурвалы. Я начинала учиться на токарном станке, но до конца не освоила эту технику: решила, что достаточно будет мужских рук.
В первое время выставки были одним из основных каналов продвижения для столярной мастерской
Найм и столярку мы с мужем совмещали около года. Через год супруг сказал, что не успевает работать и делать мои заказы. В итоге решили, что ему стоит уволиться: если он будет работать дома, сможем сделать больше. Я к тому времени ушла в декрет и продолжала пилить и шлифовать в своей мастерской.
Три года назад мы переехали из Новосибирска в Геленджик. До этого я никогда не была на море и решила: хочу не копить на отпуск на побережье, а жить там.
У нас не было необходимости искать работу на новом месте — чтобы столярка продолжала действовать, нужны были наши станки, интернет и почта для отправки заказов. В Геленджике мы тоже живем в частном доме, под мастерскую отвели отдельное помещение на участке.
Как развивала мастерскую
Освоила все станки и инструменты
— Сначала у нас были только ручные инструменты. Потом муж предложил купить распиловочный станок, он стоил около 20 тысяч рублей. Постепенно докупали оборудование и инструменты.
Когда пришел один из первых заказов, для его выполнения нужен был фрезер — а у нас его не было. Но мы взяли этот заказ за 18 тысяч с расчетом, что купим инструмент за 15 тысяч и сделаем работу. И таких ситуаций было несколько — мы понимали, что для работы нужен определенный инструмент, и один заказ его оправдает.
Когда работа в мастерской кипела, муж уехал на заработки на два года. Я осталась с маленьким ребенком на руках, при этом были постоянные клиенты, которых не хотелось подводить. С супругом у нас было разделение труда — я придумывала, вырезала, шлифовала, а он занимался сборкой. А тогда я поняла, что все придется делать самой.
С покупкой нового оборудования расширялся и ассортимент изделий из дерева
Муж консультировал меня по телефону. Я звонила ему и говорила: «Мне нужно фрезер запустить». Он кричит: «Не вздумай подходить к фрезеру, ты знаешь, сколько там оборотов?». А я понимаю, что должна на этом станке выполнить изделие. Включала и училась на нем работать.
Одной тяжело было все успевать, поэтому я взяла помощника, потом второго. Но сработаться было трудно: иногда они не понимали моих мыслей или косячили, а мне приходилось исправлять.
За два года, пока муж был на расстоянии, я научилась работать на всех станках. Я поверила в себя и в то, что могу сама вести столярку. Правда, пришлось убрать из ассортимента точеные изделия: кроме супруга ни один столяр не мог их повторить. И не обошлось без травм — потери ногтя и других повреждений.
Изучила продвижение услуг
— Я уверена, что без продвижения в соцсетях сейчас ничего не продашь. Многие столяры сидят без работы, потому что игнорируют соцсети.
Муж меня часто ругал, что постоянно сижу в интернете. А я объясняла: какие бы золотые руки у мастера ни были, просто сидя в мастерской много не заработаешь. И если не буду изучать методы продвижения в интернете, делать рекламу, снимать видео, мы будем сидеть без работы.
Первое время я использовала только «Одноклассники» — там сидят все декупажницы. В этой соцсети у меня и сейчас самая большая аудитория.
Потом пришло время Instagram* (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) — там тоже появился аккаунт мастерской. А вот VK у меня не пошел: группа есть, но без таргета там невозможно продвигаться.
Я никогда не использовала платное продвижение, пыталась привлечь клиентов бесплатно. Оплачиваю только размещение на «Ярмарке мастеров» — 475 ₽ в месяц.
Продвижением занимаюсь сама — для этого училась писать посты и снимать фото и видео на бесплатных и платных мастер-классах. Чаще покупала программы от одной до пяти тысяч рублей, а сейчас вложила в обучение самую крупную сумму — 25 тысяч рублей. Это курс по созданию онлайн мастер-классов. На этом этапе мне нужен именно этот продукт, чтобы развиваться и повышать доход.
Кто покупает продукцию мастерской
— Первыми клиентами в основном были декупажницы, которые покупали заготовки, декорировали, потом оставляли себе или продавали. С выходом в Instagram* (принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена в РФ) появились декораторы, которые реставрируют мебель или перекрашивают ее.
Есть обычные покупатели, которые приобретают понравившуюся вещь для декора или ежедневного использования. Я принимаю заказы со всей страны. До 2022 года покупали даже из Франции. Посылки отправляю «СДЭКом» и «Почтой России». Крупногабаритный груз — столики, табуретки, консоли — транспортными компаниями.
Спрос на деревянные изделия распределен равномерно в зависимости от сезона и целевой аудитории
За время работы мастерской мы научились делать около 200 изделий. Многое из ассортимента поменялось. Часто я думала — это изделие точно выстрелит, а оно через месяц переставало продаваться. Иногда понимала, что вкладываю в изделие много энергии, а выхлопа никакого.
На мой взгляд, широкий ассортимент — это плюс. Например, перед Пасхой актуальны зайцы, которые у нас стоят 100 ₽. Они пользуются большим спросом и приносят хорошие деньги.
К Новому году активно пойдут заказы на Щелкунчиков. К каждому сезону можно придумать что-то новое, а еще хвост старых изделий тянется. Для дизайнеров разрабатываю необычных зайцев — для этого приходится изучать Pinterest, креативить.
Обычно у нас изделия продаются без покраски. Но есть люди, которые пишут, что не умеют декорировать, тогда я сама крашу перед отправкой. Когда готовлю работы на выставку, тоже украшаю. Помимо столяра, я еще и декоратор.
В последние пару лет в ассортименте мастерской появилась небольшая мебель — столики, полочки, консоли. Делать что-то большего размера не получается — у нас обычные бытовые станки, а площадь мастерской не позволяет производить массивную мебель.
Кроме того, ее тоже надо уметь продать, а это другая целевая аудитория. Еще надо расширять штат: вдвоем с мужем уже не справиться.
По словам Ирины, пока мебель занимает небольшую долю в продукции мастерской
У меня есть знакомые столяры-мужчины, большинство постоянно жалуются, что нет заказов. Они могут быть супер-столярами, но сидеть без работы. А женщина, когда возникают сложности, начинает искать новые пути, идеи, решения. В этом отличие женского подхода к работе от мужского.
Кроме того, мужчины в основном работают по шаблону. Вот есть коробка 20 на 40, он ее будет делать: и вторую, и десятую. А я могу услышать клиента, когда тот хочет что-то другое, или сама предложить изменения. Если это в наших силах, выполняем любой заказ.
Как устроен бизнес
— За десять лет мы вложили в станки и приборы порядка 165 тысяч — это без учета расходников. Их приходится постоянно закупать — фрезы изнашиваются, а станки нужно поддерживать в рабочем состоянии. Этим занимается супруг: он слесарь и электрик. Что-то из начального оборудования продали, купили новое, более профессиональное. Иногда брали станки и приборы б/у.
Конечно, всегда хочется новых инструментов, чтобы облегчить работу. Но это нужно делать постепенно. У меня было так, что я мечтала о каком-то станке и потом покупала его вместо норковой шубы. Или просила мужа на 8 Марта подарить мне новый шуруповерт.
На старте не обязательно покупать дорогую технику, можно начинать с чего-то попроще, говорит Ирина
Сейчас мастерская ежемесячно приносит от 75 до 100 тысяч рублей дохода. От этой суммы 10% тратим на материалы. Большие запасы древесины не делаем, покупаем по необходимости в строительных магазинах и на базах. Заранее берем, например, доску, которой нужно просохнуть или отлежаться. А перед работой покупаем дерево — мебельный щит, доски, брус, фанеру.
У меня оформлена самозанятость. Поскольку работаю только с физлицами, плачу налог 4%. За каждый заказ беру предоплату 50%. Когда заказ выполнен, отправляю его клиенту и получаю остальное.
Мы делаем изделия в разной ценовой категории — от 100 рублей за маленькую фигурку до четырех тысяч за кофейный столик или полочку.
Не всегда больший доход приносят именно дорогие изделия. Например, за час я могу сделать десять зайцев: полчаса на выпиливание, столько же на шлифовку. За это время заработаю тысячу рублей. За восемь рабочих часов — восемь тысяч. Но так работать получается не всегда.
А муж делает штурвал: в нем 16 точеных элементов и круг. Это изделие он будет делать пару дней и получит три тысячи рублей, а я эти деньги получу за три часа. Но на штурвал мы не можем поставить цену в десять тысяч. Мне кажется, это дорого, да и заказывают такое реже.
У нас часто спрашивают, есть ли скидка на опт. Но за массовое производство я даже не возьмусь. Сделать сто коробочек и продавать их — это не для нас. Во-первых, оборудование в мастерской не автоматическое. А просто напилить сто коробок творческому человеку тяжело.
Я люблю новые задачи, идеи, проекты. А потоковое производство не интересно, даже если оно будет приносить больший доход. Это скучно.
Каждое изделие Ирина пропускает через свои руки, поэтому отказывается от заказов, где нужно сделать много одинаковых предметов
Сейчас мы уперлись в потолок по доходам. Работаем на износ, но определенную планку перешагнуть не удается. Понимаю, что надо развиваться и делать что-то новое. Я планирую часть работы переводить в онлайн и монетизировать свой опыт.
Ко мне часто обращаются с просьбой обучиться столярному мастерству или декору изделий. Так что буду делать мастер-классы. Один — по покраске фанерных флажков — уже запустила. Онлайн-продукт позволит поделиться знаниями и принесет мне пассивный доход.
Также хочу проводить живые мастер-классы для девушек: при работе с инструментами могут быть травмы, поэтому детей приглашать не буду.
Моя цель — научить женщин работать со столярными инструментами. Тогда они не будут зависеть от мужчин — не надо просить его что-то сделать. Сама пошла, отпилила досочку, саморезом скрутила — и готово. При этом получила удовольствие и реализовала творческие способности. В моем случае так и было.
Несмотря на ответственность перед клиентами и сложности, которые бывают в любом деле, я настолько кайфую от работы, что готова сутками стоять в столярке и что-то придумывать, создавать и красить.
Коротко, увлекательно и с пользой о деньгах — в нашем телеграм-канале t.me/Life_Akbars. Присоединяйтесь!
Поделиться
0 комментариев