Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
открываем бизнес

Как купить готовый бизнес

И грамотно оформить сделку
1 февраля 2019
Юлия Гребенюк
Экономист
Если вы решили купить готовый бизнес, нужно знать, как заключить сделку. Многое зависит от того, кто продавец: ИП или ООО, и какое имущество вы будете покупать.

Стать покупателем бизнеса может юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Последний вариант для покупки мало подходит — для продолжения бизнеса все равно нужно регистрировать фирму или ИП. Расскажем, как грамотно подойти к покупке готового бизнеса.


Как купить готовый бизнес у ИП

ИП приобрести невозможно, потому что это юридический статус человека, а не компании. Стать новым собственником бизнеса можно, получив права собственности на недвижимое имущество, оборудование и прочие активы предпринимателя.

Перед покупкой собственности нужно оформить справку об отсутствии претензий со стороны супруга или супруги продавца. Она понадобится, если продавец в законном браке, ведь в этом случае имущество принадлежит обоим супругам.

Справку составляют в произвольной форме, но в ней должны быть:
— название документа;
— дата составления;
— Ф.И.О сторон без сокращения инициалов;
— паспортные данные супругов;
— место регистрации по паспорту;
— перечисление продаваемого имущества;
— утверждение, что одна сторона не имеет никаких претензий к другой стороне;
— подпись автора расписки с расшифровкой.

Образец справки
Покупка бизнеса ИП, если недвижимость в его собственности. Вы покупаете недвижимое имущество вместе со всем, что находится внутри — по одному договору. То есть, предприятие продают как имущественный комплекс.
При этом покупателю передают права на товарный знак и знак обслуживания, если в договоре не предусмотрены другие условия.

До заключения сделки купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю документы, которые прикладывают к договору:
— акт инвентаризации предприятия;
— бухгалтерский баланс;
— заключение независимого аудитора о стоимости и составе бизнеса;
— список всех долговых обязательств и других обременений с указанием сумм и датами выплат.

Договор продажи бизнеса может быть заключен в свободной форме, но в нем обязательно прописывают данные сторон, стоимость и состав предприятия в соответствии с актом инвентаризации. Если составить документ неправильно, он будет считаться недействительным.
FreshDoc.ru
Конструктор документов
Сделка купли-продажи регистрируется в Росреестре. Передача бизнеса от продавца к покупателю происходит после подписания акта приема-передачи.

Покупка бизнеса, если недвижимость ИП в аренде. Вы поэтапно оформляете несколько договоров купли-продажи. Оборудование, мебель, товары — все приобретаете по отдельному договору.

А на арендуемую площадь перезаключаете договор с ее владельцем — оформляете договор переуступки прав на аренду недвижимости.

Передача нематериальных активов. К ним относят программы и приложения для ЭВМ, базы данных, фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности. Нематериальные активы передают по договору передачи права на использование.

Если у ИП в штате числятся сотрудники, то с ними перезаключают трудовые договоры на новое ИП или юрлицо.


Как купить готовую фирму


Купить юридическое лицо можно двумя способами: с участием нотариуса и без него.

Покупка бизнеса без нотариуса. Покупателя включают в состав учредителей, а остальные учредители или учредитель выходят из общества. Доли бывших участников распределяют в пользу нового собственника.

Потребуется два пакета документов — чтобы ввести нового собственника в состав учредителей и вывести старых участников. На оформление сделки может понадобиться несколько месяцев.

Пакет документов для ввода нового собственника:
— форма Р130001, заверенная нотариусом;
— устав фирмы с внесенными изменениями;
— оригинал протокола собрания учредителей или решение учредителя;
— заявление нового собственника с просьбой принять его в состав учредителей;
— документальное подтверждение вклада покупателя в уставной капитал;
— квитанция об оплате госпошлины за внесение изменений в учредительные документы.

Документы предоставляют в налоговую, через 5 дней можно забрать выписку из ЕГРЮЛ.

Следующий этап — выход учредителей из сообщества. Для этого нужно оформить:
- форму Р14001, заверенную в нотариальной конторе;
- заявления от всех учредителей о выходе из общества;
- оригинал протокола собрания учредителей или решение учредителя о распределении долей в пользу покупателя.

Документы также подают в налоговую службу. Это может сделать генеральный директор или другой человек по доверенности.

Приобретение бизнеса с участием нотариуса. Это выкуп долей по договору купли-продажи у предыдущих собственников или собственника. Купить бизнес таким способом быстрее, но дороже.
Инструкция
Как купить готовый бизнес
1
Согласовать стоимость бизнеса
Она не может быть меньше уставного капитала.
2
Оформить согласие на покупку/продажу от супругов продавца и покупателя у нотариуса
Оригиналы документов остаются в нотариальной конторе.
3
Заключить сделку и оформить договор купли-продажи долей в трех экземплярах
Один для нотариуса, два других — для продавца и покупателя. Для сделки при себе нужно иметь оригиналы учредительных документов. Если в сделке участвует несколько учредителей, у которых выкупают доли, то с каждым из них заключают отдельный договор купли-продажи.
4
Подать заявление в налоговую о смене учредителя
Документ может отправить нотариус, генеральный директор или доверенное лицо.
5
Через 5 дней получить выписку из ЕГРЮЛ
Читайте другие материалы об открытии и развитии бизнеса