Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
бизнес-кейс

Как заработать на франшизе интеллектуальной игры

История профессиональных ведущих, запустивших квизы в трех городах
24 июня 2019
Гульназ Хабибуллина
играет в квизы
Рустам Калимуллин и Ариф Фараджов – профессиональные ведущие. Они купили франшизу «Игры головой» и организовали ее в Нижнекамске, а затем в Казани и Елабуге. Мы поговорили с Рустамом Калимуллиным и узнали, как раскрутить квиз и поддерживать его популярность.
Ариф Фараджов и Рустам Калимуллин – организаторы и ведущие «Игры головой»
Начинали как наемные ведущие

Я долго работал на телевидении корреспондентом и в развлекательных программах. Потом понял, что журналистика не мое, хочется делать что-то свое в развлекательной сфере, дарить людям новое, интересное и позитивное.

Квизы мы с Арифом вели сначала в качестве наемных ведущих. Ариф вел игру «60 секунд», а я «Квиз! Плиз!». Потом встретились и подумали, что у нас есть много знакомств и опыт организации мероприятий, почему бы не организовать свой квиз? В итоге решили приобрести франшизу «Игры головой». Сначала организовали игру в Нижнекамске, обкатали процесс, узнали плюсы и минусы, потом начали проводить игры в Елабуге, а следующей точкой стала Казань. В Казани нам предлагали другую раскрученную франшизу, но мы подумали, зачем что-то новое, если есть уже опробованное в деле.


Условия франшизы

Мы изначально не планировали останавливаться на одном городе, поэтому по паушальному взносу у нас были индивидуальные условия.

Стандартная цена для такого города, как Нижнекамск – 20 000 рублей плюс роялти 150 рублей с одной играющей команды, но не меньше 5 000 рублей в месяц.
Информация с сайта франшизы
Франшиза включает готовые пакеты вопросов, консультации по проведению игр, предложение для корпоративов в формате интеллектуальной игры и доступ к гугл-диску с макетами брендированных печатных материалов.

Каждую неделю мы получаем от франчайзера пакет вопросов и можем пользоваться старыми пакетами, которые отыграли до того, как игра появилась в Нижнекамске. Причем мы можем попросить заменить какие-то вопросы, если считаем, что для нашего города они не подходят.

Пакеты приходят «пустые», то есть без музыкальной обработки, ведь игры проходят в разных регионах страны, везде своя специфика и вкусы аудитории. Музыкальной обработкой игрового пакета и прочими техническими вопросами занимается наш помощник Никита.
Никита отвечает за техническую часть
Доходы и расходы на проведение игр

Стоимость игры – 300 рублей с человека. Это рекомендуемая цена, но не обязательная. В Елабуге мы пока установили цену в 250 рублей, так как город небольшой.

Есть корпоративный вариант игры – ее организовываем на заказ для коллективов предприятий. Примерная стоимость одной корпоративной игры независимо от количества участников, 30 000 рублей.

На аренду помещения тратиться не нужно. Во время игры можно заказывать еду и напитки, кафе имеет свою прибыль от полного зала посетителей.

Остальные расходы нерегулярные, но в пересчете на одну игру они «съедают» от 20 до 30% выручки.

Расходы на проведение игр:

  1. Распечатки бланков для ответов. Для каждой команды нужно 7 бланков на игру, по одному на каждый тур. Мы заказываем цветные бланки оптом в типографии.

  2. Призы для победителей игр и розыгрышей. Здесь всегда по-разному. Иногда покупаем за свой счет, иногда призы предоставляют партнеры в обмен на рекламу. Это может быть сертификат на фотосессию, какое-нибудь развлечение или в магазин, купон на пиццу или кальян. За свой счет заказываем брендированные кружки и блокноты. Иногда расплачиваемся за призы бартером – проводим мероприятия для спонсоров.

  3. Таблички с названиями команд. Они многоразовые, название на табличке пишем мелом. Но иногда их нужно обновлять.

  4. Баннеры. В зале установлен большой брендированный баннер, на его фоне фотографируются победители и все желающие.

  5. Фотограф. На каждой игре присутствует фотограф, который снимает команды во время игры. Фотографии выкладываем в соцсетях.

  6. Реклама. Чем менее раскручена игра, тем больше приходится вкладывать в рекламу. У нас есть человек, который помогает с SMM и таргетом.

Количество команд и участников всегда разное, поэтому и экономика каждой игры выглядит по-разному. В среднем играет 15-20 команд, 50-70 человек.
Примерная экономика одной игры на 70 человек
Статья доходов или расходов
Сумма в рублях
Выручка
21 000 (300 за человека)
Роялти с 15 команд
2 250
Расходы (в среднем 20-30 % от выручки)
2 200 – 3 300
Прибыль
16 550 – 15 450
Продвижение игры: SMM, сарафанное радио и харизма ведущих

В Нижнекамске собрать участников на игру было нетрудно. Кинули клич среди друзей и знакомых, объявили в соцсетях, и народ потянулся. Очень быстро заработало сарафанное радио, сейчас зал всегда забит. Помогло, что мы уже вели другие квизы и приобрели популярность. Когда люди узнали, что мы запускаем свой проект, пришли играть к нам. В таких играх многое строится на харизме ведущих.

В Казани было все не так просто, там очень большая конкуренция. Только в том районе города, где мы проводим игру, проходит еще 3-4 квиза, втиснуться между ними было сложнее.

Все игры примерно одинаковые: везде по семь туров, есть музыкальные вопросы, конкурсы и призы. Но во многих играх ведущий просто сидит за ноутбуком и зачитывает вопросы. Чтобы отхватить свой кусок пирога, нужно не только вложиться в рекламу, но и иметь свои фишки. Мы выделяемся тем, что делаем упор на развлекательную составляющую, чтобы люди не просто отвечали на вопросы, но и отдыхали душой, не расстраивались, если не получается.
Для поддержания интереса ребята регулярно проводят тематические и костюмированные игры. На фото пижамная вечеринка.
Кроме этого, раскрутиться в Казани и Елабуге нам помогли друзья и знакомые. Некоторые команды на первых порах даже ездили с нами на игры из Нижнекамска, чтобы поддержать.

Чтобы остаться на плаву, стараемся быть на слуху, поддерживаем активность в соцсетях, время от времени запускаем таргет. Я много лет работал на телевидении и радио, и знаю, что рекламные каналы надо выбирать в зависимости от вида бизнеса.

В нашем случае реклама на телевидении не сработает, на радио тем более – люди просто не поймут на слух, о чем идет речь. Наш вариант соцсети, в частности, Instagram. Раньше занимался этим сам, все сводилось к тому, что я выкладывал фото и короткие тексты. Сейчас мы нашли грамотного специалиста, которая знает, как составить текст, отформатировать его, запустить рекламу. Эффект сразу почувствовали, стали появляться новые команды.
Для привлечения игроков нужно поддерживать активность в соцсетях
Как проходит «Игра головой»

Игра состоит из 7 туров, каждый по 10 вопросов, длится примерно три часа. Ведущие задают вопросы, одновременно они текстом или картинкой отображаются на экранах. Есть туры с музыкальными и видео-вопросами. У команд есть от 20 секунд до минуты на раздумья. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. В последнем туре можно делать ставки. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Каждый квартал определяют победителя сезона.


Атмосфера и разнообразие – залог успеха

Импровизации, шутки, умение поддержать атмосферу, грамотная речь, постоянный контакт с игроками – все это имеет значение. Если просто зачитывать вопросы и собирать ответы, людям быстро наскучит. Из-за этой ошибки квизы и закрываются. Большинство людей приходит в первую очередь развлечься, отдохнуть после работы и пообщаться с друзьями, параллельно с этим посоревноваться в знаниях. Есть и такие, кто приходит только за тем, чтобы играть и побеждать, но их очень мало.

В ходе игры проводим разные мини-конкурсы с призами, постоянно придумываем что-то новое. Например, во время игры нужно сделать фото и выложить в Instagram. За самое смешное или оригинальное фото в конце игры дарим приз. Или нужно угадать, сколько весит какой-то продукт. Побеждает команда, которая больше приблизится к правильному ответу.

Будучи на отдыхе в Индии, я спонтанно снял видео, где спрашиваю торговца, сколько стоит жареная рыба, и отправил его Арифу. Уже через два часа игроки угадывали стоимость рыбы. Недавно ввели номинацию «Ой, все!». Команда, которая заняла предпоследнее место, может на следующей игре вместо ответа на один вопрос написать «Ой, все!» и получить балл, как за правильный ответ.
Вечеринка в головных уборах
Сейчас развиваем детское направление. Этот формат еще только тестируют в Москве, мы подхватили идею и решили попробовать у себя. Уже отыграли пакет в Казани и Елабуге, правда, немного переделали формат под семейную игру с детьми и родителями. Людям понравилось, ведь все остальное уже пройдено. На батутах попрыгали, другие развлечения попробовали, а такого, чтобы и с семьей время провести, и посоревноваться в знаниях – еще не было.

Вот так постоянно придумываем что-то новое и поддерживаем интерес к игре.
Инструкция
Как запустить квиз и заработать
1
Рассчитайте затраты на запуск игры
До старта вам нужно потратиться на франшизу, рекламную кампанию, призы, распечатку бланков и баннеры.
2
Найдите помещение (кафе или бар) и договоритесь с владельцами о сотрудничестве
Во время игры команды заказывают еду и напитки, поэтому вам не придется тратиться на аренду – кафе будет иметь свою прибыль от полного зала посетителей.
3
Привлеките профессиональных ведущих, если у вас нет опыта ведения мероприятий
Это еще одна статья затрат, но развлекательная и непринужденная атмосфера – это основной фактор успеха игры.
4
Найдите партнеров и спонсоров
Это позволит сэкономить на призах. Вы будете рекламировать товары и услуги спонсоров в обмен на призы.
5
Для продвижения используйте соцсети
Привлекайте новых подписчиков и поддерживайте активность. Проводите конкурсы, выкладывайте фотографии с игр, настройте таргетированную рекламу.
6
Поддерживайте интерес к игре
Проводите тематические игры, костюмированные вечеринки, мини-конкурсы с призами. Постоянно придумывайте что-то новое, чтобы людям не приедалось.