8 ошибок начинающего предпринимателя

И как их избежать
9 января 2020
Мария Макеева
помогает новичкам избежать ошибок
У ИП на упрощенке есть налоговый вычет: если платишь страховые взносы поквартально, то уменьшаешь налог. Предприниматели без сотрудников, не знающие о вычете, в 2020 году теряют более 40 000 ₽.

Рассказываю, какие еще ошибки совершают начинающие предприниматели, и как их избежать.

Открыть ИП на стадии бизнес-идеи

Что может пойти не так. От идеи до реализации проекта проходит несколько месяцев, а страховые взносы предприниматели платят сразу после регистрации. В 2020 году фиксированная сумма страховых взносов — 40 874 ₽, значит, в месяц вы платите 3406,16 ₽. Затягиваете начало работы на три месяца — и уже должны более 10 000 ₽.

Как правильно. Зарегистрировать ИП можно за три рабочих дня. Не спешите с визитом в налоговую, сначала подготовьте все для работы. Например, договоритесь с поставщиками, закупите оборудование, выберите помещение, найдите первых клиентов и только потом регистрируйте бизнес. Так не окажетесь в минусе сразу на старте.

Неправильно выбрать налоговый режим

Что может пойти не так. ИП может работать на общей системе налогообложения (ОСНО) или выбрать специальный режим: упрощенку (УСН), патентную систему (ПСН), вмененку (ЕНВД), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) и налог на профессиональный доход (НПД).

По умолчанию всем новым предпринимателям назначают общую систему налогообложения. При этом нужно перечислять НДФЛ по ставке 13%, НДС — до 20%, платить налог на имущество и другие местные налоги. Обычно предприниматели на ОСНО не могут сами справиться с документами и нанимают бухгалтера.

На спецрежиме вас освобождают от НДФЛ, НДС и налога на имущество, вы платите только налог на доходы. Вам подходит один из спецрежимов — нужно в течение месяца с даты регистрации уведомить налоговую о своем выборе. Если не подадите уведомление вовремя, то останетесь на ОСНО. Будете постоянно переплачивать, что затормозит развитие бизнеса.

Сравните: с дохода в 100 000 ₽ предприниматель на общей системе налогообложения платит 13 000 ₽ НДФЛ и 20 000 ₽ НДС, если применяет ставку 20%. То есть всего тратит 33 000 ₽. В то же время ИП на УСН «Доходы» — всего 6 000 ₽. Фактически налоги в пять раз меньше.

Как правильно. Задумайтесь о выборе режима налогообложения до регистрации ИП. Можно самостоятельно сравнить системы на сайте ФНС или проконсультироваться с опытным бухгалтером. Не жалейте денег на консультацию — ошибка обойдется дороже.
Сравнение общего налогового режима и специальных режимов для ИП на сайте ФНС

Сразу нанимать сотрудников

Что может пойти не так. Статус ИП без работников дает предпринимателям льготы. Например, они могут работать без онлайн-кассы до 2021 года, если оказывают услуги. Им не нужно сдавать отчеты в фонды, вести кадровый учет, платить налоги и взносы за сотрудников.

Как правильно. Пока есть возможность, лучше работать в одиночку, отдавая непрофильную работу на аутсорсинг. Обычно легко обойтись без бухгалтера, юриста, маркетолога, переводчика, водителя или курьера в штате, заключив договоры подряда. Работу выполнят другие ИП, самозанятые или специализированные фирмы.

Исключение — работники на ключевых позициях с постоянной занятостью. Так, нанимать водителей и курьеров понадобится, если доставляете грузы или возите пассажиров. А бухгалтер потребуется, если оказываете услуги по бухучету.

Платить серую зарплату или не оформлять работников официально

Что может пойти не так. Еще одна ошибка — скрывать наличие сотрудников, чтобы сэкономить на налогах и страховых взносах.

Если нет трудового договора, то сотрудник может пожаловаться в трудовую инспекцию. Причем к вам может устроиться и засланный конкурентами человек. Специально, чтобы обратиться в контролирующие органы и рассказать о нарушениях.

Для ИП штраф за неоформленного сотрудника составляет 5 000–10 000 ₽, при повторном нарушении — 30 000–40 000 ₽. Дополнительно придется заплатить все налоги и страховые взносы, которые утаили. Если сумма недоимки превысит 5 млн рублей, предпринимателю грозит уголовная ответственность.

Некоторые работодатели выдают основную часть заработка на руки, официально проводя только установленный минимум. Это плохая идея, сейчас такие уловки отслеживают и пресекают лучше, чем в 90-е. В любой момент налоговая и трудовая инспекции могут прийти с проверкой и штрафами.

Как правильно. Если вы наняли сотрудника, то обязаны оформить приказ о приеме на работу и заключить трудовой договор в трехдневный срок. И затем в течение 30 дней встать на учет в ФСС как работодатель.

По закону платить нужно не меньше МРОТ, если сотрудник работает полный рабочий день. Эта сумма меняется раз в год — ее увеличивает правительство. В 2020 году она увеличилась на 7,5% и достигла 12 130 ₽. Причем в некоторых регионах областные власти устанавливают свой МРОТ, на который нужно ориентироваться.

Проверьте, установлен ли в вашем городе региональный МРОТ. Ориентируйтесь на него, если он выше общероссийского. Например, в Москве на 2020 год МРОТ достигает 20 195 ₽, соответственно, зарплата сотрудников в столичных компаниях не должна быть меньше этой суммы.

Правда соблюдение норматива говорит лишь о том, что вы не нарушаете трудовое законодательство. Низкие зарплаты все равно вызывают подозрение у налоговиков. Они рассуждают так: раз платите работникам меньше, чем другие компании из той же сферы в вашем регионе, то выдаете зарплаты в конвертах.

Поэтому лучше платить не МРОТ, а среднюю по региону зарплату для вашего вида деятельности — информацию можно найти на сайте Росстата. Следите за изменениями и индексируйте зарплаты вслед за уровнем инфляции, чтобы не привлекать внимания налоговиков, трудовой инспекции, прокуратуры и местных чиновников.

Нанимать в штат бухгалтера

Что может пойти не так. Бухгалтер в штате стоит дорого — нужно платить зарплату, перечислять страховые взносы и НДФЛ, оборудовать рабочее место, покупать бухгалтерские программы и оплачивать курсы повышения квалификации.

Начинающему предпринимателю сложно привлечь хорошего бухгалтера с опытом, для этого придется сильно потратиться. Обычно ИП на старте экономят и нанимают любого, кто согласен работать за небольшие деньги. Квалификация такого сотрудника может оказаться низкой, он допустит ошибку или неправильно рассчитает налоги, а нести ответственность и платить штрафы придется вам.

Как правильно. Малый бизнес на большинстве спецрежимов может обойтись без собственного бухгалтера. Сдать отчетность и посчитать налоги можно самостоятельно с помощью интернет-бухгалтерии. Программы автоматически рассчитывают налоговые платежи и страховые взносы, формируют отчетность.

Если не хотите заниматься бухгалтерией самостоятельно, можно делегировать эту работу компании на аутсорсе. Стоимость их услуг в разы ниже затрат на штатного бухгалтера, поскольку вы платите за фактически выполненную работу, а не среднюю зарплату. Плюс ответственность по договору застрахована — за ошибки привлеченного бухгалтера вы не будете платить сами.

Некорректно обращаться с деньгами

Что может пойти не так. Многие ИП неправильно распоряжаются своим заработком. Да, доход — личное дело предпринимателя, но тратить его нужно, учитывая рекомендации банков. Если снимать много наличных в банкомате или перекидывать все деньги на карту физлица в тот же день, то можно привлечь внимание Росфинмониторинга. Такие операции — признаки обналичивания средств, а нарушение закона об отмывании нелегальных доходов грозит блокировкой счета.

Как правильно. Узнайте из инструкции Росфинмониторинга, на каких основаниях бизнес подозревают в отмывании доходов. Чаще расплачивайтесь корпоративной картой, не снимайте часто наличные и не переводите все деньги себе на личную карту.

Обязательно прислушивайтесь к советам банка. Например, сервис «Ревизор» от Ак Барс Банка отслеживает риски и дает рекомендации о том, как именно вам защитить себя от сомнительных операций.
Сервис «Ревизор» от Ак Барс Банка

Работать без кассы, хотя она нужна

Что может пойти не так. Не все маленькие магазинчики, небольшие компании и точки на рынках обзавелись кассовыми аппаратами, хотя многим она положена по закону. Отсутствие кассы грозит штрафом: заплатить придется до 50% от средств, полученных без кассы. Минимальный штраф для ИП — 10 000 ₽.

Как правильно. В 2020 году большинство ИП обязаны применять онлайн-кассы. Исключений мало, а нюансов много. Например, если ИП оказывает услуги сам, то ему можно пока работать без кассы — отсрочка действует до 1 июля 2021 года. Но если у такого предпринимателя появится хотя бы один сотрудник, он уже обязан установить кассовый аппарат.

Обязательно уточните, обязаны ли вы подключить онлайн-кассу или можете обойтись без нее. Проконсультироваться можно у опытного бухгалтера или в компании, поставляющей кассовую технику.

Задерживать налоги и страховые взносы

Что может пойти не так. Некоторые ИП стараются по максимуму оттянуть момент расчетов с государством, думая, что остальные траты важнее. Но государство четко следит за исполнением ваших обязательств: контролирует сроки и суммы, требует вовремя сдавать отчетность.

Откладывать расчеты с бюджетом на потом просто невыгодно. Банк по требованию налоговой блокирует счет должника и снимает деньги с учетом пеней и штрафов, когда возникает просрочка.

Есть и штрафы за невовремя сданную или неправильно заполненную отчетность. Например, если не предоставить декларацию вовремя, то оштрафуют на 1 000 ₽. А если еще и неправильно ее заполнить, пытаясь снизить сумму к уплате, то это добавит как минимум 40 000 ₽ штрафа или 20% от неуплаченных налогов.

Как правильно. Чтобы не оказаться таким нарушителем, пользуйтесь помощью опытного бухгалтера или подключайтесь к сервису по ведению учета и подготовке отчетности. Создайте свой платежный календарь с указанием всех сроков уплаты налогов и страховых взносов. Так вы сможете заранее узнавать о предстоящих платежах и декларациях, ничего не упуская.
Памятка
Как начинающему предприниматели не потерять деньги
  • 1
    Не спешите с регистрацией бизнеса
    Сначала подготовьтесь к работе и только потом идите в налоговую.
  • 2
    Выберите оптимальный налоговый режим
    Чтобы не переплачивать в несколько раз.
  • 3
    Не берите сотрудников в штат
    Если их работу могут сделать аутсорсинговые компании, самозанятые или ИП.
  • 4
    Не экономьте на сотрудниках
    Оформляйте работников в соответствии с трудовым законодательством и платите им не меньше МРОТ, а еще лучше — не меньше среднеотраслевой зарплаты в вашем регионе.
  • 5
    Не берите бухгалтера на работу
    Вести бухучет, сдавать отчетность и консультироваться с экспертами можно самостоятельно через специальный онлайн-сервис или с помощью аутсорсинговой компании.
  • 6
    Изучите рекомендации по управлению деньгами на счете ИП
    Не снимайте все поступления наличными и не переводите на личные карты физлиц. Пользуйтесь специальными сервисами, отслеживающими риски закрытия счета. Например, сервис «Ревизор» от Ак Барс Банка
  • 7
    Уточните, нужна ли вам онлайн-касса
    Чтобы не платить штрафы за отсутствие кассовой техники.
  • 8
    Составьте календарь обязательных платежей
    И не пропускайте сроки уплаты страховых взносов и налогов.

Что нового

налоги и недвижимость
31.01
Живем по закону
Недвижимость и налоги: что изменится для собственников в 2023 году
автомобиль и расходы
31.01
Экономим
Как проверить бонус-малус при покупке ОСАГО и сэкономить на полисе
зарплатная карта
30.01
Живем по закону
Как перевести зарплату в другой банк и что делать, если работодатель против
семейная ипотека
30.01
Экономим
«Семейную ипотеку» расширили: как теперь взять кредит на жилье
ветеран труда
27.01
Живем по закону
Как получить ветерана труда и право на соцподдержку
помощь семье от государства
27.01
Живем по закону
Льготы и выплаты родителям детей-инвалидов: как оформить и получить
Какие приложения сэкономят деньги в отпуске: от аудиогидов до Wi-Fi
27.01
Экономим
Какие приложения сэкономят деньги в отпуске: от аудиогидов до Wi-Fi
Как не лишиться квартиры при банкротстве продавца
26.01
Живем по закону
Как не лишиться квартиры при банкротстве продавца
«Помогу взять кредит»: как распознать «черного» брокера
26.01
Живем по закону
«Помогу взять кредит»: как распознать «черного» брокера
Как получить пенсионные накопления умершего родственника
26.01
Живем по закону
Как получить пенсионные накопления умершего родственника
кредитная карта
25.01
Экономим
Кредитная карта: как выбрать самую выгодную
частный детектив
24.01
Зарабатываем
Как работает частный детектив и сколько получает
ребенок с банковской картой
20.01
Живем по закону
Стоит ли оформлять банковскую карту ребенку и как это сделать
мошенник в интернете
19.01
Экономим
Боты-мошенники в интернете: чем опасны и как защититься
женщина занимается керамикой
19.01
Истории
«Я ушла из офиса и создала свой бизнес на керамике»
интерьер в квартире
18.01
Истории
Личный опыт: как мы увеличили аренду на 40%, вложив в квартиру 30 000 ₽
На сколько подорожал техосмотр в 2023 году
16.01
Живем по закону
На сколько подорожал техосмотр в 2023 году
Магазины, кафе, отели: акции и скидки января
12.01
Экономим
Магазины, кафе, отели: акции и скидки января
Единый налоговый платеж, ликвидация ПФР и цифровой рубль: что изменится в январе
10.01
Живем по закону
Единый налоговый платеж, ликвидация ПФР и цифровой рубль: что изменится в январе