Скоро наш журнал обновит свой дизайн
Close
Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
лекция
Управление и результаты
Дизайнер — это булочник
Дизайнер — это булочник. Этот принцип очень часто меня в жизни выручает. Он связан не только с дизайном, но и с другими профессиями. Люди любят думать, что они делают что‑то уникальное. Особенно дизайнеры — творцы, они создают что‑то суперское: «Не подходи ко мне, меня посетила муза!». На самом деле, все профессии, которые существуют, — это в той или иной степени оказание услуг. К тебе, дизайнеру, пришёл клиент, чтобы решить свою задачу. Точно так же ты пришёл купить колбасы. У тебя стоит задача поесть, и тебе продавец советует колбасу. Подобная история почти везде. Программисты тоже решают задачи и оказывают услуги. Также как в отеле персонал. Очень важно это понимать в каждый момент. Когда ты общаешься с клиентом, ты оказываешь ему услуги, сервис. И необходимо об этом помнить.

Я бы хотел продемонстрировать пример отношения. Был такой дизайнер Курт Вайдеман. Вы, вероятно, его не знаете, но знаете его работы.

Он один из первых чуваков, которые сделали корпоративный шрифт: для Мерседеса. Раньше такого никто не делал — специальный шрифт для фирмы. Ещё он занимался логотипом Порше. Я хочу показать, как он относился к своей работе. Пример чувака, который, казалось бы, великий дизайнер:
Я ремесленник, я не художник. Я оказываю услуги, как носильщик на вокзале. Не более. Я должен отойти на задний план и думать головой своего клиента. Это важно. 〈...〉 Я не свободный художник. Ни в коем случае. Потому что это две разные вещи: работать над тем, о чём меня попросили, и работать самостоятельно. Но тот, кто работает для себя — художник. Я никогда не стал бы работать как художник, потому что я не знаю… не верю, что настолько талантлив, что смогу этим прокормиться.

Заметили, как он относится к своей работе? «Я как носильщик на вокзале».

Я вспомнил пример с менеджером. Менеджер к тебе приходит и говорит: «Надо сделать так!». Но у вас с ним отношения, как с клиентом: он — твой клиент, а ты — исполнитель. Ты относишься к нему: «Как же так, почему он нормально не сформулировал задачу?!» Это неправильный подход, ведь ты оказываешь сервис. Представь, если бы ты приехал в отель и начал что‑то говорить, а к тебе бы отнеслись с враждебностью: «Вот гад! Не нравится ему номер!». А у людей возникает обратная реакция: как ты к ним относишься, так и они к тебе. Правильное отношение — как будто ты оказываешь услуги: вот так человек формулирует задачу, он не хочет говорить. Но при этом ты не можешь сделать для него работу. Надо объяснить: «Извини, я не смогу тебе помочь, если не пойму задачу» — но никогда не делать это в форме «сам дурак». Это ни к чему хорошему не приведёт.


Осьминожка навыков и план роста
В бюро применяется метафора осьминожек применительно к личному росту. У осьминожки есть голова. Чем голова больше, тем больше ножек у осьминожки может быть. Со временем у осьминожки могут развиться «слоты» для подключения других осьминожек. Ножки — это навыки. Чем ножка толще, длиннее, сильнее, тем скил более прокаченный. Это применимо к чему угодно: рисованию иконок или языку. Притом, у мага одна ножка очень сильная, а все остальные дохлые. У полководца, наоборот, целый букет, ещё и слоты. Есть осьминожка дизайнера, а есть осьминожка арт‑директора. Он уже может и других хватать, и свои ножки у него длинные.

Тёма Лебедев где‑то писал: «У дизайнера инструмент „Фотошоп", а у арт‑директора инструмент — дизайнер». Осьминожка «берёт за голову» и рисует с помощью дизайнера.

Мы в школе просим всех нарисовать осьминожек. В первом наборе все нарисовали их по‑разному. Это способ хорошенько подумать о том, как расти.
У нас учился студент Виталий Цыганков, он препарировал свою осьминожку в разных разрезах и извлёк из этого массу пользы для себя. Сначала он нарисовал серую осьминожку. Рассчитал, какие навыки ему нужны через год. Потом нарисовал проекцию в виде пятилучевой звезды.
Осьминожка помогает сориентироваться в том, что ты умеешь и что нужно прокачать.

А план роста — это конкретный план, что делать. У меня в бюро был подшефный. Мы с ним составляли план. У него, допустим, была «ножка» интерфейса. Он хотел её прокачать, соответственно, мы решили, что конкретно делать: нужно прочитать определённые книжки и сделать такие‑то домашние задания. И это был его план на сентябрь. А в сентябре мы посмотрели и увидели, что он половину слил. И в октябре. Но потом у него стало лучше.

В бюро есть шеф, который помогает составлять подобный план. Создать осьминожку и план, и по нему идти.

У нас в бюро [в 2014] открылась школа. На третьей ступени у студентов есть арт‑директор, которому сдают работу, а ещё есть шеф, к которому можно обратиться: «Помогите! Арт‑директор дизайн не принимает, на звонки не отвечает! А скоро дедлайн! Что делать?!».

Шеф — как тьютор в британских университетах. Он сидит и спрашивает: «Как дела? А когда ты собираешься сдать работу?». Он помогает задать направление и построить план на год. Советует книги и отвечает на вопросы.

Я очень рад, что один из моих подшефных в школе получил высший балл. Было двое, кто получил высший балл. Моего подшефного звали Антон Безденежных, у него был проект «Английские идиомы». Мы с ним обсуждали, что делать, как успеть в срок, и как это всё реализовать, когда его арт‑директор Илья Бирман попросил переделать что‑то и перекрасить.
Зачем управлять проектами
Я хочу рассказать вам, почему важно умение управлять проектами.

Если вам доводилось управлять проектами, то вы сталкивались с тем, что это иногда боль. Есть менеджер, управляющий проектами, назовём его «управленец». У него всегда есть клиент: он может быть внешний, может быть внутренний (заказчик‑начальник, да кто угодно). Ещё у него есть помощники. Если это сайт, то в качестве помощников выступают программисты, дизайнеры, редакторы. Если человек строит дом, это строители. Есть ещё третьи компании. Если речь идёт о программировании, то это библиотеки. Это могут быть издатели каких‑то штук. Над этим всем может быть государство, внешние силы, которые могут прийти в любой момент. Управленец должен со всеми общаться и разруливать. Очень часто работа управляющего проекта превращается в хаос. Всё вокруг него крутится. И иногда кажется, что ну его нафиг, лучше всё бросить и найти спокойную работу. А ещё из этого хаоса нужно сделать проект.

Если вы внимательно посмотрите на картинку, то кроме ужаса, в котором вы тоже бывали, вы увидите, что управляющий проектами стоит в середине. У него у единственного есть связь со всеми частями системы, у него есть все рычаги. И это самое классное! Это единственный человек, который реально может сделать всё. От него зависит, каким получится проект. Когда проект заканчивается и выходит продукт, то все говорят, что именно он это сделал.

Первая мысль: когда вы управляете проектами, всё зависит от вас. Нет другого такого человека, от которого зависит всё. Даже клиент, казалось бы, главный, но и он не связан со всеми звеньями, у него нет доступа, к примеру, к вашим разработчикам.

Давайте обсудим, где мы сталкиваемся с проектами.

— Постройка дома!
— Да везде!

Н. Т. — А путешествия? Разве это не проект? Билеты купи, отель выбери, всех привези в нужное время. Потом может оказаться, что с потолка номера капает, нужно номер менять. А в результате необходимо получить хороший отдых. И это точно такой же проект.

Если вы дальше будете думать, вы найдёте миллион примеров. Потому что проекты везде. Даже в магазин вы собрались за хлебом — это тоже проект. Есть задача, можно план выстроить.

Я утверждаю, что ведение проектов — это фундаментальная деятельность. Таких видов деятельности не очень много в жизни человека. Все люди общаются, соответственно, язык — это фундаментальная штука. Все люди ведут переговоры. А рисование иконок в Фотошопе — это уже узкоспециализированная штука. Или строительство дома. Работа в проекте — это кирпич в фундаменте. Здесь кирпич — общение, здесь — переговоры. И таких кирпичиков не очень много. Дальше каждый человек начинает на них надстраивать.
Тот, кто стал автослесарем, знает, как устроен двигатель. Кто‑то рисует в Фотошопе, у него своя специализация. И дальше может быть сколько угодно слоёв, но фундамент остаётся для всех одинаковым. Я утверждаю, что работа с проектами — один из кирпичей фундамента. Абсолютно все ведут какие‑то проекты. Если вы что‑то меняете в фундаменте, вы оказываете влияние на всю свою жизнь. Это называется эффектом бабочки. Для иллюстрации я припас вам видео из экранизации рассказа Рэя Бредбери. О том, как ученые изобрели машину времени и отправились в прошлое, чтобы охотиться на динозавров. Убивали динозавров, которые и так должны были умереть, развлечения ради. И чтобы ничего в прошлом не испортить, у них была специальная летающая дорога, с которой нельзя было сходить. Однажды один из героев сорвался с дороги и раздавил бабочку. Сейчас вы увидите, к чему это привело. А привело это к тому, что вернулись, всё как будто бы по‑старому, но все немного странные.
— Заберите меня отсюда!
— Не сходи с дорожки! Не сходи!.. Боже мой, нет!

***

— Добро пожаловать назад!
— Ааа, вы здесь!
— Выборы. Кто победил на выборах?
— Выборах? Каких ещё выборах? Президент Дойче — наш бессменный вождь.

Это просто иллюстрация. Смысл её в том, что научились управлять проектами — сразу стали лучше ходить в магазин, лучше организовывать путешествия, лучше работать.

Следующая мысль: природа человека такова, что он не задумывается о том, что делает постоянно. Вы не задумываетесь, как вы ходите. Но если вы поговорите со специалистом по ходьбе, он наверняка расскажет вам, что ногу нужно не так ставить. Или вы пообщаетесь с диктором или человеком, кто хорошо говорит, окажется, что половину слов вы произносите неправильно и надо переучиваться. То, что люди делают постоянно, в среднем они делают фигово. Если вы научились работать с проектами, вы сразу становитесь лучше других, вы получаете преимущество.

Почему важно и полезно заниматься проектами:
  • Всё зависит от вас.
  • Проекты везде.