Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
развиваем Бизнес

Как вывести магазин в онлайн

И сделать все по закону
18 октября 2019
Елена Шпрингер
узнала, как вывести магазин в онлайн
Когда продажи в магазине налажены, хочется расширяться: находить новых клиентов, продавать больше и увеличивать прибыль.

Открывать новые точки не всегда выгодно и удобно, а вот запуск интернет-магазина может быть хорошей идеей. Вы сможете привлечь клиентов со всей России и увеличить продажи без затрат на аренду и зарплату новым продавцам.

Расскажу, как при налаженной офлайн-торговле открыть интернет-магазин: запустить сайт, настроить платежи и привлечь первых клиентов.

Шаг 1. Добавить коды ОКВЭД

Если раньше у вас не было интернет-магазина, до начала торговли через интернет нужно добавить в налоговой дополнительные коды ОКВЭД.

  • 63.12 Деятельность web-порталов.

  • 47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет.

  • 53.2 Деятельность почтовой связи прочая и курьерская деятельность.

Последний код нужен, если вы будете доставлять товары сами, без участия курьерских организаций.

Чтобы добавить новые коды, нужно заполнить заявление и принести его в налоговую по месту вашей регистрации. Без дополнительных кодов торговать через интернет незаконно — за это грозит штраф в 5 000 ₽. Так что лучше позаботиться о новых ОКВЭД еще до открытия интернет-магазина.

Шаг 2. Создать сайт интернет-магазина

Чтобы наладить продажи через интернет, вам понадобится сайт. Простой текстовый блог не подойдет — на сайте должен быть каталог товаров, корзина, личный кабинет покупателя и возможность оплачивать покупки картой.

Собрать на конструкторе. Чтобы сделать сайт самому, необязательно быть программистом. Сегодня существует множество конструкторов, которые позволяют собрать интернет-магазин из готовых блоков. Вам нужно только выбрать дизайн и продумать структуру каталога товаров.

Самые популярные конструкторы: WIX, StoreLand, InSales, Tilda. Работать с ними просто, но вариантов дизайна обычно немного. Сайты получаются шаблонными и похожими друг на друга, а из функций обычно доступны только каталог товаров и корзина. Для небольшого интернет-магазина хватит, для крупного — неудобно и непрестижно.
Пример минималистичного интернет-магазина на Tilda
Еще интернет-магазин можно сделать на CMS Wordpress. Он чуть сложнее конструктора, придется разобраться и поизучать видеоуроки, зато в итоге сайт получится более индивидуальным. С помощью модулей туда можно добавить аналитику, всплывающие виджеты, чат с менеджером.

Создание и поддержка сайта на конструкторе стоит от 250 ₽ в месяц. У Wordpress есть бесплатный тариф, платные с большим количеством функций начинаются от 300 ₽ в месяц.
Интернет-магазин на Wordpress
Заказать сайт. Если позволяет бюджет, можно не тратить время и не разбираться в работе конструкторов, а заказать индивидуальный сайт у профессионала. Это стоит дороже — нужно будет заплатить специалисту, а потом все равно платить каждый месяц 200₽-300 ₽ за доступ к сайту.

Заказать интернет-магазин можно в веб-студии или у фрилансера. У веб-студий цены обычно выше, но они делают более сложные сайты. Фрилансеры дешевле — цены на их услуги начинаются от 5 000 ₽ за небольшой интернет-магазин. Искать фрилансеров можно на биржах исполнителей: FL.ru, YouDo, Kwork.

Перед заказом разработки интернет-магазина важно четко сформулировать, что именно вы хотите: как представляете себе работу магазина, каким видите желаемый дизайн, сколько товаров планируете размещать.
У меня был опыт создания сайтов на конструкторах, но я решил все-таки обратиться к профессионалу. Бюджет был ограничен, так что искал фрилансера через сервис YouDo. При выборе обращал внимание на три вещи: отсутствие негативных отзывов, нешаблонный отклик на мою задачу и адекватные цены.

В итоге удалось выбрать опытного специалиста, который знал не только как сделать сайт, но и как соблюсти все требования законодательства и платежных систем.
Андрей Ардатов
владелец интернет-магазина бытовой химии на розлив «Полоскун»

Шаг 3. Наполнить сайт информацией

Когда интернет-магазин готов, на нем нужно разместить информацию.

  • Контактные данные: телефон, электронную почту, страницы в соцсетях, физический адрес.

  • Страницы с условиями оплаты, доставки и возврата товара — это иногда требуют платежные системы. Но даже если требований нет, для пользователей такая информация будет полезна.

  • Данные вашего ИП или юрлица. Они нужны по закону и повышают доверие к интернет-магазину. Доказывают, что вы не мошенник с поддельным сайтом.

  • Сами товары. Важно сделать качественные фото и подробные описания. В интернет-магазине нет продавца-консультанта, и только правильно заполненные карточки помогут покупателю выбрать товар.

  • Актуальную информацию об акциях, скидках, специальных предложениях.
Когда я запустил интернет-магазин, то сразу же получил замечания от пользователей — описания товаров были для них недостаточно информативными. Пришлось экстренно исправлять.

Оказалось, важно глубоко проработать контент — сделать информативные фото, подробные описания, опубликовать сертификаты на продукцию. То, что казалось мне очевидным, людям нужно было рассказать еще раз.
Андрей Ардатов
владелец интернет-магазина бытовой химии на розлив «Полоскун»
На сайте интернет-магазина вы наверняка захотите сделать личный кабинет, чтобы пользователи могли смотреть историю заказов, а вы — рассылать им выгодные предложения на почту. Для этого вам нужны будут данные пользователя, например, ФИО, адрес, email и номер телефона.

Если вы собираете такую информацию, то становитесь оператором персональных данных и обязаны зарегистрироваться в Роскомнадзоре. Сделать это можно онлайн на сайте ведомства. Еще на сайте нужно разместить политику конфиденциальности — ее можно написать по шаблону. Некоторые конструкторы интернет-магазинов предлагают свои шаблоны.

Еще в формах, которые заполняет покупатель нужно будет добавить галочку — согласие на обработку персональных данных. В конструкторах это обычно можно сделать автоматически. Если вы заказываете сайт у профессионала, вам помогут оформить все по закону.

Шаг 4. Настроить оплату заказов

Чтобы покупатели могли оплачивать товары через интернет, нужно настроить в магазине интернет-эквайринг и подключить к нему онлайн-кассу.

Интернет-эквайринг. Это инструмент, который позволяет пользователю оплачивать товары на вашем сайте со своей банковской карты или электронного кошелька. Обычно интернет-эквайринг можно настроить через банк, в котором у вас открыт расчетный счет. Например, у Ак Барс банка есть свой эквайринг, который можно подключить к интернет-магазину.

Онлайн-касса. Если вы ИП, продаете товары собственного производства и работаете без сотрудников, то до 2021 года вы можете работать без онлайн-кассы, в том числе продавать товары через интернет-магазин. Если же у вас есть работники и вы перепродаете товары от поставщиков, вы должны торговать через онлайн-кассу и подключить ее к интернет-магазину.

С этим есть проблема — многие кассы не умеют одновременно работать и офлайн, и онлайн. Если ваша касса такая, то придется купить еще одну: первую использовать в офлайн-магазине, а вторую подключить к интернет-магазину. Уточнить возможности своей кассы можно у продавца.

Чтобы не покупать новую онлайн-кассу, можно подключить модуль Robokassa — что-то вроде удаленной онлайн-кассы, через которую будут проходить платежи и отправляться чеки. Ставка эквайринга в таком случае выше, но зато не нужно покупать новую дорогую кассу.
У меня в офлайн-магазине стояла касса Эвотор 7.2. Я хотел подключить интернет-магазин к этой же кассе, но возникла проблема. Мой сайт был сделан на Tilda — у них работала интеграция с моим банком, но не было интеграции с Эвотором.

Задачу можно было решить с помощью дополнительных приложений для онлайн-кассы Эвотор, но получалась очень сложная конструкция из нескольких посредников. Каждый хотел абонентскую плату и не гарантировал работоспособность всей связки решений. В итоге я решил подключить модуль Robokassa.
Андрей Ардатов
владелец интернет-магазина бытовой химии на розлив «Полоскун»

Шаг 4. Запустить рекламу

Когда сайт готов, на нем есть вся информация и вы можете принимать платежи — самое время привлекать в ваш интернет-магазин первых покупателей. Сделать это можно с помощью интернет-рекламы:

  • Таргетированной рекламы в соцсетях, нацеленной на определенную аудиторию.

  • Контекстной рекламы, которая показывается людям в поисковых системах по определенному запросу.

  • Баннеров и рекламных записей на тематических сайтах и группах в соцсетях.

Рекламу тоже можно настраивать самостоятельно, но чтобы не тратить рекламный бюджет впустую, лучше нанять специалиста — его можно найти на тех же биржах фрилансеров.
Кроме таргетированной рекламы я использовал для продвижения платное и бартерное размещение в различных группах. У меня необычная продукция — гипоалергенная экологичная бытовая химия на розлив, так что информацию обо мне охотно размещали в экогруппах, даже бесплатно. В целом даже платная реклама такого рода дала хорошие результаты.
Андрей Ардатов
владелец интернет-магазина бытовой химии на розлив «Полоскун»
Самое главное в рекламе — это оценивать возврат инвестиций. Для этого нужно четко знать, сколько денег вы потратили на рекламу, сколько людей она вам привела и сколько денег эти люди потратили на вашем сайте. На основе этих данных можно оценивать эффективность и понимать, не тратите ли вы деньги впустую.

Например, вы запустили рекламу по трем каналам: таргет в соцсетях на 10 000 ₽, контекстную рекламу на 20 000 ₽ и рекламные записи в соцсетях на 5 000 ₽. Спустя месяц с соцсетей пришло целых 30 клиентов, но они вместе оставили в магазине всего 6 000 ₽. Из контекстной рекламы пришло 25 клиентов, вместе они оставили в магазине 25 000 ₽. С рекламных записей пришло всего три клиента, но они закупились на 10 000 ₽.

Получается, что из соцсетей пришло больше всех людей, но инвестиции в эту рекламу не окупились — вы потратили 10 000 ₽, а получили всего 6 000 ₽. Зато инвестиции в рекламные записи оказались самыми выгодными — они окупились в два раза, так что имеет смысл больше вкладывать именно в этот рекламный канал.
Инструкция
Как запустить интернет-магазин
1
Добавьте новые коды ОКВЭД
Напишите заявление с кодами, разрешающими электронную торговлю, и отнесите в налоговую
2
Сделайте сайт интернет-магазина
Соберите его сами на конструкторе или закажите у профессионалов: веб-студии или фрилансера
3
Наполните сайт информацией
Укажите контакты, подробно опишите товары, добавьте важную юридическую информацию: реквизиты, условия оплаты и доставки, политику конфиденциальности
4
Настройте оплату заказов
Подключите к сайту интернет-эквайринг от банка и настройте интеграцию онлайн-кассы с вашим интернет-магазином
5
Запустите рекламу
Рекламируйте интернет-магазин в соцсетях или поисковой системе, следите за эффективностью разных рекламных каналов
Читайте другие материалы об открытии и развитии бизнеса