Все про бизнес

О чистке госреестра от спящих предпринимателей, бесплатной электронной подписи и отмене моратория на маркировку товаров

Развиваем
В мае рабочие дни неожиданно превратились в нерабочие. Тем не менее за короткий месяц произошли небольшие, но серьезные изменения для бизнеса: запретили продавать немаркированные товары легкой промышленности, ИП на патенте начали получить извещение от налоговиков, а ФНС сообщила об исключении более полумиллиона предпринимателей из реестра. Об этих и других важных изменениях прошедшего мая рассказываем в статье.

Налоговики удалили из госреестра более полумиллиона предпринимателей


В мае налоговая инспекция напомнила о «чистке» госреестра от спящих предпринимателей. Зачистка началась в сентябре 2020 года и за 8 месяцев налоговая инспекция исключила из ЕГРИП более 500 000 индивидуальных предпринимателей. 

Напомним, исключение касается ИП, которые 15 месяцев подряд не сдают отчеты и задолжали по налогам. Сумма долга в законе не оговаривается, возможно, достаточно недоимки в 1 ₽, чтобы потерять статус ИП.

Чтобы удалить ИП из реестра, уходит около месяца. За это время предприниматель может остановить процесс: необходимо направить в налоговую инспекцию возражение с обоснованием и отчитаться перед ФНС за последний год.



Важно: за месяц до исключения из реестра налоговики отправляют сообщение о предстоящем исключении в Личный кабинет индивидуального предпринимателя и публикуют в журнале «Вестник государственной регистрации» списки кандидатов на вылет. 



Принудительное закрытие ИП: кого и как исключат из ЕГРИП

Упростили получение вычетов по подоходному налогу


Раньше сотрудники могли подать работодателю заявление и уведомление, подтверждающее их право на вычет. С 21 мая 2021 года упростили порядок получения имущественного и инвестиционного вычета по НДФЛ — у сотрудников пропала потребность обращаться с заявлением к работодателю. 

Теперь банки, подключенные к системе информационного обмена, самостоятельно передают информацию о пополнении индивидуального инвестиционного счета, покупке квартиры или выплате процентов по ипотеке. Налоговики проверяют информацию, формируют заявление на вычет и направляют документ в личный кабинет налогоплательщика. Вашим сотрудникам остается подтвердить сведения — подписать заявление.

ИП на патенте начали получать уведомление от налоговой инспекции 


С 2021 года предприниматели на патенте могут снизить налог. Для этого ИП посылает в налоговую инспекцию заявление, куда вносит сумму перечисленных взносов и оплаченного больничного пособия. 

ИП на ПСН может вычесть:

  • фиксированные страховые взносы за себя;
  • взносы, уплаченные за наемных работников на обязательное пенсионное и медицинское страхование; 
  • пособие по больничному листу сотруднику за первые 3 дня; 
  • платежи по ДМС — добровольное медицинское страхование; 
  • 1% со взносов ИП, уплаченных при превышении дохода в размере 300 000 ₽.

Если предприниматель работает один, он может сократить сумму налога на 100% — за счет вычета по страховым взносам стоимость патента сократится до нуля. ИП с работниками могут сократить налог максимум на 50%.

Как ИП на патенте снизить стоимость на сумму страховых взносов

Чтобы получить вычет, ИП обязан самостоятельно послать уведомление в налоговую инспекцию об уменьшении суммы патента. Если указанная к зачету сумма не совпадает с уплаченными взносами, то налоговики откажут в уменьшении налога. Если предприниматель вычел взносы, но не перечислил их в бюджет — налоговики также отказывают в вычете: с 30 мая они начали рассылать уведомления об отказе в уменьшении налога на сумму страховых взносов. 

Налоговая служба утвердила форму уведомления об отказе в уменьшении суммы налога. Новая форма начала действовать с 30 мая 2021 года.

Бесплатная электронная подпись 


Для электронного документооборота организации и ИП получают квалифицированную электронную цифровую подпись (КЭП) в аккредитованных центрах. Их перечень опубликован на сайте Минэкономразвития

Сейчас оформление электронной подписи — услуга платная, в среднем нужно заплатить около 2000 ₽. 12 мая налоговики проинформировали россиян, что с 1 июля 2021 года предприниматели и руководители организаций смогут получить КЭП бесплатно — ее начнет выдавать удостоверяющие центры ФНС. Об этом налоговики проинформировали россиян 12 мая 2021 года. Электронной подписью, оформленной в удостоверяющем центре ФНС, можно подписывать, например, счета-фактуры, первичные документы, налоговые декларации, отчетность в Росстат и внебюджетные фонды. Действовать она будет 15 месяцев. 

Чтобы оформить КЭП в ФНС, нужно подать заявление, приложить к нему копию паспорта и СНИЛС. Подать заявление можно в региональной ИФНС или через личный кабинет налогоплательщика. Налоговики начнут принимать заявление с 1 июля 2021 года. 

Для тех, кто пользуется электронной подписью — ничего не меняется. Они могут спокойно пользоваться ей, пока срок не истечет срок действия ключа электронной подписи. Если срок действия заканчивается в июне — новую КЭП придется оформлять платно в удостоверяющем центре. 

Как перейти на электронный документооборот

Закончился мораторий на маркировку товаров легкой промышленности 


С 1 января 2021 запрещено торговать товарами легкой промышленности без маркировки — ограничения распространяются на кожаную и трикотажную одежду, пальто, плащи и текстильную продукцию, кроме штор, одеял, пледов. 

Однако на некоторые виды товаров дали отсрочку до 1 мая 2021 года. Это касалось:

  • белья с кодами 6302 по ТН ВЭД, кодами 13.92.12, 13.92.13, 13.92.14;
  • одежды и одеял с кодами 6106, 6201, 6202 и 6302 — по ТН ВЭД; кодами 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31 — по ОКПД 2.

С 1 мая оборот таких товаров без маркировки запрещен. Если предприниматель продает или хранит на складе немаркированные товары — его оштрафуют на суммы от 50 000 до 300 000 ₽.

Как магазинам маркировать одежду