Коммерческая тайна организации

Коммерческая тайна организации

Почти каждая организация имеет ценную рабочую информацию. Иногда ее разглашение или передача конкурентам может сорвать выгодный контракт и вылиться в миллионы недополученной прибыли. Чтобы этого не произошло, компании оформляют коммерческую тайну.

В статье расскажу, почему важно правильно оформить коммерческую тайну и как это сделать.

Что такое коммерческая тайна

Коммерческая тайна — это специальный режим, который применяют к информации. К ней можно отнести любые сведения, которые представляют ценность для компании. Что именно станет секретом — каждая организация определяет сама. Например, это может быть уникальный способ класть ламинат или состав сливочного крема для торта.

Чтобы сведения подходили под категорию секретных, нужно соблюсти несколько базовых требований.

Информация относится к коммерческой деятельности. В вашей компании разработали уникальную систему кладки кафеля, благодаря ей скорость выполнения отделочных работ возросла на 20%, — это относится к коммерческой деятельности. А вот марка автомобиля, на которой ездит генеральный директор, — не относится.

В информации нет сведений, относящихся к государственной тайне. Информация такого уровня находится под контролем и защитой государства. Что входит в перечень гостайны — прописано в федеральном законе.

Доступ к информации закрыт собственником. Владелец должен присвоить сведениям статус коммерческой тайны и создать специальные условия для их защиты. Вы оформили все документы, но секретные сведения находятся в открытом доступе у вас на сайте — коммерческой тайны нет, даже если вы так не считаете.

Некоторые сведения вообще нельзя отнести к коммерческой тайне. По закону секретной информацией не являются:

  • учредительные документы;

  • сведения о количестве работников, системе оплаты и условиях труда;

  • задолженность по зарплате и соцвыплатам;

  • сведения о судебных тяжбах и штрафах;

  • данные об использовании бюджетных средств государственными или муниципальными предприятиями;

  • факты загрязнения окружающей среды, состояние противопожарной безопасности предприятия. Нельзя скрывать информацию, которая может плохо сказаться на окружающей среде и здоровье человека.
Все перечисленные сведения любой работник может рассказать кому угодно, и за это ему ничего не будет.

Как компании защитить коммерческую тайну

Чтобы информация стала секретной, мало объявить об этом всем сотрудникам или партнерам. Необходимо правильно оформить документы, составить перечень секретных сведений и получить подпись каждого работника или бизнес-партнера.

Перечислите секретную информацию. Первым делом нужно определить, что вы отнесете к коммерческой тайне. Оформляют список секретных сведений максимально четко и понятно.

Например, вы разработали новую технологию производства колбасы. Значит, вам нужно описать технологию приготовления колбасного изделия: что туда входит, как называется колбаса, какое оборудование используют. Чем полнее и четче формулировки, тем проще в случае чего отстаивать свои интересы в суде — и наоборот.

Например, в Челябинске индивидуальный предприниматель не смог взыскать с партнера 116 000 ₽ за причиненный убыток, потому что в договоре не указал четкий перечень того, что относится к ущербу от разглашения коммерческой тайны.
Предприниматель не смог взыскать ущерб за разглашение коммерческой тайны
Укажите, как работать с секретной информацией. Сделайте отдельный приказ, в котором пошагово напишите, что сотрудники могут делать с данными, а что нет. Например, сведения можно просматривать только на одном компьютере, нельзя скачивать информацию и отправлять по почте даже коллегам.

В Вологде, например, сотрудника уволили по статье за разглашение коммерческой тайны. Он пересылал рабочие документы с корпоративной почты на личную. Узнав об этом, в компании провели служебное расследование, а затем распрощались с ним.
Сотрудник лишился работы за разглашение коммерческой тайны
Составьте перечень сотрудников с доступом к сведениям. Оформите приказ или сделайте распоряжение. В документе укажите всех людей, которые могут работать с секретными данными: их ФИО и должности.

Оформите все документально. Добавьте пункт или раздел о коммерческой тайне в трудовые договоры с работниками и в договоры с контрагентами. И обязательно сделайте отдельное положение о коммерческой тайне. Каждый, кто имеет отношение к секретным данным, должен подписать документ. Если этого не сделать, в суде не докажете, что человек знал о секретности сведений.

Используйте гриф «Коммерческая тайна». Наносите гриф на документы с секретными данными. Обязательно укажите собственника информации: название и адрес организации, ФИО и место жительство индивидуального предпринимателя.

Это обязательные пункты, которые нужны для защиты секретных сведений. Если ими пренебречь, то можно потерять большие деньги, а возместить ничего не получится.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Компенсация ущерба. Если сотрудник или контрагент раскрыл коммерческую тайну третьим лицам, и вы из-за этого потеряли деньги, то имеете право взыскать убыток.

Например, сотрудник рассказал конкурентам об уникальном рецепте производства мороженого — вы потеряли 500 000 ₽. Можете потребовать возместить деньги через суд. Но для этого нужно доказать сумму ущерба и предоставить документы о том, что работник знал о коммерческой тайне.

Увольнение сотрудника. Работодатель может уволить работника за разглашение коммерческой тайны или за неправильное обращение с ней. Например, если сотрудник скопировал секретные данные на флешку, а этого нельзя было делать.

При этом сотрудник должен знать о запрете на копирование и расписаться в соответствующем документе. Подписи нет — уволить не получится.

Уголовное дело. Разглашение коммерческой тайны и ее использование подпадает под УК РФ. За это можно получить штраф до 1 000 000 ₽ и лишиться права занимать определенную должность на три года. Другой вариант — три года тюрьмы или исправительных работ. Какое именно наказание в конкретном случае, административное или уголовное, решает суд.
Памятка
Что нужно знать про коммерческую тайну
  • 1
    Тайной могут быть только сведения, относящиеся к коммерческой деятельности компании
    Например, влияющие на прибыль и работу предприятия.
  • 2
    Обязательно закройте доступ к информации
    Для этого нужно присвоить сведениям статус коммерческой тайны и создать специальные условия для их защиты.
  • 3
    Перечислите, что относится к секретной информации
    В списке укажите максимально полно и четко, что считать коммерческой тайной. Избегайте общих формулировок, иначе суд не примет их во внимание.
  • 4
    Оформите все документально
    Пропишите коммерческую тайну в трудовых договорах с сотрудниками и в договорах с контрагентами. Сделайте отдельное положение о коммерческой тайне.
  • Используйте гриф «Коммерческая тайна»
    В нем указывают собственника информации. Если это организация — название и адрес, если ИП — ФИО и место жительства.
0 комментариев

Читайте также