Подпишитесь на рассылку
Раз в неделю отправляем самые свежие материалы на тему личных финансов и бизнеса
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
самозанятые

Онлайн-сервисы для самозанятых

Как они упрощают работу предпринимателя на НПД
24 февраля 2021
автор Мария Макеева самозанятая
Мария Макеева
самозанятая
Пилотный закон о самозанятости стартовал в 2019 году, но некоторым предпринимателям до сих пор непонятно, как выдавать чеки клиентам и общаться с налоговой дистанционно — передавать сведения о доходах, платить налог. Разберемся, какие приложения и сервисы помогают работать самозанятым.

Официальное приложение ФНС — «Мой налог»

Приложение «Мой налог» — это официальный сервис для работы самозанятых. Чтобы зарегистрироваться в приложении, нужно скачать мобильную версию для iPhone и Android или открыть веб-версию на сайте nalog.ru.

Что дает: необходимый минимум для работы в качестве самозанятого. В приложении самозанятый удаленно взаимодействует с налоговой: вносит записи о доходах, формирует и учитывает чеки, получает автоматическое уведомление о сумме налога и бонуса. Также в приложении можно просмотреть статистику доходов и уплаченных налогов, историю выданных чеков за весь период самозанятости. Если привязать карту, можно подключить автоплатеж и забыть о налогах — деньги спишут с карты в установленный срок — до 25 числа следующего месяца. В приложении можно сформировать справку о постановке на учет и о доходах за любой период.
Справка о постановке на учет физлица в качестве самозанятого
Справка формируется в формате pdf и подписывается электронной подписью ФНС. Документ можно переслать по электронной почте, мессенджеру или распечатать
Через приложение «Мой налог» можно подать заявление в Пенсионный фонд на уплату добровольных страховых взносов. Текст заявления автоматически формируется и пересылается в Пенсионный фонд. В течение трех дней специалисты ПФР рассматривают заявление, после чего у вас открывается доступ к личному кабинету ПФР. Там можно управлять взносами — перечислять любую сумму в счет будущей пенсии, посмотреть информацию о стаже и страховых взносах за текущий год, проверить поступившие платежи и обратиться за технической поддержкой.
Функции Пенсионного фонда в приложении Мой налог
Чтобы получить доступ к функциям Пенсионного фонда, через приложение «Мой налог», отправьте заявление на добровольные страховые взносы
Кому устанавливать: всем самозанятым. Даже если зарегистрировали самозанятость через другие приложения, «Мой налог» все равно пригодится — пока только через него можно платить страховые взносы. А если налоговая запустит новые функции или возможности для самозанятых, они в первую очередь появятся в официальном сервисе.

Банковские продукты для самозанятых

На сайте налоговой службы есть список банков-партнеров, которые предлагают аналог приложения «Мой налог». Сейчас в этом перечне 17 организаций, причем крупных федеральных всего несколько: Ак Барс Банк, Альфа-Банк, ВТБ Банк, Сбербанк, Тинькофф Банк.

Что дают: банки предлагают клиентам зарегистрировать самозанятость через них. Возможности банковских приложений аналогичны базовому функционалу сервиса «Мой налог» — самозанятый может привязать личную карту, формировать электронные чеки и уплачивать налог.

В разных банках свои особенности, например, в Тинькофф Банке сервис для самозанятых доступен только в декстопной версии — это не совсем удобно, если привыкли пользоваться мобильным банком. В приложении «Свое дело» Сбербанка любые поступления на карту по умолчанию сохраняются с подписью «услуги самозанятого» — позже нельзя отредактировать запись. По мнению консалтингового агентства Markswebb, это усложняет поиск нужного чека среди аналогичных.
В Ак Барс Банке сервис для самозанятых доступен только клиентам банка. Чтобы пользоваться им, нужно иметь дебетовую карту. Виджет не заменяет официальное приложение «Мой налог», а дополняет его и облегчает работу.

Поступления на дебетовую карту автоматически отражаются в разделе «Мои продажи». Если доход не связан с предпринимательской деятельностью — ничего делать не нужно. А если деньги поступили от клиента — нажмите на операцию и выберете функцию «Создать чек». Затем укажите категорию покупателя: физлицо или компания. От выбранного статуса зависит налоговая ставка: за частного клиента налог рассчитают в размере 4%, за организацию и ИП — 6%. Для удобства можно добавить описание сделки — за какую услугу, работу или товар вы получили деньги.

Если клиент расплатился наличными, или деньги поступили на другую карту и электронный кошелек — информацию в приложение Ак Барс Онлайн можно ввести вручную. Особенно удобно — завести отдельную карту для предпринимательской деятельности, привязать в ее приложении и использовать только для расчетов с клиентами. Тогда для всех поступлений на нее можно будет создавать чеки и учитывать их как доход, а не фильтровать личные переводы и платежи от близких.

В приложении можно аннулировать сформированный чек, например, сформировали чек по ошибке, или вернули деньги клиенту. Аннулированный чек не учитывается при исчислении налога.

По окончании налогового периода вы получите уведомление с суммой налога и напоминалку, когда нужно платить налог. Его также можно оплатить через приложение Ак Барс Онлайн.
Дополнительно можно воспользоваться и другими банковскими услугами специально для самозанятых, например, технической поддержкой. В новом налоговом режиме еще не все разобрались — телефоны ФНС часто перегружены, и самозанятому сложно дозвониться. Если нужна срочная консультация по работе приложения, удобнее воспользоваться технической поддержкой банка — специалисты оперативно реагируют на сообщения и подробно отвечают на вопросы самозанятых.
ВАЖНО: в Ак Барс Страховании самозанятый может оформить страховой полис. Программа «Люди дела» выплатит компенсацию в случае вашей болезни или несчастного случая, окажет юридическую поддержку, поможет компенсировать ущерб, причиненный третьим лицам.
Кому устанавливать: клиентам определенных банков, если их устраивает экосистема выбранного учреждения — условия по картам, вкладам, кредитам. А также самозанятые отмечают — если пользоваться банковскими сервисами для самозанятых, проще получать кредиты и оформить ипотеку.
Переписка по поводу кредитования самозанятых
В социальных сетях пользователи делятся положительным опытом кредитования

Предложения от партнеров

Налоговая сотрудничает не только с банками, но и с другими организациями — электронными площадками и агрегаторами, где самозанятые могут предлагать свои услуги или продавать товар. Список таких компаний представлен в разделе «Партнеры» приложения «Мой налог» и на сайте ФНС.

Например, самозанятому таксисту удобно сотрудничать с Яндекс.Go, Ситимобилом и «Такси Максим», курьеру — с Dostavista, Яндекс.Едой или Delivery Club, владельцу квартиры — сдавать квартиру на ЦИАН, фрилансеру — искать заказы на FL.ru или YouDo, производителю — торговать своей продукцией на Ozon или Wildberries, автору — писать в блог на Яндекс.Дзен.

Чтобы подключиться к партнерскому сервису, самозанятому достаточно зарегистрироваться на площадке и открыть доступ к своим данным из приложения «Мой налог».

Что дают. Если подключиться к сервису партнера, можно автоматизировать учет платежей — клиенты платят через партнерский сервис, поэтому самозанятому не нужно формировать чеки. Площадка самостоятельно фискализирует доходы самозанятых, передает информацию в налоговую, и суммы доходов появляются в приложении «Мой налог». Если самозанятый работает с организациями или ИП, документооборот с ними площадка берет на себя.

Самозанятому останется оплатить налог по итогам месяца. А иногда партнерский сервис сам перечисляет налог за самозанятого — площадка удерживает с дохода сумму налога и отправляет ее в ФНС.

Сервисы перечисленных площадок упрощают учет доходов и уплату налогов. С помощью агрегатора самозанятые расширяют клиентскую базу.

Статус самозанятого и подключение к партнерской программе дает дополнительные преимущества. Например, продавцы со статусом самозанятого размещаются в верхних строчках рейтинга, или им открывают доступ к бизнес-заказам, закрытый для исполнителей без статуса.

Кому устанавливать: самозанятым, товары и услуги которых соответствуют деятельности электронной площадки.
Какие сервисы помогают работать самозанятому
1
Приложение «Мой налог»
Официальный сервис нужен, чтобы зарегистрировать самозанятость и полноценно работать: фиксировать доход от бизнеса, отправлять чеки клиентам, платить налог и добровольные страховые взносы в ПФР.
2
Банковские сервисы для самозанятых
Альтернатива приложению «Мой налог». Пользователям банковского сервиса легче оформить кредит и ипотеку, можно автоматизировать прием платежей, подключить интернет-эквайринг.
3
Предложения от партнеров ФНС
OПомогают расширить клиентскую базу, облегчают поиск заказчиков, учитывают операции, отправляют чеки клиентам, удерживают налог с дохода и перечисляют его в ФНС.
Самозанятым
Life.Profit посвятил теме самозанятости множество публикаций. Мы можем назвать себя одним из самых подкованных в этой сфере онлайн-изданий в России. Наши авторы и герои — самозанятые. Они делятся своим опытом и подробно рассказывают, как работать в новом налоговом режиме.
Читайте другие материалы об открытии и развитии бизнеса