Показатели KPI: для чего их учитывать и как внедрить в бизнес
Цель бизнеса — получать максимальный доход при минимальных финансовых и временных затратах. Чтобы этого достичь, нужно следить за ключевыми показателями бизнеса — KPI (Key Performance Indicators). В статье разберем, какую пользу KPI может принести бизнесу, и как внедрить его в свою компанию.
Содержание
Оценить эффективность работы
Одна из распространенных ошибок предпринимателей — делать вывод об эффективности компании на основе чистого дохода, однако он не отражает полную картину. Получить более объемный взгляд на бизнес поможет оценка маржинальности компании: если она отрицательная, то предприятие работает в убыток, а себестоимость товара выше дохода, полученного от его продажи.
Маржинальность считается по формуле:
Выручка – Переменные расходы (Маржа) / Выручка × 100%
В зависимости от специфики компании, можно также учитывать:
- количественные показатели: производительность, конверсию, время обработки запроса;
- качественные показатели: индекс удовлетворенности клиентов, уровень соблюдения работниками должностных инструкций и т.п.;
- маркетинговые KPI: стоимость лида, клика, средний чек заказа.
Найти мотивацию для работников
Человек сможет работать лучше, если будет четко понимать, от чего зависит его премия, и какие именно показатели работы оценивает руководитель. Однако критерии мотивации должны быть выгодны не только сотруднику, но и бизнесу: если выбрать их неправильно, это может привести к ухудшению работы компании, потере клиентов и прибыли.
Выявить неэффективных сотрудников
Без замеров эффективности работников предпринимателю придется полагаться на личные ощущения или на то, что говорят о себе сами сотрудники. Однако и то, и другое может быть обманчиво.
Выявить слабые места бизнеса
Например, с помощью KPI можно выяснить, на какие задачи сотрудники тратят неоправданно много времени, или обнаружить, на каком этапе взаимодействия «отваливаются» потенциальные клиенты.
Таким образом, решение о том, какие именно показатели считать, напрямую зависит от целей и проблем бизнеса. Ниже на примере покажем, как внедрить KPI в работу компании.
Как внедрить KPI
Поставьте цель: она должна быть конкретной, измеримой и, самое важное, реалистичной. Если сотрудник или руководитель не будет верить, что сможет выполнить задачу, вряд ли он будет вообще стараться это делать.
Выберите метрики и определите действия, которые соответствуют поставленной цели, а затем назначьте ответственных за их достижение. Показатели ради показателей не имеют смысла и демотивируют сотрудников.
Создайте систему мотивации и объясните сотрудникам, как она работает. Без мотивации достичь поставленных целей невозможно, поэтому любые выбранные показатели должны быть связаны с системой поощрений. Самый простой вариант — процент от продаж или премиальные, но могут быть и другие вознаграждения: обучение, участие в профессиональной выставке и прочие преференции.
Самое важное — чтобы поощрение было действительно ценным именно для того сотрудника, которому оно предназначено.
Выберите систему для сбора данных и отслеживайте показатели. Матрица KPI — это таблица, в которую вносят выбранные показатели эффективности, результаты их выполнения, а также начисленные конкретным сотрудникам вознаграждения. Для бизнеса с небольшой командой подойдет обычная таблица EXCEL или Google-таблица.

Пример таблицы для расчета KPI сотрудника колл-центра. (Источник: https://re-shenie.ru/vnedrenie-kpi)
Если бизнес использует CRM-систему, то в нее обычно уже встроены инструменты для отслеживания продаж и взаимодействия с клиентами.

Пример работы с KPI сотрудника в 1С. (Источник: https://solutions.1c.ru/upload/images/5403/KPI/4_1.png)
Хотя KPI — это в первую очередь цифры, предприниматель или руководитель должен помнить, что за ними всегда стоят люди. Чтобы система работала, сотрудники должны совершать те действия, которые ведут к достижению цели. А для этого им нужно четко понимать, что именно будет оценивать руководитель, и как это повлияет на их премиальные. Метрики должны стать понятным способом улучшить и упростить работу, а не «еще одной дурацкой идеей руководителя» или способом чрезмерного контроля.
Для развития бизнесу нужен не только грамотный учет, но и вложения. В Ак Барс Банке можно получить кредит под выгодный процент
по индивидуальной ставке: закрепим ее за вами без изменений на срок до двух лет
Подробнее
-
Что такое KPI?
Так называют ключевые показатели эффективности бизнеса. В зависимости от специфики компании, можно учитывать как количественные показатели — производительность, конверсию, время обработки запроса, так и качественные — индекс удовлетворенности клиентов, уровень соблюдения работниками должностных инструкций и прочее. -
Какие задачи можно решить с помощью KPI?
Оценить эффективность бизнеса, выявить наиболее и наименее продуктивных сотрудников, выстроить систему мотивации, чтобы улучшить работу сотрудников, повысить лояльность клиентов. -
Как внедрить KPI в свою компанию?
Поставить цель, которую нужно достичь, определить ключевые действия, которые в этом помогут и определить ключевые метрики. После этого — разработать систему поощрений для сотрудников за выполненный KPI и фиксировать прогресс в отдельной таблице.
Поделиться
0 комментариев



