Как приватизировать муниципальное жилье по договору соцнайма
Муниципальные квартиры администрация регионов сдает по договору соцнайма тем, кто признан малоимущим и нуждается в жилье. После заключения договора человек может там прописаться, а затем — бесплатно оформить квартиру в собственность, то есть приватизировать. После этого жилье можно будет продать, сдать в аренду, подарить или оставить в наследство. Например, моя мама одна воспитывала нас с братом и, как нуждающаяся в жилье, получила двухкомнатную квартиру от местного муниципалитета. Через пять лет она продала квартиру, добавила накопления, и мы переехали в более просторное жилье в новом доме. Как устроен процесс приватизации, расскажем в статье.
Содержание
Кто может приватизировать муниципальное жилье
Узнать, подлежит ли квартира приватизации можно в местной администрации.
Нельзя приватизировать:
- аварийное жилье;
- квартиры с незаконной перепланировкой;
- служебные квартиры;
- комнаты в общежитиях;
- квартиры на территории закрытых военных городков;
- квартиры, принадлежащие фондам соцзащиты в селах.
Получить долю в муниципальной квартире могут все граждане РФ, которые в ней зарегистрированы. Участвовать в приватизации можно один раз в жизни. При этом жить в квартире не требуется, но несовершеннолетним обязательно выделять доли: например, если отец приватизирует муниципальное жилье, а дети живут с матерью, но прописаны у отца, им все равно нужно выделить доли.
Исключить ребенка из приватизации можно только с разрешения органов опеки, если родители предоставят ему равноценную долю в другом жилье.
Нельзя приватизировать доли других прописанных. Если кто-то из жильцов не согласен на приватизацию, придется просить его, например, отказаться от доли.
Можно отказаться от приватизации: в этом случае долю человека поделят поровну между остальными жильцами. Так же поступают, если человек умер. Но при отказе от приватизации жилец сохранит право пользования квартирой и прописку в ней. Его можно попросить выписаться добровольно или попробовать сделать это через суд: мы рассказывали о принудительной выписке в статье «Как собственнику выписать из квартиры бывших супругов, дальних родственников или арендаторов».
Какие документы понадобятся для приватизации
Согласие или отказ от приватизации должен написать каждый зарегистрированный в квартире. Документ можно заверить у нотариуса — это обойдется в 500–800 ₽ — или подписать в присутствии сотрудника МФЦ — это бесплатно. Бланк выдадут на месте.
Так выглядит бланк заявления на отказ от приватизации (Источник: https://quasa.io)
За детей до 14 лет согласие или отказ подписывают родители. Дети старше 14 лет могут отказаться от приватизации только с письменного согласия родителей и опеки.
Перечень документов для приватизации регионы устанавливают сами, его можно узнать в местной администрации или МФЦ: там будет указан и срок годности каждого документа.
Для примера дадим список документов для Москвы:
- заявление на приватизацию – выдают в МФЦ;
- паспорта всех участников,
- свидетельства о рождении для детей до 14 лет;
- документ, подтверждающий гражданство РФ – в миграционном центре;
- документ о том, что человек ранее не участвовал в приватизации – в местной администрации или бюро технической инвентаризации (БТИ);
- нотариально заверенные или подписанные в присутствии сотрудников МФЦ согласия или отказы всех зарегистрированных жильцов;
- разрешение органов опеки, если в квартире прописаны несовершеннолетние.
Также нужны оригинал договора соцнайма, ордер или выписка из распоряжения органа местного самоуправления о выделении муниципального жилья. Если документов нет, их можно бесплатно восстановить в любом МФЦ.
В некоторых регионах может понадобиться технический паспорт жилья и поэтажный план, их можно запросить в БТИ.
В последнюю очередь необходимо запросить выписку из домовой книги, лицевого счета и справку об отсутствии долгов по коммунальным услугам – их выдадут в ТСЖ или МФЦ, справки действительны месяц.
Как приватизировать квартиру
Подать документы на приватизацию можно сразу после подписания договора соцнайма. Исключение – дети-сироты, перед приватизацией им нужно прожить в муниципальном жилье пять лет. Подать документы можно:
- через «Госуслуги» в разделе «Приватизация жилищного фонда»;
- лично через комитет по управлению городским имуществом;
- в МФЦ.
Проверка документов займет до двух месяцев.
Далее нужно подписать договор о передаче квартиры в собственность, если участников несколько, после одобрения заявки каждому выдадут свой оригинал договора. За несовершеннолетних договор подписывают родители или опекуны.
Получить выписку ЕГРН о праве собственности в Росреестре: ее выдадут через 7-9 рабочих дней с момента обращения.
Так выглядит бланк заявления на приватизацию (Источник:https://antrekotrnd.ru)
Госпошлина за регистрацию права собственности составляет 2 тыс. ₽, если жильцов несколько, сумму делят между всеми: если квартиру приватизируют четверо, то каждый заплатит по 500 ₽. Также будет делиться и налог на имущество после оформления собственности.
В приватизации могут отказать, если предоставлен неполный пакет документов или в них есть ошибки.
Когда моя мама решила приватизировать муниципальную квартиру, мы подали документы через МФЦ. Решение пришло через 50 дней. Мама подписала договор и через этот же МФЦ отправила его в Росреестр для регистрации права собственности. Заплатила госпошлину 2 тыс. ₽. Через неделю мы получили выписку из ЕГРН, квартира стала маминой собственностью.
Нужны деньги на ремонт или переезд? Оплачивайте любые расходы кредитной картой Ак Барс Банка
с льготным периодом 115 дней и кешбэком 20% в первый месяц после оформления карты
Подробнее
Поделиться
0 комментариев