Скоро наш журнал обновит свой дизайн
Close
Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
лекция
Типографика и вёрстка
Правило внутреннего и внешнего
Типографы веками искали закономерности и связи между элементами набора: буквами и апрошами, строками и интерлиньяжем, полосой набора и полями. Каждое открытие складывалось в бесконечную копилку правил:

  • прописные нужно разряжать,
  • строчные нельзя разряжать,
  • вертикальные штрихи строчных и прописных должны стоять через равные промежутки,
  • разрядка прописных должна быть меньше интерлиньяжа,
  • пробел между строками прописных букв не может быть меньше высоты буквы,
  • интерлиньяж должен быть больше межсловных пробелов,
  • при минимальном интерлиньяже нижние выносные элементы верхней строки почти касаются верхних выносных элементов следующей строки,
  • чем длиннее строка, тем больше интерлиньяж,
  • интерлиньяж не должен быть больше внешних полей,
  • элементы списка должны иметь между собой дополнительный отступ больше интерлиньяжа,
  • номер страницы должен стоять ближе к полосе, чем к краю страницы,
  • заголовок в тексте должен стоять ближе к следующему абзацу, чем к предыдущему,
  • расстояние от заголовка до абзаца не должно быть меньше межстрочного интервала заголовка,


Современный дизайнер так и собирает знания по крупицам — из книг, советов коллег, замечаний арт‑директора.

Запомнить даже перечисленные правила довольно затруднительно. Если дизайнер и вызубрит собственный набор правил, всегда найдутся такие, о которых он не слышал,— копилка‑то бесконечна.

Но одно дело знать огромный свод правил, а другое дело последовательно применять их к каждой части макета. Даже на простенькой странице из заголовка и текста ошибок у новичка найдётся в двадцать раз больше, чем элементов.

Вместо того, чтобы зубрить тысячу правил, я предлагаю дизайнерам запомнить один принцип и научиться последовательно применять его ко всем элементам вёрстки. «Правило внутреннего и внешнего» — базовый принцип типографики, работающий на всех уровнях от буквы до разворота.

См. также
Правило внутреннего и внешнего — это частный случай теории близости. Типографический объект любого уровня состоит из других объектов: буквы из штрихов, слова из букв, строки из слов, абзацы из строк. И для того чтобы объект имел самостоятельное значение, то есть буква, слово, строка и абзац отделялись от соседних, его внутренние расстояния должны быть меньше внешних.

Рассмотрим заголовок из прописных букв: