Бизнес на организации праздников

Бизнес-кейсы Открываем
аниматоры на празднике
Ольга Пикова — мама троих детей и владелица агентства по организации праздников в небольшом городе Заречный недалеко от Пензы. Ее ежемесячный доход составляет от 100 000 до 140 000 ₽. Я расспросила Ольгу, сложно ли открыть собственное праздничное агентство, что для этого нужно, и как у нее получилось выйти на заявленные обороты.


— Как вы пришли в праздничный бизнес?

— Восемь лет назад я работала продавцом. В силу характера и профессиональных обязанностей много общалась с покупателями и однажды получила неожиданное предложение. Оказалось, один из постоянных клиентов работал аниматором и искал помощника. Ему понравилось, что я доброжелательно общаюсь с людьми, легко иду на контакт, располагаю к себе клиентов. Он предложил провести с ним праздник, а мне очень нужны были деньги, и я согласилась.

Во время представления испытала необыкновенный подъем — я видела воодушевление детей и отвечала им тем же. Эмоциональный заряд, который я получила на празднике, был несравним с монотонной работой в магазине. К тому же за час выступления я заработала дневную ставку продавца.

— Значит, после этого вы решили сменить род деятельности и стать аниматором?

— Не сразу. Мне было сложно отказаться от стабильной, хоть и небольшой, зарплаты продавца. Поэтому решила совмещать две профессии и записалась на курсы актерского мастерства. Я понимала: чтобы добиться успеха, нужно овладеть секретами новой специальности.

Во время обучения мне подвернулась вакансия аниматора в театре, и я уволилась из магазина. С этого момента моя жизнь стала неразрывно связана со сценой — я участвовала в театральных постановках, детских праздниках, выездных мероприятиях. Когда аниматору требовался помощник, привлекала к работе мужа. В театре я проработала два года.

Владельцы праздничного агентства в костюмах
Супруги Пиковы — владельцы праздничного агентства для детей «Шар де Голь»

— Что побудило вас открыть собственное агентство?

— В декабре 2015 года театр закрылся, и мы с мужем решили работать самостоятельно. В конце года клиенты заказывают Деда Мороза и Снегурочку, поэтому свободные деньги мы вложили в новогодние костюмы. Наряды Деда Мороза и Снегурочки обошлись нам примерно в 20 000 ₽. Отработанный сценарий у нас уже был.

— А как искали первых заказчиков?

— До Нового года оставалось четыре недели — нужно было срочно искать заказы, чтобы отбить вложения и заработать. Решили разместить рекламу в газете. Для объявления нужны были фото в новогодних костюмах. Фотографироваться решили самостоятельно на улицах города, чтобы не платить за услуги фотографа и аренду студии.

Когда мы в костюмах новогодних персонажей появились на улице, то вызвали ажиотаж — горожане не ожидали увидеть Деда Мороза и Снегурочку в начале декабря. Во время фотосессии нас окружили дети, взрослые просили номер телефона, чтобы заказать поздравление. Получилась импровизированная промоакция.

Так мы набрали заказы и заработали первые деньги. И все вложили в развитие — купили новые костюмы, аудиоколонки и реквизит для игр. Благодаря этому смогли разнообразить программу.

В конце каждого мероприятия раздавали гостям визитки. И уже после первых проведенных праздников заработало сарафанное радио. Нас стали приглашать для организации дней рождений. Гости именинника обращались к нам сами или рекомендовали нас знакомым. 

— Вы, наверно, ведете собственную базу клиентов?

— Обязательно. Клиентскую базу ведем аккуратно и прописываем подробности: номер телефона, сколько лет детям, каких персонажей заказывали. За неделю до дня рождения ребенка или накануне Нового года звоним и предлагаем организовать праздник.

— В какой момент решили расширить бизнес?

— У нас родились еще двое детей — приходилось совмещать заботы о семье и работу. Примерно к 2019 году поток заказов стал стабильным, и я оформила ИП. Тогда же открыла офис праздничного агентства и наняла менеджера. Он принимал заказы, обзванивал клиентов, отвечал на вопросы пользователей в соцсетях.

Для музыкального сопровождения купила ручной и петличный микрофоны для ведущих, светомузыку и генератор мыльных пузырей для шоу. Иногда приглашала других аниматоров, например, если в один день нужно было провести три мероприятия или клиент заказывал на праздник четырех персонажей.

8 ошибок начинающего предпринимателя

— Чем сейчас занимается ваше агентство? 

— В основном мы организуем детские праздники. Клиенты могут заказать только аниматора или общую организацию мероприятия: оформить фотозону, подготовить шоу-программу и подарки. Мероприятия обычно проводим в детском центре и игровой комнате.

С первого дня работы клиенты часто просили оформить помещение воздушными шарами. Поэтому я параллельно занялась аэродизайном — научилась создавать композиции из воздушных шаров. Эта ниша бизнеса свободна — конкуренции практически нет, а спрос на воздушные шары высокий. Поэтому в 2019 году я открыла торговую точку с воздушными шарами, наняла продавца. В городе с населением 50 000 человек у нас всего один конкурент. 

Пример украшения зала для утренника в детском саду
Ольга сама создает композиции из воздушных шаров

До пандемии доход агентства был около 250 000 ₽ в месяц. Мы проводили по 4-5 мероприятий в неделю. В день принимали по 8-12 заказов на воздушные шары и композиции из них.

Когда в марте 2020 года объявили самоизоляцию, мне пришлось практически свернуть бизнес — запретили проводить мероприятия, закрыли торговые центры и офисы. Доход приносила только доставка воздушных шаров, в пандемию спрос на них оставался стабильным. Иногда заказывали провести праздник онлайн. 

Я уволила сотрудников, отказалась от аренды помещений, а оборудование и товар перевезла на склад. Чтобы еще сократить расходы, закрыла ИП и перешла на самозанятость. Самозанятым можно не платить взносы в Пенсионный фонд и ФСС: в 2021 году я сэкономила на взносах больше 40 847 ₽, в 2022 году —
еще 43 211 ₽.

Сейчас мы с мужем работаем вдвоем, поэтому проводим в среднем два–три праздника в неделю. Намного больше работы перед Новым годом и в период выпускных. Средняя прибыль агентства сегодня — от 100 000 до 140 000 ₽ в месяц.

— В детских праздниках есть модные форматы или тренды?

— Конечно. Например, в последние пару лет часто заказывают blogger party — вечеринку, на которую приглашают блогера или тиктокера. Идею подсказал наш сын Добрыня, который и сам является местной знаменитостью. Год назад он участвовал в передаче «Лучше всех» на Первом канале, ведет свой влог на YouTube. 

Направление blogger party особенно актуально для детских и подростковых праздников. Ребята, которые уже пользуются телефонами, хотят, чтобы на праздник пригласили местную звезду интернета. Мы связываемся с блогером, обговариваем условия и приглашаем на праздник. Блогер приходит, поздравляет детей, участвует в программе. В нашем регионе blogger party занимаемся только мы — конкурентов нет.

— Как вы находите новых клиентов?

— Мой опыт показывает, что нет лучшей рекламы, чем костюмированный выход в общество. Мы неоднократно запускали рекламу в интернете, СМИ, у блогеров, но эффект не оправдывал ожиданий. Например, расклеили 100 листовок и получили один заказ.

Реклама в газете тиражом 10 000 экземпляров принесла около 100 заказов. Считаю, что такой результат не соизмерим потраченным деньгам и времени.

Промоакции в торговом центре намного эффективнее. Мы в маскарадных костюмах раздаем визитки посетителям. За час работы получаем примерно 10 заказов. Иногда новые клиенты появляются «попутно». Например, проводим костюмированную фотосессию для рекламы или соцсетей, а случайные прохожие останавливаются и просят контакты. Теперь стараемся выгулять каждый новый костюм.

— Как вам удается совмещать бизнес и заботы о детях?

— Наша работа связана с праздниками, детям нравится наблюдать и принимать в них участие. Например, наш сын Добрыня давно интересуется нашим ремеслом, и недавно мы начали привлекать его к выступлениям. На новогодних мероприятиях он исполнил роль тигра, а сейчас вместе с нами проводит дни рождения.

Дед Мороз и Снегурочка для проведения новогодних праздников
Добрыня — местная знаменитость и помогает родителям проводить праздники

— С какими трудностями пришлось столкнуться?

— Помню, как в 2018 году мы месячную прибыль потратили на кассовые аппараты. Предпринимателей обязали перейти на онлайн-кассы, а производители не успевали за спросом — образовался дефицит, и цены поползли вверх. За месяц до обозначенного законом срока кассовый аппарат стоил от 40 000 ₽. Мне нужно было три: в офис, в отдел с шарами и для выездных мероприятий. За три кассы пришлось заплатить около
120 000 ₽.

Кто может работать без кассы после 1 июля 2021 года

— От каких ошибок вы бы предостерегли новичков?

— Главная ошибка новичков — отсутствие реквизита. Они видят опытных аниматоров, которые проводят праздник с одной аудиоколонкой, и думают, что у них получится так же.

На самом деле это очень сложно. Бывает, что программа не заходит. Например, ведущий просит ребят разгадать ребус или собрать головоломку, а им неинтересно. Чтобы гости не заскучали, нужно быстро показать решение и переходить к следующему пункту программы. В итоге сценарий отработан, а время осталось.

Опытный аниматор без реквизита сможет увлечь детей — предложит подвижную игру или пригласит на танец. А новичок может растеряться. Когда есть запасной реквизит, легче контролировать ситуацию и разнообразить выступление. 

— Как выходите из таких ситуаций?

— Часто берем с собой детский костюм героя, например, Леди Баг или Человека-паука. Если номер не зашел или осталось время, предлагаем ребенку переодеться, наносим аквагрим. Можем показать, как создавать фигуры из шаров. Вроде намечалась проблема, а в результате — довольны дети и родители.

— Было желание все бросить и найти работу постабильнее?

— Никогда. Несмотря на локдаун и трудности, бизнес приносит мне неплохие деньги — за месяц мы зарабатываем в 2-2,5 раза больше средней зарплаты в нашем городе. Я не жалею, что сменила профессию и стала аниматором. Сейчас просто не представляю свою жизнь без праздничного бизнеса.

— Каким видите будущее своего бизнеса?

— Планирую восстановить агентство до прежних масштабов. И даже больше — снять отдельное помещение, оборудовать и проводить в нем праздники. Но пока все упирается в финансы и риск новых ограничений.

Почему выгодно быть самозанятым

Советы, как открыть праздничное агентство


  • Начать бизнес с минимальным бюджетом. Необязательно искать инвесторов, брать кредит на развитие бизнеса или ждать наследства — запустить праздничный бизнес можно с суммой от 30 000 до 50 000 ₽. На эти деньги вы купите несколько костюмов и реквизит, например, веревочный лабиринт, новогодние кегли или эстафетные мешки. 

Но на этом нельзя останавливаться — часть заработанной суммы нужно вкладывать в обучение, музыкальную и световую технику. Следует учесть, что со временем костюмы устаревают и изнашиваются — часть прибыли нужно вкладывать в их замену.

Расценки на костюмы популярных персонажей для аниматоров
Костюмы для аниматоров стоят от 6000 до 30 000 ₽

  • Репутация превыше всего. Праздничный бизнес зависит от репутации — если сценарий интересный, костюмы яркие, реквизит разнообразный, люди будут обращаться снова и снова. Например, основную часть клиентов агентства «Шар де Голь» составляют постоянные заказчики.

  • Следить за трендами. В праздничном бизнесе постоянно появляются новые герои, техники, материалы. Например, раньше клиенты заказывали шоу мыльных пузырей и выступление со слаймами, а сейчас — мероприятия в стиле «Игра в кальмара». Чтобы оставаться на одной волне с заказчиками, нужно покупать новые костюмы, оборудование и реквизит.

Много денег уходит на обучение аниматорскому мастерству и аэродизайну — участие в одном мастер-классе стоит от 5 000 до 30 000 ₽ — стоимость зависит от статуса тренера и продолжительности курса. Ольга предпочитает курсы с практическими занятиями, которые проходят в реальных условиях, например, в детских домах.


Новости, которые нельзя пропускать, — в нашем телеграм-канале


Подписывайтесь, чтобы быть в курсе событий: @life_profit
0 комментариев

Читайте также