Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
самозанятым

Как стать самозанятым в 2019 году

5 простых шагов легализации
15 апреля 2019
Анфиса Егорова
оформила самозанятость
Шаг 1: выбрать способ регистрации

Чтобы начать работать как самозанятый, нужно подать заявление в налоговую о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Сделать это можно тремя способами.

Бесплатное мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и удобный способ. Никуда ходить не нужно, все можно сделать с мобильного телефона. Для этого нужно скачать приложение из Play Market для Android или в App Store для iOS.
Так выглядит старт регистрации через приложение
Кабинет налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС России. Если вы хотите зарегистрироваться с компьютера, то вам подойдет веб-кабинет «Мой налог» на сайте налоговой.

Уполномоченные банки. Есть ряд банков, в которых можно зарегистрироваться как самозанятый. Для постановки на учет в качестве плательщика НПД можно обратиться с паспортом в ближайшее отделение. У некоторых банков также есть возможность регистрации с помощью мобильного приложения банка.
Шаг 2: отправить заявление в налоговую онлайн

Чтобы зарегистрироваться в налоговой через интернет и получить статус самозанятого, нужно подтверждение вашей личности — верификация.

Верифицироваться в мобильном приложении можно двумя способами:

  1. По паспорту РФ. Нажмите «Регистрация по паспорту РФ». Укажите номер телефона и введите код проверки из СМС, придумайте пароль для входа в приложение. На следующем шаге выберите регион ведения деятельности. С помощью камеры мобильного телефона отсканируйте паспорт на странице с фотографией, а затем сфотографируйте свое лицо. Если ваши данные хорошо распознаны и фотография признана совпадающей с паспортом, заявление будет готово. Подтвердите отправку документов. Все готово!

  2. Через личный кабинет налогоплательщика — тот, где вы подаете декларации о доходах и смотрите имущественные налоги. Для этого вам понадобится ИНН и пароль, который вы получали в налоговой. Если пароля от личного кабинета у вас нет, можно обратиться в ближайшую налоговую инспекцию и получить его. После входа в кабинет отправьте заявление в налоговую.

Верифицироваться в личном кабинете самозанятого с компьютера можно с помощью пароля от личного кабинета налогоплательщика и ИНН, после чего надо отправить заявление в налоговую инспекцию — как в мобильном приложении.
Шаг 3: дождаться уведомления от налоговой

Налоговая рассматривает заявление, при отсутствии нарушений регистрирует вас. Подтверждение о постановке на учет или отказе, если на то будут основания, в течение дня придет по СМС и в виде уведомления в приложении и личном кабинете.

Если вы ИП на УСН, патенте, ЕСХН или ЕНВД, после регистрации в качестве самозанятого в течение месяца сообщите в налоговую об отказе от других спецрежимов. Не успеете в срок, ваше заявление аннулируют, так как совмещать разные спецрежимы нельзя, даже по разным видам деятельности.
Шаг 4: начать работу и оформлять чеки

Теперь можете начинать работать. Как только получите оплату наличными деньгами или на счет, выписывайте покупателю чек. Чек выписывают по факту получения денег, а не по дате заключения договора и оказания услуги.

Для оформления чека нажмите на кнопку «Новая продажа». Укажите, кому вы оказали услуги или продали товар — физическому или юридическому лицу. От этого будет зависеть размер налога: 4% или 6 %. Затем введите стоимость и название услуги, дату продажи, ИНН покупателя, если это юрлицо или ИП. Для завершения формирования документа нажмите «Выдать чек».

Удобно, что налоги самим считать не придется. Вы создаете чек, а система начисляет налог на ту сумму, которую вы указали. Это происходит автоматически, сдавать отчеты не нужно. Заплатить налог за месяц надо до 25 числа следующего месяца. Это можно сделать по банковской карте или квитанции. Если не заплатить налог во время, будет начисляться пеня за каждый календарный день просрочки.
Шаг 5: отправлять чеки клиенту

После оформления чека нужно обязательно отправить его клиенту одним из способов:

  • на мобильный телефон или электронную почту;
  • распечатать и передать лично;
  • дать считать QR-код чека с вашего мобильного телефона.

Также в приложении можно сформировать справку о доходах для банка или других инстанций. Если вы решите отказаться от применения нового спецрежима, это тоже можно сделать через приложение или личный кабинет.
Чек легко отправить покупателю прямо из приложения
Инструкция
Как оформить самозанятость
1
Определиться, каким способом вы хотите оформить новый статус.
2
Отправить заявление через личный кабинет или приложение от налоговой.
3
Дождаться уведомления от налоговой инспекции.
4
Начать работу, оформляя чеки через приложение или личный кабинет.
5
Не забывать отправлять чеки клиентам.