Будь в курсе
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропускать новые выпуски журнала
открываем бизнес

Интернет-бухгалтерия или бухгалтер

Кому и как вести учет
7 ноября 2019
Дмитрий Федоров
работал главным бухгалтером
Владельцу бизнеса нужно считать доходы и расходы, начислять налоги, сводить баланс, сдавать в налоговую отчеты и декларации.

Для этого можно нанять бухгалтера, но тогда придется платить зарплату и контролировать работу специалиста.

Если бизнес несложный, а обороты небольшие, то бухучет можно вести самому. Расскажу, в каких случаях достаточно интернет-бухгалтерии, а когда понадобится бухгалтер.

Интернет-бухгалтерия

Организационно-правовая форма. Самостоятельно вести бухучет может руководитель юрлица, созданного в любой форме. Например, акционерного общества, ООО, товарищества или некоммерческой организации.

Главное — чтобы компания относилась к малым и средним предприятиям. Поэтому нужно выполнять условия по составу учредителей:

  • Госструктурам, общественным организациям и фондам принадлежит не более 25% уставного капитала.

  • Иностранные компании, российский крупный и средний бизнес владеет не более 49% уставного капитала.
Индивидуальные предприниматели могут вообще не заниматься бухгалтерией, если ведут налоговый учет. Но чаще ИП все-таки занимаются бухучетом, чтобы иметь полное представление о своем бизнесе: видеть доходы, расходы и финансовые показатели. Налоговый учет не всегда дает такую возможность.

Например, ИП на вмененке или патенте для расчета налогов достаточно знать только физические показатели бизнеса: площадь помещения или численность сотрудников. Для управления бизнесом этой информации недостаточно.

Вид деятельности. Самостоятельно можно вести учет в любых компаниях, исключения: банки, микрофинансовые организации, кооперативы, политические партии и их подразделения, объединения адвокатов и нотариусов, некоммерческие организации со статусом иностранных агентов и компании, которые подлежат обязательному аудиту.

На практике чаще всего сами ведут учет руководители компаний, которые занимаются торговлей или оказывают услуги. Производственный учет, даже при небольших масштабах бизнеса, сложен. Вести его и одновременно управлять компанией практически невозможно.

Масштаб бизнеса. Вести учет может только руководитель малого или среднего бизнеса. Это значит, что у него не более 250 сотрудников, а годовая выручка не превышает 2 млрд рублей.

Понятно, что у руководителя организации с миллиардными оборотами вряд ли найдется время на бухучет. На практике бухгалтерией обычно занимаются директора микропредприятий. У них 15 сотрудников, а выручка не превышает 120 000 000 ₽ в год.

Налоговый режим. Вести учет самостоятельно можно в компаниях с любой системой налогообложения. Но обычно руководители или ИП берут на себя учет, если платят единый налог на вмененный доход, применяют патентную систему налогообложения или УСН «Доходы». Интернет-бухгалтерии тоже обычно поддерживают только эти три налоговых режима.

Самостоятельно вести учет на общей системе налогообложения и на УСН «Доходы минус расходы» сложно. Чтобы рассчитать налоговую базу на этих режимах, подробно учитывают доходы и расходы, а затем определяют разницу между ними — это не сделать с помощью интернет-бухгалтерии.

Квалификация руководителя. Если директор или индивидуальный предприниматель берет на себя учет, то у него должны быть хотя бы базовые знания в экономике.

Для отдельных компаний в законе установлены особые требования к сотруднику, который ведет бухгалтерию. У такого специалиста есть высшее образование, стаж работы в бухучете не менее трех лет, нет неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления. Такие требования закон предъявляют к ОАО вне зависимости от сферы деятельности, страховым компаниям и фондам, юрлицам, чьи акции торгуются на бирже.

В таких организациях директор практически никогда не ведет бухучет сам. Поэтому все требования относятся, скорее, к бухгалтеру. Но если директор небольшого ОАО все-таки решит вести учет самостоятельно, то он должен соответствовать всем указанным требованиям.

Бухгалтер

Организационно-правовая форма. По закону бухгалтер необходим, если более 25% уставного капитала компании принадлежит госструктурам, общественным организациям и фондам. Или иностранные компании, российский крупный и средний бизнес владеет более 49% уставного капитала. Такие предприятия не являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Индивидуальный предприниматель организовывает бухучет так как считает нужным. Например, он может нанять бухгалтера, если не хочет заниматься учетом самостоятельно.

Вид деятельности. Закон устанавливает виды деятельности и категории компаний, которым обязательно нужен бухгалтер. К ним относятся банки и микрофинансовые организации, кооперативы, политические партии и их подразделения, объединения адвокатов и нотариусов, некоммерческие организации со статусом иностранных агентов и компании, подлежащие обязательному аудиту.

Масштаб бизнеса. Если годовая выручка организации превышает 2 млрд рублей или в компании работают более 250 человек, то руководитель обязан поручить учет бухгалтеру.

Налоговый режим. На сложных системах налогообложения руководители обычно нанимают главбуха или аутсорсинговую фирму. Речь идет об общей системе налогообложения и УСН «Доходы минус расходы».

Квалификация руководителя. Если за учет отвечает главбух или сторонняя фирма, то руководителю необязательно досконально вникать в тонкости бухучета. Чтобы выбрать главбуха или внешнего подрядчика достаточно хорошо разбираться в людях. Если же вы хотите проверить профессиональные знания потенциального кандидата, то можно привлечь внешнего консультанта или использовать тесты.
Памятка
В каких случаях нужен бухгалтер
1
Организация подлежит обязательному аудиту или занимается определенными видами деятельности
К ним относятся банки, микрофинансовые организации, кооперативы, политические партии и их подразделения, объединения адвокатов и нотариусов, НКО со статусом иностранного агента
2
Компания не относится к малому или среднему бизнесу
В организации работает более 250 сотрудников, или годовая выручка превышает 2 млрд рублей. Также компания не считается субъектом МСП, если госструктурам и фондам принадлежит более 25% уставного капитала или более 49% принадлежит иностранцам, среднему и крупному бизнесу
3
Учет вести сложно из-за вида деятельности или системы налогообложения
Бухгалтер нужен на общей системе налогообложения, УСН «Доходы минус расходы», а также на любом производстве вне зависимости от налоговой системы
4
Руководитель компании не разбирается в бухучете
Даже если рассчитать налоги несложно, для финансовой отчетности требуются специальные знания
Читайте другие материалы об открытии и развитии бизнеса