Научим финансовой грамотности
4 бесплатных урока
Научим финансовой грамотности
Пройти уроки

Как стать бизнесменом в 15 лет

Как стать бизнесменом в 15 лет

Альберт Вильданов — юный предприниматель. В 9 классе он уже официально зарегистрировал бизнес, занимается созданием и продажей обучающих настольных игр.

Мы узнали об Альберте, когда он вместе с мамой пришел в Ак Барс Банк, чтобы открыть расчетный счет. Молодой человек рассказал, как в таком юном возрасте ему удалось открыть свой бизнес.
Альберт Вильданов — юный предприниматель
Как получилось, что ты решил стать предпринимателем в таком юном возрасте?

С 7 класса я участвую в школьной бизнес-компании «Вожатый 2.0», которую в 2013 году запустили в нашем лицее имени Лобачевского в Казани. Там преподают базовые знания по экономике и предпринимательству, рассказывают про бизнес, проводят мастер-классы. Выпускники компании, у которых уже есть свое дело, дают обратную связь, рассказывают об успехах и неудачах.

На этой базе в 2019 году я принял участие в WORLDSKILLS RUSSIA — чемпионате мира по профессиональному мастерству. Там в секции «Предпринимательство» нужно было презентовать бизнес-идею. Я решил, что раз идея есть, почему бы не открыть настоящий бизнес. В чемпионате, кстати, стал финалистом.

Я себя не позиционирую как предпринимателя. Считаю, что я в первую очередь школьник, просто обычный человек, который поставил себе цель, и все бизнесмены — такие же обычные люди.
Альберт — первый бизнесмен-клиент Ак Барс Банка, открывший расчетный счет в столь юном возрасте. Для открытия счета обязательно нужны нотариально заверенные согласия от родителей. Еще необходимы свидетельство о регистрации ИП, паспорт, документ, подтверждающий место нахождения ИП. В этом случае потребовался договор аренды, так как Альберт прописан в другом регионе.
Лилиана Газизова
руководитель по обслуживанию значимых корпоративных клиентов
Презентационный ролик проекта для WORLDSKILLS RUSSIA
С какими трудностями ты столкнулся при оформлении ИП?

Единственная серьезная трудность была в том, что для оформления ИП несовершеннолетнему нужно письменное разрешение от обоих родителей. Но мои родители в разводе, отец живет в другой республике и часто уезжает на заработки на Север. В итоге все хорошо сложилось, хотя пришлось съездить из Татарстана в Башкирию, чтобы получить разрешение отца.

Были и стандартные для бизнеса трудности — с финансированием, с поиском целевой аудитории. Но мы проблемы быстро решили — помог опыт из компании «Вожатый 2.0», родители тоже много помогали и поддерживали.
Я обычный человек, просто поставил себе цель
Почему ты выбрал именно такое направление — образовательные настольные игры?

Я учусь в школе, и вижу, что ни мне, ни одноклассникам не очень интересно учить историю по учебникам. При этом считаю историю крутым предметом, но сухая школьная подача мешает многим ребятам полюбить ее. Поэтому решил создавать обучающие игры — сейчас по теме истории, а потом, может быть, и по другим школьным предметам.

То, что я сам еще школьник, помогает мне делать игры интересными и актуальными для людей моего возраста.
Какие игры у тебя сейчас есть в продаже?

Сейчас у нас готовы и продаются две игры: исторические шахматы «РУСЬ междоусобная» и экономическая игра-сувенир «Волжская булгария». Первая посвящена междоусобной войне на Руси в XII веке, вторая — истории народов Поволжья в IX–XIII веке. Еще в ближайшее время планируем выпускать игру-приключение «Малахитовая шкатулка» по сказкам Бажова.

Игры рассчитаны на детей 11–12 лет — как раз в 5 классе они начинают изучать историю. Но уровень сложности можно изменять, чтобы играть было интересно и пятиклассникам, и десятиклассникам, и взрослым.

Поскольку игры обучающие, играть нужно вместе с ведущим. Но он необязательно должен быть преподавателем по истории — в комплекте идет методический материал, с ним любой родитель может примерить на себя роль учителя-ведущего.
Ты делаешь бизнес один или кто-то тебе помогает?

Сейчас мы участвует в проекте с партнером из моей школы — Полиной. Мы вместе придумываем идеи игр, набрасываем черновой вариант дизайна и отдаем его на отрисовку дизайнеру — он перерабатывает наброски в готовый макет для печати. Кроме этого, помогают родители — они сами раньше были предпринимателями, так что многое могут подсказать. Ну и финансово помогают, конечно.

Еще серьезную поддержку оказывает лицей и компания «Вожатый 2.0» — там мне всегда могут дать совет, помочь разобраться с проблемами и выйти на нужных людей для развития бизнеса.


Как твой бизнес развивается сейчас? Приносит ли прибыль?

Бизнес развивается хорошо — пока у нас всего две игры, но они уже неплохо продаются. Для этого мы регулярно проводим презентации перед учителями и завучами других школ, планируем выйти на отели и гостиницы. Кроме этого, ведем продажи в интернете, через аккаунт в Инстаграме.

Недавно встречались с руководителем центра поддержки экспорта Head of Republic of Tatarstan Export Support Center Маратом Хайретдиновым — договорились о продаже нашей продукции за границу.

С продажи игр уже есть прибыль — в минус мы не уходим. Но пока ничего в карман не кладем. Все отправляем на дальнейшее производство, чтобы его наращивать и выйти в точку безубыточности.
Встреча с руководителем центра поддержки экспорта Татарстана
Как выглядит процесс создания игры?

Сначала у нас рождается идея, какую именно часть истории можно осветить. Потом разбираем и анализируем, будет ли продукт продаваться, есть ли у него четкая аудитория. Обязательно учитываем, будет ли это выгодно — у игры должна быть не слишком высокая себестоимость, так как дорогой продукт школы покупать не будут, да и другие вряд ли заинтересуются.

Потом разрабатываем дизайн, баланс, придумываем правила. К созданию обязательно привлекаем исторического консультанта и учителей истории — они помогают не сделать ошибок и правильно составить методическое пособие для игры.

Когда все готово, игру отдаем на печать в типографию. Сейчас ищем более выгодные условия. Собираемся выйти на типографию в Башкирии, чтобы все печатать там.


Как удается совмещать предпринимательство с учебой?

У меня ситуация даже сложнее — я совмещаю учебу, предпринимательство и серьезные занятия футболом. Иногда в лицее мне разрешают позже сдавать контрольные — так они поддерживают мой бизнес.

Я считаю, что мне в жизни пригодится и футбол, и бизнес, и учеба, поэтому стараюсь всем заниматься параллельно. Меня никто не заставляет, мне все это нравится, поэтому я не чувствую себя несчастным от того, что приходится делать столько всего — мне это в удовольствие.
Какие у тебя планы на будущее — будешь ли развивать бизнес дальше, чем займешься после школы?

Я планирую активно развивать и масштабировать свое дело. Надеюсь, что к выпуску из школы у меня будет уже работающий бизнес. В планах выпускать больше игр, распространять их шире, возможно, поставлять за границу. Может быть, займусь другими близкими проектами, связанными с настольными играми и образованием.

Про учебу после школы точно не решил. Сейчас я в 9 классе, сдаю государственные экзамены, голова забита учебой, бизнесом и чемпионатом WORLDSKILLS RUSSIA, нет времени думать на перспективу. Пока хочу поступать в МГИМО на факультет международных правоотношений. Для этого я сейчас участвую в разных олимпиадах, например, по обществознанию.


Stand by

Есть ли известные бизнесмены, которые тебя вдохновляют?

Если честно, то нет. Меня вдохновляют обычные люди, которые идут к своим целям, проходят через множество преград и добиваются успеха. Я считаю, что бизнесмены такие же люди, просто их цель — получать деньги на продажах.

Как считаешь, повлияют ли твои идеи на систему образования?

По крайней мере я бы этого хотел. Иногда надоедают нудные учебники, а познавательные игры могут сделать урок увлекательнее. Я скоро окончу школу и вряд ли застану такие изменения, но если мое дело как-то поможет сделать учебу интереснее, буду очень рад.

Что посоветуешь начинающим предпринимателям, особенно юным?

Я не отделяю предпринимателей от обычных людей. Поэтому всем людям дал бы совет — просто поставить четкую цель и двигаться к ней. Если для этого нужно заняться предпринимательством, занимайтесь, но помните, что главное — не инструменты и способы, а сама цель.
0 комментариев

Читайте также