Как заработать на музее елочных игрушек
За последнее десять лет посещаемость музеев в России выросла в два раза: с 77 млн человек в 2010 году до 154 млн человек в 2018 году. Люди ищут новые впечатления и готовы за них платить. Всплеск спроса привел к появлению частных тематических музеев, таких как «Фабрика елочных игрушек». В прошлом году выручка музея составила 20 000 000 ₽. Я поговорила с арт-директором Марией Хмелевой и узнала, как заработать на музейном деле.
Музей как бизнес
Мария Хмелева, арт-директор музея «Фабрика елочных игрушек"
Генератор бизнесовых идей в нашей семье — мой муж Игорь Хмелев. Именно он предложил создать музей «Фабрика елочных игрушек». К тому моменту у нас уже было две фабрики по производству стеклянных елочных игрушек. Мы делали серийные модели и шарики под заказ с логотипом заказчика. Захотелось вывести привычное дело на новый уровень, сделать бизнес социально значимым и позитивным.
Кто больше всего восторгается при виде елочных игрушек? Кто больше других ждет встречи Нового года? Конечно, дети. Поэтому мы решили открыть музей, где они увидят процесс создания стеклянных шаров и даже попробуют сделать собственную игрушку. Аналога в Москве не было, и мы рискнули.
Кто больше всего восторгается при виде елочных игрушек? Кто больше других ждет встречи Нового года? Конечно, дети. Поэтому мы решили открыть музей, где они увидят процесс создания стеклянных шаров и даже попробуют сделать собственную игрушку. Аналога в Москве не было, и мы рискнули.
Музей «Фабрика елочных игрушек» ждет гостей
Музей — отдельное предприятие, а не подразделение одной из фабрик. Мы зарабатываем на экскурсиях, мастер-классах, чаепитиях и продаже елочных игрушек в магазине при музее.
Организационная форма — ИП с упрощенной системой налогообложения. Налог платим с доходов, полученных от перепродажи игрушек в магазине при музее и интернет-магазине. Мы продаем шарики, расписанные художниками, а также игрушки со своих фабрик и от других производителей. Всего в ассортименте более 250 шаров, за сезон продаем по 100−500 штук каждого вида.
На экскурсоводческую деятельность и художественные промыслы оформили патенты. То есть отдаем государству фиксированную сумму вне зависимости от количества проведенных экскурсий и расписанных вручную шаров.
Запуск музея занял у нас два месяца — с поиском площадки и сотрудников, подготовкой помещения и оформлением документов. Мы сами разработали фирменный стиль, создали сайт на Тильде, придумали макеты, набросали планировки и даже участвовали в застройке павильона. Нам не пришлось объяснять свои задумки подрядчикам, поэтому мы сэкономили много времени.
Единственное, что от нас не зависит — погода. Нет снега — нет посетителей. Как только выпадает снег, люди сразу вспоминают про приближающийся Новый год и ищут тематические мероприятия. Мы открываемся в самом начале ноября, когда в магазинах и на улицах появляются первые новогодние декорации. Активная деятельность приходится на ноябрь, декабрь и январь. Начиная с момента установки декораций работаем практически без выходных.
Интернет-магазин функционирует в то же время, что и музей. По Москве игрушки развозит курьер, в регионы заказы доставляют транспортные компании.
Организационная форма — ИП с упрощенной системой налогообложения. Налог платим с доходов, полученных от перепродажи игрушек в магазине при музее и интернет-магазине. Мы продаем шарики, расписанные художниками, а также игрушки со своих фабрик и от других производителей. Всего в ассортименте более 250 шаров, за сезон продаем по 100−500 штук каждого вида.
На экскурсоводческую деятельность и художественные промыслы оформили патенты. То есть отдаем государству фиксированную сумму вне зависимости от количества проведенных экскурсий и расписанных вручную шаров.
Запуск музея занял у нас два месяца — с поиском площадки и сотрудников, подготовкой помещения и оформлением документов. Мы сами разработали фирменный стиль, создали сайт на Тильде, придумали макеты, набросали планировки и даже участвовали в застройке павильона. Нам не пришлось объяснять свои задумки подрядчикам, поэтому мы сэкономили много времени.
Единственное, что от нас не зависит — погода. Нет снега — нет посетителей. Как только выпадает снег, люди сразу вспоминают про приближающийся Новый год и ищут тематические мероприятия. Мы открываемся в самом начале ноября, когда в магазинах и на улицах появляются первые новогодние декорации. Активная деятельность приходится на ноябрь, декабрь и январь. Начиная с момента установки декораций работаем практически без выходных.
Интернет-магазин функционирует в то же время, что и музей. По Москве игрушки развозит курьер, в регионы заказы доставляют транспортные компании.
Магазин при музее
В межсезонье готовимся к новому сезону. Делаем на фабриках шарики-заготовки разных размеров. Мы примерно знаем, сколько и каких игрушек можно реализовать через музей, поэтому планируем не только размеры, но и цвета.
Кроме своей основной задачи музей выполняет и еще одну — служит площадкой для творческих экспериментов. Он предоставляет нам прекрасную возможность проверить, будет ли игрушка продаваться. Художник придумывает новый дизайн, мы выставляем несколько образцов в магазин музея и анализируем, покупают ли их, и как часто. Если продажи идут хорошо, художник получает премию, а мы запускаем новый дизайн в серийное производство.
Музей можно масштабировать. Санкт-Петербургский филиал «Фабрики елочных игрушек» работает уже четвертый сезон, казанский — третий. Ими занимаются люди, которым мы доверяем. Новые филиалы пока не открываем из-за сложностей с администрированием, планируем сделать франшизу.
Кроме своей основной задачи музей выполняет и еще одну — служит площадкой для творческих экспериментов. Он предоставляет нам прекрасную возможность проверить, будет ли игрушка продаваться. Художник придумывает новый дизайн, мы выставляем несколько образцов в магазин музея и анализируем, покупают ли их, и как часто. Если продажи идут хорошо, художник получает премию, а мы запускаем новый дизайн в серийное производство.
Музей можно масштабировать. Санкт-Петербургский филиал «Фабрики елочных игрушек» работает уже четвертый сезон, казанский — третий. Ими занимаются люди, которым мы доверяем. Новые филиалы пока не открываем из-за сложностей с администрированием, планируем сделать франшизу.
Наши клиенты
К нам приходят самые разные посетители. Мы ориентируемся на родителей с детьми от четырех лет, на группы из детских садов и школ и на всех, кто любит Новый год. Каждый, кто приходит в музей, покупает шарик, а то и не один — себе на елку или в подарок. Примерно 70% посетителей раскрашивают игрушки на мастер-классах, 60% принимают участие в чаепитиях. Стоимость мастер-класса — 350 ₽ за шарик, чаепитие — 150 ₽ с человека.
Дети на мастер-классе
За сезон магазин в музее и интернет-магазине продают 10 000−12 000 шариков. Самые дешевые фабричные игрушки стоят 100 ₽. Стоимость шариков с ручной росписью варьируется от 350 ₽ до 5000 ₽. Иногда посетители просят художников продать недорисованные игрушки прямо с производственных сеток, где работы сохнут. Большой популярностью пользуется серия «Мировые шедевры художественной культуры».
В первые две недели после официального открытия музея мы проводим благотворительные экскурсии и заодно плавно входим в рабочий процесс. В это время бесплатно принимаем многодетные семьи, матерей-одиночек и отцов-одиночек с детьми, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из хосписа «Дом с маяком».
В сезон музей принимает 25 000 посетителей, из них 2000 человек приходят бесплатно по благотворительной программе. В первые две недели работы визит в будни стоит 250 ₽, в выходные — 350 ₽. Со второй половины ноября, когда все начинают готовиться к Новому году, повышаем цены до 400 ₽ и 500 ₽ соответственно.
В первые две недели после официального открытия музея мы проводим благотворительные экскурсии и заодно плавно входим в рабочий процесс. В это время бесплатно принимаем многодетные семьи, матерей-одиночек и отцов-одиночек с детьми, детей-сирот, детей-инвалидов, детей из хосписа «Дом с маяком».
В сезон музей принимает 25 000 посетителей, из них 2000 человек приходят бесплатно по благотворительной программе. В первые две недели работы визит в будни стоит 250 ₽, в выходные — 350 ₽. Со второй половины ноября, когда все начинают готовиться к Новому году, повышаем цены до 400 ₽ и 500 ₽ соответственно.
Экспонаты музея
Помещение для музея
При выборе помещения для музея нам были важны четыре фактора: удобное расположение, минимальное количество перегородок, подвод воды, собственные туалеты для посетителей и сотрудников.
Первый сезон, 2013−2014 годы, мы провели на ВДНХ. Выбор был очевидным — популярная площадка с хорошей транспортной доступностью. Однако в конце 2013 года здесь началась реконструкция, в середине января 2014 года нам сначала отключили отопление, а потом и свет. В итоге пришлось съехать.
Тут бы расстроиться, но сложившаяся ситуация подала нам отличную мысль — вместо круглогодичной работы перейти на сезонную. С тех пор мы работаем по три месяца в году — с ноября по январь.
Когда искали помещение на следующий сезон, ездили смотреть площадку дизайн-завода «Флакон». Он расположен на территории бывшего Хрустального завода и позиционирует себя эпицентром культурной жизни столицы. Мне нравится сложившаяся там творческая атмосфера, в которую наш музей прекрасно бы вписался.
Но помещения не подошли. Подходящая нам площадь была только на самом верху. Пятый этаж без лифта — не лучшая локация для детского музея, в который нужно постоянно подвозить бьющиеся экспонаты. Кроме того, арендаторы не были заинтересованы во временных проектах.
Тогда я обратилась в КВЦ «Сокольники». Нам предложили удобное помещение площадью в 600 кв. метров на первом этаже. Сезонность музея не вызвала никаких вопросов — в «Сокольниках» часто проводят временные мероприятия.
Два года назад мы расширились, и теперь в нашем распоряжении 1000 кв. метров. За помещение ежемесячно платим 1 300 000 ₽. Основную площадь занимаем в течение 3−3,5 месяцев, склад и мастерскую арендуем круглый год.
Первый сезон, 2013−2014 годы, мы провели на ВДНХ. Выбор был очевидным — популярная площадка с хорошей транспортной доступностью. Однако в конце 2013 года здесь началась реконструкция, в середине января 2014 года нам сначала отключили отопление, а потом и свет. В итоге пришлось съехать.
Тут бы расстроиться, но сложившаяся ситуация подала нам отличную мысль — вместо круглогодичной работы перейти на сезонную. С тех пор мы работаем по три месяца в году — с ноября по январь.
Когда искали помещение на следующий сезон, ездили смотреть площадку дизайн-завода «Флакон». Он расположен на территории бывшего Хрустального завода и позиционирует себя эпицентром культурной жизни столицы. Мне нравится сложившаяся там творческая атмосфера, в которую наш музей прекрасно бы вписался.
Но помещения не подошли. Подходящая нам площадь была только на самом верху. Пятый этаж без лифта — не лучшая локация для детского музея, в который нужно постоянно подвозить бьющиеся экспонаты. Кроме того, арендаторы не были заинтересованы во временных проектах.
Тогда я обратилась в КВЦ «Сокольники». Нам предложили удобное помещение площадью в 600 кв. метров на первом этаже. Сезонность музея не вызвала никаких вопросов — в «Сокольниках» часто проводят временные мероприятия.
Два года назад мы расширились, и теперь в нашем распоряжении 1000 кв. метров. За помещение ежемесячно платим 1 300 000 ₽. Основную площадь занимаем в течение 3−3,5 месяцев, склад и мастерскую арендуем круглый год.
Наш павильон в Сокольниках
Оснащение площадки, оборудование и материалы
У нас много тематических декораций, каждый год их пополняем. Сколько денег уходит на оформление, сказать сложно. Мы никогда не считали эти расходы отдельно. Все декорации — продукт нашего креатива, поэтому, как правило, обходятся недорого. Единственная серьезная конструкция — настоящий мост. Заказали его в первый год за 400 000 ₽, и вот уже 5 лет ежегодно его собираем и разбираем.
Профессиональные художники в музее «Фабрика елочных игрушек» расписывают игрушки на заказ и для свободной продажи в магазине, который работает при музее. Стеклянные шары для росписи закупаем на своих фабриках — около 20 000 штук. Роспись выполняют акриловыми красками. На сезон хватает по 750 мл краски каждого цвета, только белую приходится постоянно докупать. Больше всего расходуем серебряные и золотые блестки — около 100 кг.
Чтобы открыть музей, необязательно создавать экспонаты самостоятельно. Мы часто привозим новые игрушки из путешествий, дополняем ими экспозицию и рассказываем посетителям о новогодних традициях в разных странах.
Главное, чтобы людям было интересно и весело. Тогда они захотят сохранить воспоминания: обязательно купят сувенир, сфотографируются на память и расскажут о вас своим друзьям.
Профессиональные художники в музее «Фабрика елочных игрушек» расписывают игрушки на заказ и для свободной продажи в магазине, который работает при музее. Стеклянные шары для росписи закупаем на своих фабриках — около 20 000 штук. Роспись выполняют акриловыми красками. На сезон хватает по 750 мл краски каждого цвета, только белую приходится постоянно докупать. Больше всего расходуем серебряные и золотые блестки — около 100 кг.
Чтобы открыть музей, необязательно создавать экспонаты самостоятельно. Мы часто привозим новые игрушки из путешествий, дополняем ими экспозицию и рассказываем посетителям о новогодних традициях в разных странах.
Главное, чтобы людям было интересно и весело. Тогда они захотят сохранить воспоминания: обязательно купят сувенир, сфотографируются на память и расскажут о вас своим друзьям.
Елочные шарики ручной работы
Наши сотрудники
В нашем музее в Москве работает около 50 человек. Почти всех специалистов мы нашли по объявлениям на Авито, несколько пришли к нам по рекомендации. Хоть бизнес и сезонный, многие устраиваются к нам на работу из года в год. Есть сотрудники, которые трудятся со дня открытия музея.
Художники — люди творческие. Они нуждаются в свободе самовыражения, поэтому им подходит режим работы, который мы предлагаем. Когда музей открыт для посетителей, художники работают по шесть дней в неделю с одним оплачиваемым выходным. После закрытия мастера продолжают расписывать шарики — на продажу в следующем сезоне. Одни работают у себя дома, другие приезжают в нашу мастерскую.
Экскурсоводы к нам приходят в ноябре. Летом они заняты с многочисленными туристическими группами, поток которых резко падает с наступлением холодов. У нас есть несколько экскурсоводов пенсионного возраста, которые лето проводят на даче, а зимой с удовольствием подрабатывают в музее. Тем более платим мы честно, щедро и исправно.
Художники — люди творческие. Они нуждаются в свободе самовыражения, поэтому им подходит режим работы, который мы предлагаем. Когда музей открыт для посетителей, художники работают по шесть дней в неделю с одним оплачиваемым выходным. После закрытия мастера продолжают расписывать шарики — на продажу в следующем сезоне. Одни работают у себя дома, другие приезжают в нашу мастерскую.
Экскурсоводы к нам приходят в ноябре. Летом они заняты с многочисленными туристическими группами, поток которых резко падает с наступлением холодов. У нас есть несколько экскурсоводов пенсионного возраста, которые лето проводят на даче, а зимой с удовольствием подрабатывают в музее. Тем более платим мы честно, щедро и исправно.
Художник музея за работой
Продвижение музея
На рекламу не потратили ни копейки. Заказывали только навигационные баннеры и таблички, чтобы посетители смогли быстро найти музей.
Мы сами ведем группы в Facebook, ВКонтакте и Instagram, но больше всего клиентов нам приводят СМИ. В преддверии Нового года журналистам нужен позитивный информационный повод, поэтому они сами звонят и предлагают провести съемку или написать статью.
Как-то раз в музей приезжал композитор Геннадий Гладков. С ним сняли сюжет и показали в утренних новостях. Были у нас и «Первый канал», и «Москва 24», и детский канал «Карусель». О музее писали в бесплатной газете «Метро». Каждый сюжет и публикация вызывали много звонков и посещений.
За шесть лет работы музея о нем узнали очень многие. Учителя школ, откуда дети уже приезжали к нам на экскурсии, рекомендуют «Фабрику елочных игрушек» своим коллегам. Поэтому у нас не бывает пустых залов.
В музее часто бывают российские звезды с детьми, потом они публикуют фотографии в своих Instagram-аккаунтах. Точно так же поступают и другие родители. Тем более, каждый год мы создаем несколько оригинальных фотозон и разрешаем фотографироваться бесплатно. Реальные отзывы от знакомых людей в соцсетях — лучшая реклама.
Мы сами ведем группы в Facebook, ВКонтакте и Instagram, но больше всего клиентов нам приводят СМИ. В преддверии Нового года журналистам нужен позитивный информационный повод, поэтому они сами звонят и предлагают провести съемку или написать статью.
Как-то раз в музей приезжал композитор Геннадий Гладков. С ним сняли сюжет и показали в утренних новостях. Были у нас и «Первый канал», и «Москва 24», и детский канал «Карусель». О музее писали в бесплатной газете «Метро». Каждый сюжет и публикация вызывали много звонков и посещений.
За шесть лет работы музея о нем узнали очень многие. Учителя школ, откуда дети уже приезжали к нам на экскурсии, рекомендуют «Фабрику елочных игрушек» своим коллегам. Поэтому у нас не бывает пустых залов.
В музее часто бывают российские звезды с детьми, потом они публикуют фотографии в своих Instagram-аккаунтах. Точно так же поступают и другие родители. Тем более, каждый год мы создаем несколько оригинальных фотозон и разрешаем фотографироваться бесплатно. Реальные отзывы от знакомых людей в соцсетях — лучшая реклама.
Актриса Анна Старшенбаум с сыном Иваном на «Фабрике елочных игрушек», Источник
Сколько стоит содержать музей в Москве
Аренда помещения | 3 900 000 ₽ за сезон |
Заработная плата сотрудников | 11 400 000 ₽ за сезон |
Закупка шариков для последующей росписи на мастер-классах | 1 400 000 ₽ за сезон |
Упаковка | 300 000 ₽ за сезон |
Краски, блестки | 300 000 ₽ за сезон |
Чай, сушки, баранки и пряники для чаепития | 800 000 ₽ за сезон |
Количество посетителей | 25 000 человек за сезон |
Рентабельность продаж в магазине | 30% |
Выручка | 20 000 000 за сезон |
Поделиться
0 комментариев