Научим финансовой грамотности
4 бесплатных урока
Научим финансовой грамотности
Пройти уроки

Как открыть часовую мастерскую

Как открыть часовую мастерскую

Как открыть часовую мастерскую

Опыт предпринимателя из Воронежа
13 ноября 2019
Артур Кубов
поговорил с предпринимателем
Михаилу из Воронежа всегда нравилось ремонтировать часы. Без опыта и денег он решил развиваться в этом направлении. Чтобы открыть собственную мастерскую, отучился на часовщика в другом городе, занял у родственников 50 000 ₽ и взял в кредит еще 60 000 ₽. Спустя год Михаил расплатился с долгами и зарабатывает по 50 000−60 000 ₽ в месяц. Для журнала Life. Profit мастер рассказал о своем опыте.

Как все начиналось

В 2016 году Михаил работал грузчиком и продавал сгущенку, но не получал удовольствия от работы. В свободное время увлекался ремонтом часов — чинил их родственникам, друзьям и знакомым. Михаилу хотелось заниматься чем-то интересным и полезным. Так появилась мысль открыть собственную мастерскую.

У будущего мастера не было профессионального опыта и денег на открытие. Чтобы получить профессию, он поехал в Смоленск к своему приятелю из сервисного центра, он взял Михаила в ученики.

Михаил одновременно учился и работал, сразу старался ремонтировать часы самостоятельно. Если что-то не получалось, спрашивал у приятеля и других мастеров. Ученику платили 15 000−20 000 ₽ в месяц.

Жена и дети Михаила остались в Воронеже — почти в 600 км от Смоленска. Он хотел быстрее вернуться к семье, поэтому работал без выходных и брал любые заказы — от китайских будильников до настенных часов с кукушкой.

Через шесть месяцев обучения Михаил понял, что готов открыть собственную мастерскую. На аренду помещения и покупку оборудования денег не было: он занял у родственников 50 000 ₽, а жена оформила кредит на 60 000 ₽.
На фото не видно, но правым глазом мастер удерживает специальную лупу для мелких деталей

Регистрация и документы

Разрешение на ремонт и сертификаты на оборудование для часовой мастерской не нужны, достаточно зарегистрировать ИП, выбрав коды ОКВЭД — они указывают на вид деятельности. Для часовой мастерской основной код — 95.25.1.

Индивидуальный предприниматель без сотрудников перечисляет за себя страховые взносы и платит налог в зависимости от системы налогообложения. Михаил выбрал Единый налог на вмененный доход, на этой системе налог фиксированный, и не зависит от выручки.

Предприниматели на ЕНВД могут вычитать из налога сумму страховых взносов, если платят взносы поквартально. Каждые три месяца мастер перечисляет 9 000 ₽ страховых взносов, налоги нулевые за счет вычета.

Еще у Михаила есть книга жалоб, прейскурант на ремонт и кассовый аппарат. Онлайн-касса с обслуживанием обходятся мастеру в 20 000 ₽ в год.

Помещение

Михаил решил открыть мастерскую в торговом центре. Рассуждал так: если открывать точку на первом этаже жилого дома, то аренда будет дешевле, но клиентов меньше. И не будет такого доверия, как к мастеру в торговом центре. Найти место в торговом центре оказалось сложно — почти везде уже сидел часовой мастер. Через две недели нашелся подходящий вариант: торговый центр находился в центре города, а место для аренды — на первом этаже. Это важное условие для большого потока посетителей.

Стоимость аренды в ТЦ зависела от размера торговой точки. Михаил решил заказать маленькое помещение, чтобы сэкономить. Так, например, если бы его нынешняя точка была в два раза больше, то он платил бы 30 000 ₽ вместо 22 000 ₽, которые платит сейчас.

Договорившись об аренде, Михаил заказал помещение под мастерскую у плотника. Островок со стенками и крышей площадью в 2,6 кв метров обошелся в 50 000 ₽. Пространства вполне хватает для часового мастера: нужные инструменты можно достать, вытянув руку. Внутри встроенная мебель: полки, шкаф и рабочий стол. Докупить пришлось только стул за 800 ₽.
Часовая мастерская Михаила находится на входе в торговый центр

Инструменты, запчасти и поставщики

Какие инструменты нужны, мастер узнал во время учебы в Смоленске. Инструменты закупал новые, через интернет-магазины фирм «Руспарт» и «75 сек». Всего на них ушло 60 000 ₽.

Сейчас Михаил работает с теми же поставщиками, что и в Смоленском сервисном центре. Запчасти доставляют из Москвы, курьер приносит заказ прямо в торговый центр. Михаил заказывает детали раз в три месяца, чтобы не переплачивать за доставку. Если сразу заказать на 15 000 ₽, то доставка бесплатная и присылают подарок, например, масло для часов.
Запчасти для часов в контейнерах, похожих на контейнеры для еды

Реклама и клиенты

Через «2ГИС», «Google карты» и «Яндекс.Карты» в мастерскую приходят 30% клиентов. В основном это молодые люди, которые пользуются интернетом. Люди старшего поколения узнают о Михаиле, когда проходят мимо мастерской. Продвигаться в соцсетях мастер не пробовал. Считает, что у него не такой большой бизнес.

У Михаила есть постоянные клиенты. Например, одна женщина ломает часы каждые месяц и приносит их Михаилу. У часов уже рвались ремешки, они падали с балкона, по ним проезжал автомобиль. Бывают эмоциональные клиенты: однажды бабушка заплакала, когда услышала бой настенных часов. Сказала, это звуки из ее детства и обняла мастера. Довольные клиенты — лучшая реклама, сейчас по рекомендациям в мастерскую приходит пятая часть всех клиентов.
Мастер с постоянным клиентом

Цена и обслуживание

Обычно за ремонт часов Михаил берет от 500 ₽ до 2 000 ₽. Цена зависит от нескольких факторов, в том числе от стоимости самих часов. Если, например, мастер случайно испортит швейцарский механизм, то отдаст месячную выручку. Поэтому при ремонте дорогих механизмов он указывает высокий ценник.

Самый большой гонорар Михаила — 7 500 ₽. Он ремонтировал немецкие часы, которым было более 100 лет. Человек, что их принес, очень дорожил часами.

Но дорогие часы приносят редко — два-три раза в год. В основном Михаил ремонтирует популярные, но не очень дорогие бренды: «Ориент», «Кассио» или «Тиссо».

Еще один фактор, который влияет на цену, — сложность поломки. Чем дольше часовщик будет возиться с механизмом, тем больше возьмет за ремонт. Например, за день Михаил может починить семь часов с мелкими поломками, а может сделать только одни, но со сложной неисправностью. На замену ремешка уходит три минуты, на починку швейцарского механизма — 15 часов непрерывной работы.

У мастера есть прейскурант на ремонт. Но следовать ему получается не всегда. В начале работы Михаил делал часы по цене ниже обозначенной — так он рассчитывал зарекомендовать себя и не спугнуть клиентов. И теперь по привычке иногда называет старую цену.

Если ремонт дорогой, а клиент новый, то Михаил работает по предоплате. Заранее берет 30% от полной стоимости. Мастер начал так делать после того, как несколько раз люди не вернулись за своими часами.

Стандартный срок ремонта при серьезной поломке — одна неделя. Но если поток клиентов большой, то мастер может взять на работу до двух недель. Сейчас у него сформировался постоянный поток клиентов — ремонтная очередь. Можно стать в ней первым, если доплатить еще 50% от стоимости.

Михаил работает быстро, потому что у него полноценная часовая мастерская: он все делает на рабочем месте и не пользуется услугами сторонних мастеров. Иногда берет работу домой, но только в некоторых случаях. Например, когда нужно сверлить барабанную пружину в настенных часах. Если этим заниматься в торговом центре, то соседи пожалуются на шум.
Михаил отдает готовые часы клиенту

Результаты и планы

Первые полгода клиентов почти не было — мастер зарабатывал по 15 000−20 000 ₽ в месяц. Этих денег хватало только на то, чтобы постепенно расплачиваться с долгами. Продавцы из соседних отделов делали ставки, через сколько он разочаруется в своем деле, закроет мастерскую и съедет. Но мастер не съехал: люди постепенно начали приходить.

Расплатиться с долгами Михаил смог только через восемь месяцев после открытия. К тому времени его чистая прибыль составляла 30 000−40 000 ₽ в месяц. Полностью мастерскую удалось окупить на восьмой месяц работы. Сейчас прибыль предпринимателя — 50 000−60 000 ₽ в месяц. Мастер хотел бы в будущем открыть еще одну точку по ремонту, но пока нет денег на аренду, строительство островка и зарплату наемному работнику.

Экономический расчет

Расходы на запуск на примере мастерской из Воронежа
Статья расходовСумма
Регистрация ИП800 ₽
Островок50 000 ₽
Аренда22 000 ₽
Прибор для проверки механических часов25 000 ₽
Набор отверток15 000 ₽
Пинцеты6 000 ₽
Пресс для закрывания часов3 500 ₽
Приспособления для надевания стрелок3 000 ₽
Открывашки часов2 000 ₽
Тестер кварцевых часов1 500 ₽
Лампа настольная1 500 ₽
Приспособления для съема стрелок1 500 ₽
Набор подставок для механизмов600 ₽
Итого132 400 ₽
Ежемесячные расходы и доходы
РасходыСумма
Аренда22 000 ₽
Расходники10 000 ₽
Коммуналка500 ₽
Страховые взносы3 000 ₽
Налоги после вычета0 ₽
Итого35 500 ₽
ДоходыСумма
Выручка80 000–90 00 ₽
Чистая прибыль50 000–60 000 ₽
0 комментариев

Читайте также