Научим финансовой грамотности
4 бесплатных урока
Научим финансовой грамотности
Пройти уроки

Собственный автомобиль или каршеринг

Экономим
Я езжу на собственной машине, а подруга пользуется каршерингом. За год мы обе проехали примерно одинаковое расстояние. Я решила сравнить эти способы передвижения: как ездить дешевле и комфортнее. Свои выводы привожу в статье.

Сколько денег в год трачу на собственную машину


Разовые расходы. Год назад я купила автомобиль Renault Sandero 2017 года выпуска за 600 000 ₽. Дополнительно потратила: 9000 ₽ — установила б/у сигнализацию с доводчиками, 3800 ₽ — поменяла аккумулятор, 11 600 ₽ — купила зимнюю резину. Итого я разово вложила в автомобиль 624 400 ₽. Планирую проездить на машине четыре года и, надеюсь, что зимней резины и аккумулятора мне хватит на этот срок.

Чтобы рассчитать годовые расходы на автомобиль, полученную сумму разделила на четыре: 624 400 ÷ 4 = 156 100 ₽ — эту сумму буду учитывать при подсчете годовых расходов.

Периодические расходы. Раз в год нужно оформлять полис ОСАГО и менять расходники. Год назад я только получила права, поэтому стоимость ОСАГО для меня была максимальной — страховой брокер насчитала мне 16 430 ₽. За техобслуживание и замену расходников заплатила около 5500 ₽: поменяла масло, фильтры, тормозные колодки, купила омывающую жидкость и антифриз. Примерно раз в месяц езжу на автомойку и плачу по 400 ₽. Годовые расходы на машину выросли еще на 26 730 ₽.

Расходы на бензин. Я работаю дома, но машиной пользуюсь достаточно часто — выезжаю 3−5 раз в неделю. Езжу в основном по городу. Кроме этого, успела съездить на экскурсию в соседнюю республику Марий Эл. Летом пробег увеличивается, потому что езжу на дачу — расстояние до дачи 28 км. За год на машине я наездила 3700 км.

Машину заправляю за АЗС одного бренда, поэтому мне удобно отслеживать расходы на бензин. Подключила программу лояльности, коплю баллы и оплачиваю ими бензин. Экономия небольшая: в среднем за месяц удается накопить на 1 литр бесплатного бензина. Чтобы еще немного сэкономить, оформила дебетовую карту Ак Барс Generation и получаю кешбэк за оплату на АЗС. В среднем за месяц мне возвращается на карту от 150 до 300 ₽. Но чтобы не усложнять расчеты, я не буду учитывать сэкономленное.



Скриншот трат
В апреле заправляла машину четыре раза по 1000 ₽

Зимой я трачу на бензин от 3500 до 4000 ₽ в месяц, летом — от 4000 до 5000 ₽ в месяц. В расчетах я решила учитывать расходы на бензин за апрель — километраж за апрель примерно равен среднегодовому значению. В апреле на бензин потратила 4000 ₽, значит, за год — 48 000 ₽.


Плюсы и минусы собственного автомобиля


Плюсы. Автомобиль паркую во дворе. Если нужно куда-то ехать, не нужно искать машину, идти до нее — достаточно выйти во двор.

За год я хорошо изучила «характер» своей машины и маневры выполняю на автомате. Знаю, на каком расстоянии от перекрестка нужно притормаживать. Зеркала в машине настроены под меня, стоит комфортная температура на климат-контроле, а радио включается на любимой волне.

Мне нравится свобода, которую дает автомобиль: я не завишу от погоды, расписания транспорта, наличия свободных машин. В выходной или отпуск я могу уехать на любое расстояние, а не составлять маршрут с учетом зоны покрытия каршеринга. Мне не страшно, что в пути поменяется погода — в машине у меня есть сменная одежда и запасная пара обуви. И наконец — я езжу на модели, которую сама выбрала.

Минусы. В любой момент могут возникнуть непредвиденные расходы. Мне повезло с техническим состоянием автомобиля и за год не было ни одной поломки. Но это не значит, что не понадобится ремонтировать машину в будущем.

Следить за чистотой машины приходится самостоятельно: примерно раз в месяц езжу на автомойку. Оплачиваю 350 ₽ за комплекс плюс 50 ₽ за чистку ковриков. Химчистку салона еще не делала — планирую в конце лета.

Что такое каршеринг и как им пользоваться


Каршеринг — это аренда автомобиля на короткий срок. В Казани взять автомобиль в аренду можно только в сервисе Яндекс.Драйв. Получить доступ к сервису могут водители старше 21 года с опытом вождения от 2 лет. Подруга отвечает этим требованиям, поэтому она скачала приложение на смартфон, зарегистрировалась в сервисе и загрузила в приложение фотографии водительского удостоверения и паспорта.

В Яндекс. Драйве четыре категории машин.
  1. На каждый день: Skoda Rapid, Renault Kaptur, Hyundai Creta, Volkswagen Polo.
  2. На каждый день плюс: Genesis G70.
  3. Праздник: BMW 520i, Mercedes E200.
  4. Груз: Volkswagen Transporter, Volkswagen Caravelle, Volkswagen Kombi, Citroen Jumpy, Ford Transit, Peugeot Expert.

Перед поездкой пользователь каршеринга может выбрать тариф, который ему больше подходит.
  • «Минуты» — от 7,1 ₽ за минуту.
  • «Часы» — водитель вносит фиксированный платеж плюс таксу за каждый километр: от 8,5 ₽/км — если арендуешь машину на час, до 7 ₽/км — если арендуешь машину на неделю.
  • «Фиксированный». Тариф работает аналогично такси: водитель указывает в приложении начальный и конечный адреса, и сервис рассчитывает стоимость поездки.
  • «Межгород». Тариф работает как «Фиксированный». Выбор городов ограничен и не все машины предназначены для междугородних поездок.

Стоимость поездки внутри тарифа может меняться в зависимости от погоды, загруженности дорог, модели машины и спроса на каршеринг.


чат бот драйва
Чат-бот Яндекс.Драйва объясняет, отчего зависит цена поездки

Когда Водитель бронирует автомобиль, у него на карте замораживают определенную сумму. После завершения поездки со счета списывается итоговая сумма. Обычно она на 10−15% больше, чем резервировалось. Так бывает, если водитель не нашел свободного парковочного места по указанному адресу и оставил машину на 300−500 метров дальше. На вопросы о цене, сервис отвечает общими формулировками. А подруга считает, что машину, припаркованную в другом месте, посчитали изменением маршрута, поэтому итоговая сумма увеличилась.

Сколько денег в год тратит подруга на каршеринг


Подруга арендует машину, чтобы ездить на работу и с работы. У нее сменный график работы, и в месяц получается 15 рабочих смен. Расстояние от дома до работы — 10 км. Получается, что за год она проезжает на арендованной машине почти столько же, сколько я наездила на своей:

10 км x 2 раза в день x 15 рабочих смен x 12 месяцев = 3600 км проехала подруга за год.

Чтобы не тратить на дорогу слишком много денег, подруга пользуется только машинами эконом-класса из категории «На каждый день». Несмотря на заявленные условия, тариф «Минуты» пользователям приложения недоступен — они могут выбрать из трех оставшихся. Видимо, минутный тариф включается, когда водитель выбился из лимитов фиксированного тарифа. Почасовой тариф подруге не подходит — расстояние от дома до работы она преодолевает за 18−20 минут. Если попадет в пробку, может добираться минут сорок, но всегда меньше часа. Поэтому подруга выбрала фиксированный тариф.

Как я уже сказала: стоимость поездки всегда разная. Причем дорога с работы до дома дороже, чем от дома до работы. Причин может быть несколько, например, вечерний тариф выше утреннего. Или в центре, где работает подруга, спрос на каршеринг выше, и машина не простаивает.

При бронировании автомобиля сервис замораживает на карте от 290 ₽, но когда подруга доезжает до места — со счета списывают чуть больше заявленной суммы. За самую дешевую поездку подруга заплатила 302 ₽, а в среднем платит по 320−340 ₽.

Несколько раз с подруги снимали со счета деньги не только за поездку: один раз сняли 1500 ₽ за коврики, которые она якобы украла из машины; второй раз переплатила за каршеринг почти 400 ₽, потому что не смогла вовремя завершить поездку.


Информация о нарушениях
Сервис сообщает о нарушениях. Если нарушение не зафиксировали камеры ГИБДД, то штрафа не будет. Однако сервис может повысить стоимость каршеринга или на несколько дней заблокировать доступ к аренде

Чтобы упростить расчеты, примем во внимание среднюю стоимость каршеринга 330 ₽ и прибавим 10% на переплату.


Плюсы и минусы каршеринга


Плюсы. Не надо следить за техническим состоянием автомобиля, ремонтировать и заправлять. Было, что предыдущий водитель оставил в машине почти пустой бак, подруга сама заправила автомобиль, загрузила в приложение чеки об оплате. Через пару дней ей вернули деньги за бензин и начислили на личный счет 50 бонусов, которые пошли на оплату следующей поездки.

Если припарковаться в неположенном месте, сервис предлагает перепарковаться или приготовиться уплатить штраф за парковку в неположенном месте и оплатить услуги эвакуатора, если автомобиль увезут на штрафстоянку. Водитель может выбирать, как поступить.

Можно поставить автомобиль в режим ожидания, если по дороге нужно заехать в магазин или за ребенком в садик. Стоимость аренды в режиме ожидания от 3,5 ₽ за минуту.

Минусы. Не всегда есть свободная машина у подъезда. Подруга жалуется, что иногда до машины приходится идти больше 10 минут. Обычно сервис предусматривает бесплатное бронирование на 5−10 минут, чтобы водитель дошел до машины. Но часто этого времени не хватает, приходится оплачивать несколько лишних минут.

Нужно внимательно осмотреть машину перед поездкой, сфотографировать дефекты и загрузить фото в приложение. Однажды подруга не заметила, что на полу в салоне не хватает ковриков, а через неделю у нее с карты списали 1500 ₽. Водитель, который арендовал машину после нее, заметил недостачу и сообщил в сервис.

Начать и завершить поездку можно только через мобильное приложение. У подруги разрядился телефон, когда она ехала на работу. Собиралась подняться в офис, зарядить телефон и завершить поездку. Но в офисе отвлеклась на срочные дела и вспомнила про телефон спустя полтора часа. Когда наконец смогла завершить поездку, у нее списали со счета 700 ₽.

Приходится каждый раз подстраивать под себя водительское кресло и зеркала. На разных машинах требуется прикладывать разные усилия для педалей газа и тормоза. Нужно учитывать габариты машины и радиус поворота — у разных моделей они могут отличаться. Для опытного водителя это несущественные мелочи, для неопытного — может стать проблемой.

Что для меня лучше: каршеринг или личный автомобиль


С финансовой точки зрения аренда машины в 1,5−2 раза выгоднее обслуживания личного автомобиля. Но остальные преимущества каршеринга у меня лично вызывают сомнения, а недостатки еще больше склоняют чашу весов в пользу личного авто. Я не хочу с полными сумками под дождем и снегопадом искать припаркованный каршеринговый автомобиль. Меня не устраивает, если в спешке я просмотрела царапину на бампере и заплатила за чужую неосторожность. Мне не нравится, что автомобилем до меня пользовался посторонний человек и оставил волосы на водительском кресле, липкие пятна на руле и грязь на коврике. Я хочу, чтобы в багажнике всегда лежала пара запасных туфель, а радио было настроено на любимую волну. Но я понимаю, что для разовых поездок по городу разумнее арендовать машину, чем покупать ее. Считаю, что обоснованно использовать каршеринг, если в семье два водителя и один автомобиль.

Расскажите в комментариях о своем опыте каршеринга: как часто арендуете автомобиль, с какими сложностями сталкивались и планируете ли дальше пользоваться каршерингом?
0 комментариев

Читайте также