Выгоды электронной регистрации сделки
Популярность онлайн-сделок растет с каждым годом. Например, за восемь месяцев 2024 года на кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимость в Татарстане поступило 13 тыс. заявлений в электронном виде. Это на 9,3 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рассказываем, почему электронная регистрация сделки выгодна, и как ее провести.
Содержание
Что такое электронная регистрация сделки
При покупке, дарении или других сделках с недвижимостью права собственности переходят от одного владельца к другому. Переход регистрируется в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости).
Подать документы на регистрацию сделки можно в офисе Росреестра, через МФЦ или онлайн:
- в личном кабинете Росреестра;
- через сервисы электронной регистрации.
На сайте Росреестра можно самостоятельно сформировать заявление, прикрепить электронные версии документов, подписать УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) и отправить на регистрацию.
Как проходит электронная регистрация сделки
Снять запрет на сделки без личного участия собственника. Не всегда продавец или покупатель лично подписывает договор купли-продажи. За него сделку может оформить представитель по доверенности. Этой возможностью пользуются мошенники. Они принуждают собственника подписать доверенность или получают ее по поддельным документам.
Чтобы защитить собственников от мошеннических схем, закон разрешает установить запрет на сделки с недвижимостью без личного присутствия. Заявление на запрет подают в МФЦ или через Госуслуги.
Если такой запрет установлен, провести онлайн-сделку не получится. Предварительно нужно снять запрет также через Госуслуги или подать соответствующее заявление в МФЦ.
Получить электронную подпись. УКЭП является аналогом собственноручной подписи и нужна для удаленной регистрации сделки. Получить ее можно разными способами.
- В аккредитованном удостоверяющем центре — их перечень можно посмотреть на сайте Минцифры и выбрать ближайший. Услуга платная, средняя цена — 4500 ₽. Подать документы на выпуск УКЭП можно онлайн, но получить сертификат электронной подписи нужно лично: приехать в офис удостоверяющего центра или заказать доставку курьером. Срок действия УКЭП — 12 месяцев.
- Через приложение «Госключ» — его можно скачать в Google Play, App Store, AppGallery или RuStore. Для регистрации в приложении нужны подтвержденный аккаунт на Госуслугах, загранпаспорт нового образца и смартфон с NFC. Если у вас нет загранника с биометрией, вы можете подтвердить личность через МФЦ.
- В офисе банка — для ипотечных сделок. Услуга платная. Цена зависит от условий банка и составляет от 7000 ₽.
- У застройщика или в агентстве недвижимости — его представитель добавит сделку в сервис электронной регистрации и создать сертификат УКЭП. Цена зависит от условий организации и может доходить до 12 000 ₽.
Подготовить документы для регистрации. Перечень документов зависит от типа и особенностей сделки. Например, если продают квартиру с детскими долями, нужно разрешение органов опеки, а сделку заверяет нотариус. Поэтому перечислим основные документы:
- паспорт;
- договор — купли-продажи, ипотечный или долевого участия;
- ИНН;
- СНИЛС;
- справка, что участник сделки не состоит в браке, либо брачное свидетельство;
- дополнительные документы — например, нотариальное согласие супруга, если квартиру продают или покупают в браке.
Составить заявление. Если договор купли-продажи оформляет специалист МФЦ, банка или строительной компании, он и формирует заявление. Расскажем, как самостоятельно подать документы на оформление купли-продажи квартиры на сайте Росреестра.
- Войдите в личный кабинет через учетную запись Госуслуг.
- Откройте раздел «Мои услуги и сервисы» и перейдите в «Кадастровый учет и (или) регистрация прав». Из всплывающего списка последовательно выберите «Регистрация прав» — «Государственная регистрация возникновения и перехода права на объект недвижимости».
- В блоке «Сведения о правообладателе» укажите сведения о покупателе.
- В блоке «Укажите вид права» укажите «договор купли-продажи». Чекбокс «Переход права» оставьте незаполненным.
- Последовательно заполните оставшиеся графы, пользуясь подсказками сервиса.
- Прикрепите документы.
- Проверьте заявление и подпишите его УКЭП — прикрепите сертификат ключа электронной подписи. Если подписываете документы через приложения «Госключ», пометьте галочкой соответствующую графу и авторизуйтесь в приложении.
Порядок подачи заявления (скриншот с сайта Росреестра)
Отправить заявление в Росреестр и оплатить госпошлину. После загрузки документов в систему, Росреестр сформирует квитанцию для оплаты госпошлины. Оплатите ее любым удобным способом.
Дождаться регистрации. Подтверждением сделки служит выписка из ЕГРН, в которой владельцем недвижимости указан покупатель. Документ придет на адреса электронной почты продавца и покупателя, которые они указали в заявлении.
Преимущества электронной сделки
Удобство и экономия времени. Для личной регистрации сделки нужно приехать в МФЦ в рабочее время. Если отделение находится далеко, придется потратить время на дорогу. Электронную процедуру можно провести дома и отправить документы на регистрацию в любое время, а не только в рабочее.
Безопасность. Бумажные документы легко подделать. Как сообщают в Росреестре, чаще всего используют недостоверные свидетельства о праве на наследство, закладные, постановления судебного пристава о снятии ареста и доверенности без удостоверения нотариусом.
При цифровой сделке стороны подписывают УКЭП, которую подделать еще никому не удавалось. Цифровая сделка безопаснее бумажной.
Нельзя получить УКЭП по доверенности. Сотрудники удостоверяющего центра передают сертификат ключа только заявителю после идентификации по паспорту либо биометрии.
Допустим, мошенники подделали паспорт собственника недвижимости. Но даже в этом случае они не смогут использовать его при электронной регистрации сделки. Кроме паспорта, еще нужен доступ к подтвержденному аккаунту на Госуслугах, а также проверочный код, который приходит на смартфон владельца. Если предположить, что человек потерял телефон с УКЭП, то и тогда мошенники не смогут воспользоваться электронной подписью. Ее невозможно открыть без пароля. И пока владелец не сообщит пароль посторонним, его недвижимость в безопасности.
Сниженная ставка по ипотеке. Некоторые банки снижают ипотечную ставку, если покупатель оформляет сделку онлайн. Например, Ак Барс Банк дает скидку 0,1% к действующему тарифу.
Сниженную ставку можно получить, если регистрировать удаленно покупку, например, новой, вторичной квартиры или дома (Источник: www.akbars.ru)
Оформите ипотеку на покупку новостройки в Ак Барс Банке
и получите кешбэк на ежемесячный платеж
Подробнее
Поделиться
0 комментариев